«Помогите найти Ванечку»

ЧП на теплоходе «Туркмения»: участники злополучного рейса разыскивают спасенных детей

24 апр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4502 (6207) от 24 апр. 2019

Чрезвычайное происшествие на борту одного из флагманов пассажирского флота ДВМП в советское время – теплохода «Туркмения», случившееся 32 с половиной года назад, к великому счастью, не стало большой трагедией. Но память о тех событиях не должна уйти в небытие. 

Приморский государственный музей имени Арсеньева, журналист Сергей Еремин и газета «Владивосток» объявляют акцию по поиску участников злополучного школьного круиза. Подавляющее большинство из них (без малого 300 человек) были детьми. Прошли годы, ребята выросли, но наверняка воспоминания о страшной ноябрьской ночи 1986 года не стерлись из их памяти. Ведь главное, что все они остались живы. 

Слухи и факты

Сразу после ЧП о нем мало что было известно. Всю информацию засекретил КГБ. Однако людская молва разносила по Владивостоку и Приморью слухи о пожаре на борту «Туркмении», о спасенных детях, о гибели нескольких моряков.

Единственной официальной информацией было сообщение Дальневосточного морского пароходства: «В ночь с 9 на 10 ноября 1986 года в Японском море (неподалеку от поселка Преображение) загорелся пассажирский лайнер «Туркмения». При нахождении судна в точке с координатами 41 градус 51 минута северной широты и 133 градуса 37 минут восточной долготы в машинном отделении произошел пожар. На борту находилось 290 пассажиров, большинство из них дети, всего вместе с экипажем 413 человек. Погибли, задохнувшись в дыму, двое».

Проводилось длительное и тщательное расследование. Следователи-дознаватели горели желанием «порубить головы» виновникам ЧП. Однако по итогам расследования никого не наказали. Если не считать строгого выговора по линии КПСС, объявленного капитану Владимиру Климу. Более того, выяснилось, что экипаж во главе с капитаном нужно награждать за правильные и единственно верные действия в той ситуации. Однако и на поощрение моряков власть не решилась.

Между тем спустя годы подробности этого рейса были включены в учебники по безопасности мореплавания. Потому что спасение людей с горящей «Туркмении» и борьба за само судно в условиях ноябрьской ночи в Японском море признано заслуживающим изучения. 

SOS!

Это сейчас уже известно, что на теплоходе сразу после полуночи 10 ноября вспыхнул пожар в машинном отделении. Пожарная тревога была объявлена немедленно. Пожарные расчеты тут же принялись бороться с огнем и задымлением. Однако возгорание продолжало распространяться по судну. Возникла опасность для жизни и здоровья людей на борту.

По этой причине Владимир Клим приказал подать сигнал бедствия, спустить на воду шлюпки и плоты. Первыми на них высаживали детей и женщин в сопровождении одного-двух опытных моряков. Всем рекомендовали взять с собой документы, теплые вещи и спасательные жилеты. Все средства спасения с пассажирами и большей частью экипажа были отведены от борта в сторону берега. На судне остались 29 членов экипажа, которые продолжали борьбу с огнем и пытались сохранить плавучесть теплохода.

Через полтора часа на помощь пострадавшим к месту происшествия подошли первые суда. Это были камчатский траулер «Важгорск» и приморский пассажирский теплоход «Приамурье» (через полтора года это судно само горело у берегов Японии, в результате чего погибли 11 человек). На них при волнении моря в 3 балла со спасательных шлюпок и плотов пересадили всех людей, напоили горячим чаем, а замерзших детей укутали теплыми одеялами. Тем временем из-за ухудшения погоды с «Туркмении» сняли аварийную партию, последним борт теплохода, как и положено капитану, покидал Владимир Клим.

Борьбу с пожаром завершали противопожарный буксир «Тайфун», пришедший из Находки, и аварийная партия с сахалинской плавбазы «Прибалтика». Одни тушили огонь, другие откачивали воду. В Находку на следующий день силами спасательного судна «Преданный» отбуксировали и саму «Туркмению» с сильным креном на левый борт.
Вот тогда и выяснилось, что в едком дыму в разных местах полыхавшего судна задохнулись два человека: механик Эдуард Акатов и повар Тамара Ерылина.

Что касается спасенных, всех доставили в Находку, оттуда пассажиров перевезли во Владивосток, затем они разъехались по своим домам.

«Мы остались на этом свете»

Инициатором поиска участников круиза выступил приморский журналист Сергей Еремин. Сейчас он живет в Поднебесной, является руководителем исторической секции Русского клуба в Харбине и наблюдателем координационного совета соотечественников в Китае. Сергей Юрьевич прислал в редакцию «В» письмо с просьбой: «Помогите найти Ванечку!» Приводим его на страницах нашей газеты с небольшими сокращениями.

«Это случилось давно, очень давно. Более 30 лет назад в 70 милях от Находки произошел пожар на пассажирском теплоходе. «Туркмения» совершала круиз вдоль берегов Приморья с 290 пассажирами. Большинство из них были дети, в том числе школьники младших классов. На красивом белом пароходе, который и вправду сиял чистотой и улыбками экипажа, крайком комсомола проводил выставку детского технического творчества в открытом море. В ноябрьские праздники – если кто-то из молодежи не знает, 7 ноября в те годы вся страна отмечала очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. 

Из разных городов и поселков Приморского края пригласили в праздничный рейс самых лучших юных техников. Взрослых среди пассажиров было совсем мало. На пять-шесть шустрых, веселых, обалдевших от морского романтического, хотя и не шибко теплого ноябрьского ветра мальчишек и девчонок – один руководитель…

Все эти долгие годы мне помнится эта история. Пожар возник в машинном отделении и быстро распространился по судну. Дым едкий (горели кабельные трассы и пластиковая облицовка переборок), заставлял кашлять, глаза слезились. Всех по приказу капитана Владимира Клима собрали на шлюпочной палубе. Мы с опаской ждали: что же будет дальше? Неужели за борт или обойдется? В итоге всех посадили в шлюпки.    

«Туркмения» вдалеке и все удаляется – ветер и волны относят нас от нее. Пожар уже бушует на верхней палубе – открытый огонь на надстройке. Издалека нам виден только силуэт с мигающим пламенем в районе рулевой рубки, дым в виде серой и бесконечно длинной косой линии. Она очень похожа была на знак дроби. На такую вот серую на черном фоне черту, вдруг поделившую наши жизни в эту ноябрьскую ночь на две части – до и после пожара на «Туркмении». Но, сидя в шлюпках, мы еще не знали, будет ли оно, это «после»…   

Мелкий, нудный и холодный дождик, температура около нуля, настроение – ниже нуля. У меня на обеих коленках сидели два пацана. Один постарше, лет десяти. Он прижимался к моей, наверное, казавшейся ему очень надежной «фигуре» взрослого мужчины. Ведь мне тогда было 25 лет. А второй мальчуган (он мне сильнее  запомнился) был совсем маленьким. Может быть, даже дошколенком. Звали его Ваней. И сидел он на моем правом колене. Наше место в шлюпке было у правого борта. Ванечка сидел спиной к морю и часто хныкал. Я утирал его мордашку, мокрую от слез, своим носовым платком, который смачивал в морской воде. Рассказывал им что-то, изо всех сил старался отвлечь. Сказки вспоминал, о чем-то шутил. Обнимал, пытался хотя бы немного согреть.

Небольшое суденышко было полностью заполнено детьми. Мы даже не смогли достать хранившиеся на дне фальшфейеры. Было холодно и неуютно. Страшновато немного. Ночь темная. Ни луны, ни звезд не видно. Волны усиливаются, шлюпку качает с борта на борт. В какой-то момент началось отупение. Всем хотелось спать, забыться. Дождь, горящий силуэт парохода. Хлюпающие носами пацаны и девчонки – постепенно все погрузились в дрему. Спать…

Сколько времени прошло, час или два, точно не помню. Вывел из оцепенения крик: «Вижу огни!» Все завертели головами. Заулыбались. Мы поняли, что нас наконец-то нашли спасатели. Подошла небольшая рыбацкая посудина, и по одному по вываленному через борт сейнера штормтрапу два дюжих моряка за руки, за одежку перетащили всех потерпевших в теплое нутро нашего спасителя. «Важгорск» – название этого «рыбачка» запомнили мы все накрепко.

Тогда, сидя недалеко от радиорубки и поглядывая на все более усиливающуюся волну за бортом, я понял, что самое страшное уже позади. Мы живы и находимся в безопасности. Вот тогда впервые и мелькнула у меня мысль: надо будет найти! Обязательно найти этого мальчика – Ванечку. Я не спросил его фамилии. Запомнилось то, что он вроде бы откуда-то с севера края… 

В том рейсе было много мистического, я многократно рассказывал разным людям об этом событии. А через 30 лет, 10 ноября 2016 года, состоялась встреча участников спасательной операции, организованная краевым музеем имени Арсеньева. Были капитан теплохода «Туркмения» Владимир Георгиевич Клим, еще несколько членов экипажа. Спасенные пассажиры, руководители кружков детского технического творчества. Мы благодарили капитана: только благодаря его правильным решениям и оперативным действиям всего экипажа теплохода мы остались на этом свете. Мы живем у моря и знаем, что оно часто забирает жизни моряков, – зайдите на Морское кладбище. Кто знает, как бы эта история с пожаром закончилась, если бы не наши спасители. А два человека из того экипажа все-таки заняли свои места на Морском…

А я все вспоминал Ванечку. Хрупкого пацаненка, что сидел у меня на правом колене в шлюпке № 6 теплохода «Туркмения». Попытка найти данные об участниках круиза не увенчалась успехом. Информации нет. 

Недавно провел расчеты: сколько лет теперь Ванечке? Пусть ему было 7 лет + 33 года = 40. Интересно, кем стал? Моряком, музыкантом, врачом, инженером, водителем, бизнесменом, военным?

И вот теперь инициативная группа хочет найти и собрать вместе всех приморцев, кто был в том огненном рейсе. В первую очередь детей-пассажиров. Поблагодарить членов экипажа, в первую очередь капитана Владимира Клима. Собрать воспоминания, обобщить их. Сделать хорошую экспозицию на базе краеведческого музея.    

А еще мне хочется увидеть и обнять Ванечку…»

От редакции. Свою весточку можно оставить на сайте музея имени Арсеньева, в редакции газеты «Владивосток» или на страницах Сергея Еремина в социальных сетях.

Автор: Николай КУТЕНКИХ