Морскому городу - морской порядок
И все-таки Владивосток не только город на окраине империи, о котором говорят в центральных выпусках новостей далеко не каждый день. Владивосток – город-моряк. А моряк - это особая походка, особый шик, особый склад характера, особая судьба.
И все-таки Владивосток не только город на окраине империи, о котором говорят в центральных выпусках новостей далеко не каждый день. Владивосток – город-моряк. А моряк - это особая походка, особый шик, особый склад характера, особая судьба.
Владивосток – город, в котором каждый имеет отношение к морю, - и учитель, и машинист электровоза, и сантехник, не говоря уже о мэрии и огромной армии чиновников, - каждый зависит от моря. Потому хотя бы, что со дня основания Владивосток обязан своему положению, состоянию и престижу как город-моряк, как порт приписки, как ворота в Азию.
Только потому, что Владивосток эти самые ворота, всегда была масса желающих, несмотря на его удаленность, заявить, что город-то он “нашенский”. Объявляли, объявляют и объявлять еще будут не раз. Но вот объявят - и все. Далеко все-таки.
Странная ситуация: порт, который просто обречен на богатство, сегодня практически простаивает.
Суда под разными флагами (и что особенно обидно - под российским) идут на ремонт в Сингапур, а на заправку горючим - в Пусан. И даже если нужен Владивостоку паром, его заказывают в Санкт-Петербурге, оплачивают, перегоняют, теряя на этом деньги и налоги, которые пошли бы в городскую казну.
Когда-то на заре века Владивосток стал порто-франко (свободным портом). И несмотря на интервенцию и белогвардейскую оккупацию, процветал. Почему же сегодня Владивосток не может обрести того, что его по праву: свободу свободного порта? Возможно, далеким московским властям, убежденным в том, что город еще “ихний”, виднее, какие тарифы устанавливать, сколько брать с далекого города и сколько ему давать. Но нам-то каково видеть, что морской город постепенно превращается в морское кладбище?
Принято сравнивать Владивосток с кораблем. Очень образно. Только похоже, что наше торговое судно с богатым грузом то ли на мель село, то ли на рифы. Так что все мы понимаем - нужен капитан, который может сохранить то, что еще есть, вернуть то, что было утеряно, собрать то, что было разбросано за годы “борьбы за справедливость”.
В XVIII веке Петр Первый, создав флот, построил город, который стал окном в Европу. Наша же цель сегодня, на пороге XXI века, открыть ворота в Азию. И если нам с вами удастся это сделать, если удастся выбрать нормального капитана, мы сможем вернуть себе процветание и гордо заявлять, что Владивосток - город-моряк. И каждый из нас, жителей Владивостока, - моряк, потому что связан с морем, потому что живет благодаря морю и морю обязан своим благосостоянием.
Автор: Вячеслав Иванович Седых, председатель совета ректоров Приморского края, начальник ДВГМА, кандидат в мэры г. Владивостока