От чего растаял вынужденный хулиган?

Ответ даст спектакль театра кукол, посвященный бескорыстной любви

16 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4509 (6214) от 16 май 2019

Все знают, что случилось с золотым яичком, которое снесла Курочка Ряба. Но только те юные зрители и их мамы, папы и бабушки, что придут на спектакль «Золотой цыпленок» в Приморский краевой театр кукол в начале июня, смогут узнать больше. Оказывается, Курочка Ряба снесла еще одно золотое яичко. Но его ждала гораздо более интересная судьба!

Представьте себе, золотое яйцо украли Волк и Лиса. Да не просто так, а с «долгоиграющими» намерениями: вырастет еще одна курочка, будет им яйца нести да высиживать, будет каждый день курятинка к обеду. Но не все так просто. Потому что не из каждого яйца вылупляется обязательно курочка…

Содержание предыдущих серий

– «Золотой цыпленок» поставлен по пьесе Владимира Орлова, – рассказывает режиссер постановки заслуженный артист России Вадим Перфилов. – Пьеса давняя, но очень и очень актуальная, добрая, умная и одновременно веселая, из тех, про которые говорят: нестареющая. В ней чудесная драматургия, искренние чувства, а главное, она близка и понятна актерам, тут сразу ясно, что и как играть. 

В нашем театре она была поставлена дважды, эта версия третья. Во второй версии, в 1992-м, я играл Волка. И с нежностью вспоминаю ту работу. Поэтому с радостью согласился на предложение главрежа Виктора Бусаренко поставить спектакль вновь. 

На этот раз мы решили его в классическом стиле – за ширмой. Детям такой вариант всегда нравится. В спектакле сохранена музыка Виктора Либерского, она была написана еще к постановке 1992 года. И мы добавили к классическому варианту кукольного театра за ширмой театр теней. Я решил, что это оправданно – переключить детское внимание, показать как бы то, что происходит за кадром: вот Волк гонится за Лисой, вот Курочка Ряба снесла яичко. Обо всем этом в спектакле не говорится, но мы рассказываем детям «содержание предыдущих серий».

Когда унесли Волк и Лиса в лесную чащу золотое яичко, отлучилась Лиса по каким-то делам, а Волк остался добычу караулить. И тут на свет появился… петушок. Петя. Посмотрел на Волка и нежно сказал: «Здравствуй, папа!» Тут-то и наступил в судьбе Волка перелом. Потому что в его суровом сером мохнатом сердце на слово «папа» откликнулось что-то, скрытое очень глубоко…

Хиппи в маске злодея

– Наш спектакль про то, как даже в таком, на первый взгляд, заскорузлом и черством существе, как Волк, могут проявиться любовь, нежность, сильные чувства к тому, кто его, Волка, любит, – объясняет Вадим Перфилов. – По большому счету, наш главный герой – такой, знаете, хулиган вынужденный. Он готов быть добрым и нежным, но он же Волк. А Волк, это все знают, страшный, злой, коварный, все от него этого ждут, так к нему и относятся. И что ему делать? Вот он и носит маску черствого и злого существа. Его никто никогда не называл умным, не говорил ему, что он молодец и что он добрый и хороший. А тут цыпленок, наивное, лишенное стереотипов существо, видит в нем сильного, надежного и доброго папу. И в Волке просыпается все самое лучшее! 

Вообще, он для меня творческая даже личность, немножко хиппи, верящий в справедливость и живущий под маской. 

Вот потому Волк в финале и идет работать собакой у деда и бабы – он был готов к этому. Не зря он поет: «Какой-то странный сон зовет издалека, и гладит он меня по седине: и детская рука, и миска  молока, и косточка, протянутая мне. Но я не в силах изменить свою природу, и серым волком я останусь навсегда». Но снять маску можно, если к тому есть сильная мотивация.

«Золотой цыпленок» – одна из самых популярных в России пьес для кукольного театра. Даже в Приморском крае она идет в двух театрах кукол – во Владивостоке и Находке. Но в том и прелесть этой пьесы, что по ней можно поставить совершенно разные спектакли, непохожие друг на друга и в то же время удивительно добрые и веселые.

– В нашем «Золотом цыпленке» актеры (Волк – Василий Косенок, Лиса – Ольга Перфилова / Оксана Иванова, Цыпа – Оля Стеценко / Екатерина Юркина) работают с удовольствием, это та драматургия, от которой одна радость, – говорит режиссер. – Здесь все страсти наружу, тельняшку в клочья, если хотите. Я так и настраивал актеров: уж если Волк страдает, когда Лиса уносит цыпленка, то он страдает! Чуть утрированно, но чтобы были видны сильные эмоции. Художник спектакля Ольга Семенова работала над оформлением постановки быстро и с интересом. В итоге, на мой взгляд, у нас получилась мобильная, но одновременно очень стильная и красивая работа.

Наш спектакль для всех возрастов, дети помладше почувствуют его как сказку, а дети постарше и оценят уже юмор, и поймут ту мораль, которую несет постановка. Да и взрослым будет где улыбнуться.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ