Унтер-офицер станет сержантам пример?
Мне, честно отслужившему два года в советских вооруженных силах и добившемуся на погонах лычек старшего сержанта, было интересно узнать о новом воинском эксперименте с появлением должности главного сержанта в Российской армии.
Не звания, как, например, в ВМФ России есть чин главного корабельного старшины, а именно должности. Более того, должности выборной. То есть собираются сержанты роты или батареи и голосованием выбирают между собой главсержанта.
Он им должен обеспечивать дисциплину и подавать личный пример в боевой подготовке и профессиональной выучке. А что еще? Ну, может, еще быть опорой для командира. Более ничего. И привилегий никаких в виде повышенного должностного оклада, дополнительного пайка или выслуги лет. Разве что в казарме у него будет собственный уголок. Звучит как-то странно.
Выборные старшие и младшие командиры и комиссары были чуть более 100 лет назад на заре создания Красной армии. Да и то от сомнительного эксперимента через несколько месяцев отказались, поскольку резко упала дисциплина. И тогда всех командиров стали назначать приказами сверху.
А что главсержант с сержантскими лычками должен делать сейчас, кем командовать? Командирами отделений, заместителями командиров взводов, старшинами рот? По сути, они такие же сержанты. И ими командуют офицеры – командиры взводов и рот.
Поэтому новая должность вызывает пока одни вопросы. Зато нашей армии в нижнем командирском звене катастрофически не хватает званий. Их всего четыре – младший сержант, сержант, старший сержант и старшина. Для сравнения: в современной армии США таких званий 11. Да и в царской армии их количество колебалось от 9 до 11 в разные периоды.
И все эти унтер-офицеры были востребованы. Дополнительные лычки на погонах вели к большему авторитету среди сослуживцев и повышенному денежному довольствию. Не случайно к ним так стремились будущие советские маршалы Семен Буденный и Георгий Жуков. А в годы Первой мировой войны фельдфебелям, вахмистрам, зауряд-прапорщикам и подхорунжим без всяких училищ или экзаменов присваивались первые офицерские чины прапорщиков, лейтенантов, подпоручиков и хорунжих.
Так что, мне кажется, надо вводить не должности, а звания главных сержантов. Я бы лично к такому чину стремился.
Автор: Николай КУТЕНКИХ