Как защитить пожилых родителей от денежных потерь

В адрес портала Банки.ру поступает множество возмущенных отзывов о том, как пожилым людям навязали ненужные дополнительные услуги или убедили их вложить деньги в инвестиционный продукт, называя его «вкладом с повышенной доходностью». Именно пенсионеры становятся легкой добычей как для телефонных мошенников, которые представляются банковскими сотрудниками, так и для других злоумышленников.

23 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4513 (6218) от 23 май 2019

Портал Банки.ру настаивает: не будет лишним напомнить основные правила финансовой безопасности своим родителям, бабушкам, дедушкам и другим пожилым родственникам, чтобы уберечь их от денежных потерь.

Совет о том, что не стоит держать вместе пластиковую карту и ПИН-код к ней, вызовет у большинства улыбку. Но именно так поступают многие пожилые (и не только!) люди. Банкиры рассказывают, что нацарапанный на карте ПИН-код – это тоже не шутка. Стоит удостовериться, не совершают ли ваши родные подобных ошибок, выяснить, знают ли они о том, что нельзя сообщать информацию по карте кому бы то ни было.

«На мой телефонный номер поступило СМС-сообщение о том, что с моего счета в банке якобы были сняты средства, и был указан телефонный номер, на который необходимо позвонить, чтобы предотвратить хищение. По этому номеру ответил мужчина, который представился сотрудником банка и сказал, что мне необходимо сказать ему номер из СМС-сообщения, чтобы предотвратить это хищение. Я имею слабое зрение и не умею читать на латинском языке, я назвала ему номер из СМС от банка, в результате все средства (а именно 50 тысяч рублей) были списаны с моего счета. Это деньги, которые я копила очень долгий период времени. Если учесть, что моя пенсия 12 тысяч рублей, из которых половину я отдаю за коммунальные услуги и часть за лекарства, на еду остаются гроши», – поделилась своей историей на форуме пользователь Банки.ру.

Пожилые люди часто с недоверием относятся к советам младших членов семьи, не желая выслушивать от них поучения. Если есть проблемы с тем, как донести информацию о финансовой безопасности, можно рассказать «историю о знакомом», потерявшем деньги из-за действий мошенников. Полезными могут оказаться и возможности интернет-банкинга: установите лимиты для расходных операций по карте, подключите автоплатежи для оплаты услуг ЖКХ. Также можно подключить СМС-информирование об операциях по карте близких на свой номер телефона.

Денежные потери можно понести не только из-за мошенников. Покупка ненужных товаров или услуг – это, по сути, те же выброшенные деньги, только уже по собственной воле.

«У бабушки побывал представитель компании, устанавливающей пластиковые окна. И хотя окна у нее вполне хорошие, она поддалась на уговоры и согласилась на установку. Выяснили, что на это дело она оформила кредит, да еще и со всеми возможными страховками», – поделилась своей историей пользователь портала.

Объясните, что, оформляя какую-нибудь услугу или продукт, не надо торопиться. Можно и нужно попросить договор, чтобы изучить его и посоветоваться с родными. Нелишним будет напомнить и о том, что за объявлениями о различных акциях и скидках для пенсионеров зачастую стоят самые беспринципные продавцы.

Недобросовестная продажа финансовых услуг – еще одна опасность, подстерегающая пожилых людей. Пенсионерам под видом вкладов с повышенной доходностью продают инвестиционное или накопительное страхование жизни (ИСЖ). «Недавно наблюдала, как менеджер раскручивала пожилую женщину на ИСЖ. У нее закончился вклад, она пришла заключать новый, выбирала-выбирала и попала в оборот. Смотреть на это было неприятно, у меня чесался язык вмешаться в это безобразие, но это как-то не принято», – рассказала посетитель форума.

Отделение банка – это то место, где меньше всего ожидаешь быть обманутым. Именно доверие к финансовым институтам заставляет не глядя подписывать договор, положившись на профессионализм сотрудника. А ситуации, когда человек просто пришел оформить карту, а ему подключили все мыслимые и немыслимые услуги, можно и вовсе назвать стандартной практикой. Расскажите своим родным про то, с какими уловками банковских сотрудников можно столкнуться. По возможности сопровождайте их во время визита в банковское отделение. Также можно оформить доверенность на выполнение операций по текущим счетам.

Важно!

Зачастую мотивацией, из-за которой пожилые люди вступают в диалог с мошенниками или не очень добросовестными продавцами, становится нехватка общения. Старайтесь уделять внимание своим родным, тогда у них не возникнет такой потребности.

Автор: Отдел экономики «В»