Убегайте от Альцгеймера, танцуя и поедая корки

Как отключить программу старения, рассуждают эксперты

19 март 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4486 (6191) от 19 март 2019

Что могут противопоставить ускоренному старению населения государство и отдельный человек? Об этом корреспонденту «АиФ» Владимиру Кожемякину рассказал онколог, геронтолог, президент Геронтологического общества при РАН Владимир Анисимов. «В» публикует отрывок из этого интервью.

– По данным ВОЗ, население РФ стареет быстрее, чем в других странах. Почему?

– Старение в развитых странах замедляется, поскольку качество жизни там выше. В ряде регионов мира ожидаемая продолжительность жизни перевалила за 80 лет и продолжает расти. Перестали быть редкостью столетние люди, которые ведут активный образ жизни и продолжают работать, занимаются наукой и общественной деятельностью. А максимальная продолжительность жизни в развитых странах зафиксирована на уровне 122 лет.

При этом согласно соцопросам довольно большая часть населения этих стран предпочла бы жить не дольше 75–80. Почему? К преклонному возрасту здоровье обычно ухудшается настолько, что дальнейшая жизнь становится малопривлекательной. Пожилым все труднее адаптироваться к реалиям быстроменяющегося мира, а общество не успевает адаптироваться к потребностям пожилых. Невостребованность и неуверенность в завтрашнем дне – плохая почва для выработки долгосрочных планов. Поэтому у людей пропадает желание жить, они уходят.

– Когда наступает старость в России?

– Как известно, мужчины у нас изнашиваются гораздо раньше срока – они больше пьют и курят, кое-как питаются, испытывают огромные нагрузки и стрессы. К ускоренному старению ведут и последствия кризиса: подавленность, отсутствие целей, неверие в свои силы... Страшно уйти на пенсию: вряд ли удастся после этого найти достойную работу. При этом путешествующие старички и старушки, которые приезжают к нам из-за рубежа, часто вызывают зависть своим бодрым видом. Но, как показывает статистика, если человек все-таки дотянул до 65 лет, то вероятность того, что он доживет до 75, у нас почти такая же, как на Западе.

По прогнозам Росстата, в последующие десятилетия у нас, как и везде в мире, число людей пожилого возраста будет расти. Сегодня доля людей старше трудоспособного возраста – после 65 лет – составляет 24 %. Однако к 2030 году она возрастет до 28 %, к 2050 году – до 32 %. Доля трудоспособного населения снизится с 58 до 53 % к 2030 году, к 2050 году – до 49 %. За последние 15 лет количество пожилых людей в нашей стране увеличилось с 29,3 млн человек на начало 2004 года до 37,4 млн человек в 2018 году. Плюс к тому с 2015 года численность населения РФ старших возрастов приросла за счет жителей Крыма на 656 тыс. человек.

 – Некоторые геронтологи предлагают признать старение заболеванием и начинать лечить его задолго до того, как проявятся первые возрастные изменения. Как вы к этому относитесь?

– Я считаю эту инициативу опасной. Если старение объявят болезнью, это приведет лишь к дальнейшему выкачиванию денег с возрастных пациентов: им станут назначать дорогостоящие «лекарства от старения» с неочевидным лечебным эффектом. В таком повороте дела заинтересованы крупный бизнес, фармкомпании.

Мы не в силах упразднить биологические законы. Некоторые ученые мечтают отменить программу старения, но пока что это никому не удалось. Тем не менее развитие науки и технологий будет и дальше увеличивать здоровый период жизни. В будущем пожилые люди станут совершенно непохожими на сегодняшних стариков. В 2050 году у 70-летнего человека могут оказаться подтянутое тело, физическая сила и выносливость, как у 40-летних, гладкая кожа и пышные волосы. Старшее поколение будет активно работать наравне с молодыми, а ожидаемая продолжительность жизни вырастет на десятки лет. Но для того, чтобы такой оптимистичный сценарий стал явью, понадобятся совместные усилия ученых, власти и общества.

– Можно ли предупредить преждевременное старение?

– Если всерьез заниматься своим здоровьем смолоду, то привычные заболевания, связанные с преклонным возрастом, отодвинутся к 80 годам и дальше. К сожалению, многие спохватываются поздно – после 50–60, когда поезд уходит. Но и в этом возрасте еще можно вскочить на подножку. Считается, что нынешние 30–45-летние в среднем проживут на 10–15 лет больше, чем их родители. Но чем раньше начать сопротивляться старению, тем лучше.

– Многие пожилые сохраняют бодрость тела и духа лишь на силе воли. Но где взять силы, когда с годами они уходят, наступает усталость тела и души?

– Человек должен быть востребован – это главный стимул жить. Надо продлевать не жизнь вообще, а трудоспособность и интерес к происходящему. В этом и заключается идея активного долголетия. В отличие от молодежи специалисты старшего возраста обладают опытом и знаниями, которые позволяют им быть инициаторами и руководителями различных проектов. Чем дольше остаются в строю наши старейшины, тем успешнее развиваются наука и технологии. Государство должно быть заинтересовано в профилактике старения, поскольку работающие пенсионеры нередко платят налогов больше, чем затрачивается на их пенсию. Мне нравится девиз: «Пожилые – не обуза для государства и общества, а ресурс!» Плюс к тому здоровые и активные люди старшего возраста способны дольше помогать своим внукам, давая возможность молодым родителям завести еще детей.

Что касается личной борьбы со старением, есть правило: мозг должен работать так же, как мышцы, иначе он атрофируется. Но и лениться, кстати, тоже бывает полезно. Черчилль сказал: «Своим долголетием я обязан спорту – я никогда им не занимался». Слишком большие спортивные нагрузки нежелательны. А швейцарские геронтологи, например, дают такие советы: «Ставьте перед мозгом нетривиальные задачи, ешьте помидоры, женитесь, избавьтесь от будильника, съедайте хлебные корки, игнорируйте общественное мнение, заведите домашнего питомца, полюбите шоколад, обретите веру, изучайте язык, учитесь играть на музыкальном инструменте, слушайте классическую музыку, дружите с солнцем и танцуйте». Ряд этих пунктов, кстати, хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Автор: Алексей АЛЕКСАНДРОВИЧ