Последние залпы Второй мировой

Пушки Владивостокской крепости против орудий главного калибра Квантунской армии

7 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4506 (6211) от 7 май 2019
3.jpg

Накануне Дня Победы взрослые и кадеты общественного движения «Рокада» из Владивостока, Пограничного и Октябрьского районов побывали в приграничном Дальнереченске, где привели в порядок братскую могилу советских воинов.

Во главе военно-патриотической экспедиции – сотрудник Военно-исторического музея ТОФ подполковник в отставке Юрий Сыромятников. Он согласился встретиться с корреспондентом «В» и рассказал, почему «Рокада» отправилась именно в Дальнереченск. Кстати, мало кто помнит его прежнее название – Иман. Еще меньше тех, кому известно: этот город и железнодорожная станция появились на месте казачьей станицы Графской.

– Откуда такое необычное название поселения?

– Своим названием станица обязана решению генерал-губернатора Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому в начале освоения Приморья. Станица, кстати, старше Владивостока, ее основали забайкальские казаки в 1859 году. Как тогда, так и сейчас главная задача дислоцированных здесь воинских подразделений заключается в охране пограничных рубежей Родины. 

К сожалению, от самой Графской сейчас мало что осталось. На ее развалинах нынче строят коттеджи. Единственным напоминанием о старом названии станицы остается памятник Муравьеву-Амурскому, чьими стараниями к России присоединились Приамурье и Приморье. 

По соседству находится мемориал красноармейцам, погибшим в августе 1945 года в бою с японскими милитаристами. Рядом расчищен фундамент бывшего православного храма – сейчас иерархи Русской православной церкви хотели бы построить на этом месте новую церковь. 

Восточная линия Мажино

– Что случилось в 45-м в станице Графской?

– В этом месте состоялась последняя и одна из самых тяжелых и кровопролитных битв в войне с Японией и в освобождении Китая. Схлестнулись два укрепрайона (УР) по обе стороны Уссури. Наш – Иманский. С той стороны – Хутоуский (в переводе с китайского – «голова тигра»). 

И тут надо понять значимость этой территории. Великая Транссибирская магистраль, построенная параллельно Уссури и Амуру, ближе всего подходит к границе именно в районе Дальнереченска. Это значит, что врагу, желавшему перерезать Транссиб, проще всего это можно было сделать именно в этой точке.

Поэтому командование Квантунской армии и создало здесь самый мощный в Маньчжурии УР. Самураи подтащили сюда артиллерию самого крупного калибра. Приведу пример. За всю Вторую мировую войну японцы использовали пушки калибром 410 мм (это главный калибр броненосных кораблей, каждый снаряд весом в 1000 кг) только на этом направлении. И пушки, и снаряды были в составе оборонной линии, и их сняли с этих позиций и привезли оттуда специально для усиления Хутоуского укрепрайона. Дальность стрельб этих орудий – 20 км, и они были наведены на наши железнодорожные и автомобильные мосты, которые располагаются в 4 км от границы. Японцы намеревались первыми же выстрелами их уничтожить. Забегая вперед, скажу, что частично им это удалось – выстрелы повредили насыпь, рельсы и некоторые конструкции, но сами мосты остались целы. 

Чтобы противостоять японской мощи, с берега бухты Боярин на острове Русском сняли и привезли в район Дальнереченска самые мощные мортиры калибром 305 мм образца 1915 года с дальностью стрельбы 13,5 км (ранее они размещались на береговой батарее № 911). В усиление им придали самоходные пушки 280 мм. Представляете, какие силы стояли друг против друга? И это было последнее в мировой истории использование крепостных осадных орудий.

– Японцы в свое время называли Хутоуские укрепления «восточной линией Мажино». Неужели такие мощные?

– Все верно, сами японцы считали их неприступными. Сравнивали с французскими укреплениями Мажино на границе с Германией (те были самыми мощными в мире, поэтому вермахт обошел их с фланга в 1940 году). Строились несколько лет. Японский УР опирался на склон горы Хутоушань. От российской территории его отделяют реки Уссури и Сунгача. 

Командование Квантунской армии придавало большое значение стратегическому расположению уезда Хутоу. Он занимал площадь более 100 км по фронту и 40 км в глубину, состоял из шести узлов сопротивления и трех отдельных опорных пунктов. К примеру, в центральной части было 7 артиллерийских и 12 пулеметных дотов, бронеколпаки и открытые позиции с огневыми точками. Имелись подземные электростанции и водохранилища, узлы связи, запасы продовольствия и боеприпасов на много месяцев обороны. Все сооружения были соединены развитой системой подземных ходов, надежно прикрыты от ударов авиации и артиллерии.

– А что можно сказать про советский Иманский УР?

– Решение о строительстве укрепленных районов на границе с Маньчжурией было принято 3 сентября 1939 года. Автором проекта именно этого УР был генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев, который в царские времена строил крепость Владивосток. Тот самый генерал Карбышев, геройски погибший в фашистском концлагере. Центр Иманского укрепрайона дислоцировался на сопке Половинка в 9 км северо-западнее нынешнего Дальнереченска. Он стал зеркальным отражением японских укреплений.

Призыв императора самураи проигнорировали 

– И все-таки советская армия смогла уничтожить укрепления японцев…

– Масштабная операция с применением авиации и артиллерии началась 9 августа 1945 года. Противник был застигнут врасплох. Части 109-го Иманского укрепрайона в первом часу ночи вместе со всем Дальневосточным фронтом перешли на основных направлениях государственную границу и атаковали противника. 

Японские войска бешено сопротивлялись, используя подземную инфраструктуру крепости. 

На Иманском направлении наша артиллерия вела методичный обстрел укреплений в районе Хутоу, давя огневые точки противника. Артиллерия японцев вела ответный ураганный огонь по городу Иману и по железнодорожной магистрали Хабаровск – Владивосток.

Перед первым штурмом наша авиация в составе 49 бомбардировщиков Ил-4 под прикрытием 50 истребителей в течение двух часов бомбила оборонительные сооружения и японские батареи. Войска 35-й общевойсковой армии под командованием генерал-лейтенанта Никанора Захватаева в течение дня на флангах форсировали реки Уссури и Сунгачу и с боями продвинулись на глубину от 5 до 12 км. Но чем ближе наши войска подходили к Хутоускому укрепрайону, тем больше возрастало сопротивление противника, в конечном счете вылившееся в затяжное ожесточенное сражение.

10 августа был нанесен второй бомбовый удар и советские войска овладели городом Хутоу. Однако самураи продолжали удерживать и оборонять свои основные опорные пункты. Более того, используя подземные ходы сообщения, быстро маневрировали и наносили контратаки во фланг и тыл нашим подразделениям, блокирующим доты и дзоты. Поэтому наши войска обошли и окружили со всех сторон Хутоуский УР.

14 августа Япония официально приняла условия безоговорочной капитуляции. Император Хирохито 15 августа по радио обратился к нации и объявил о капитуляции. Квантунская аримия, воевавшая с СССР и Монголией, сложила оружие. Но японский гарнизон в Хутоу так и не сдался вместе со всей Квантунской армией. С 15 по 19 августа на противоположном берегу Уссури напротив нынешнего Дальнереченска шли ожесточенные бои. Японцы дрались отчаянно. Так, высота Острая в течение двух дней несколько раз переходила из рук в руки.

18 августа советское командование предъявило окруженному гарнизону ультиматум. Однако предложение о капитуляции было отвергнуто, а парламентер из числа пленных японцев, отправленный к соотечественникам с белым флагом, был зарублен офицером-самураем. 

Тогда Красной армией был подготовлен и предпринят еще один штурм. Ему предшествовали мощные и продолжительные авиационные и артиллерийские удары. Следом батальоны и роты 109-го Иманского укрепрайона штурмом овладели Хутоуским узлом сопротивления. 

19 августа из-за Уссури прилетел последний японский снаряд на российскую территорию и разорвался в 500 метрах от железнодорожной станции Лазо. 

Японский гарнизон численностью до 3000 солдат и офицеров так и не сдался, а потому почти полностью был истреблен. Также погибло большое число японских переселенцев и членов семей военнослужащих, собранных в подземное убежище. 

Однако последние доты врага были уничтожены, а полная капитуляция Хутоуского укрепрайона состоялась лишь 23 августа 1945 года. В этот день были последние залпы и выстрелы самой кровавой битвы в истории Второй мировой войны. Последних оставшихся в живых японских военнослужащих и вовсе пленили лишь 10 сентября. В плен попало только 53 человека.

Представляете, уже повсеместно от Курил до Северной Кореи и Порт-Артура советские войска праздновали победу, а здесь еще гибли наши бойцы и командиры. При взятии крепости Хутоу погибли или позднее умерли от ран в госпиталях свыше 1000 советских солдат и офицеров. Большинство из них похоронили на советской земле. Из них 493 человека упокоились в братской могиле на территории бывшей станицы и бывшего военного городка Графского. 

В их числе есть и наши земляки – приморцы: 

старший лейтенант Порхоменко Алексей Сидорович,

лейтенант Смирнов Федор Петрович,

лейтенант Аникеев Василий Иванович,

лейтенант Самцов Иван Иванович,

лейтенант Михненко Андрей Михайлович,

старший сержант Бобырь Иван Иванович,

сержант Ягодкин Николай Петрович,

красноармеец Гора Иван Иванович,

красноармеец Беляев Алексей Максимович,

красноармеец Лебединский Алексей Андреевич,

красноармеец Машутников Михаил Степанович.

В память о них построен мемориал.

19 сентября 1945 года за отличие в боях 109-му УР присвоено почетное наименование Уссурийский.

В качестве трофеев нам достались два японских орудия – 410-мм гаубица и одна из 305-мм гаубиц. Они были демонтированы и доставлены в Иман, откуда их вывезли в западную часть СССР.

От автора

В Хутоу на вершине горы Мэнху китайская сторона установила памятник. Надпись гласит, что именно здесь был «погашен последний огонь Второй мировой войны».

На китайской стороне сегодня действует музейно-исторический комплекс, включающий в себя уцелевшие сооружения Хутоуского укрепленного района, в том числе остатки дота, в котором находились орудия главного калибра японской Квантунской армии. После окончания боевых действий советские саперы взорвали дот...

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ