Напишут большими буквами. Поставят на разные полки
С 1 июля 2019 года производители обязаны информировать потребителей о составе молочной продукции
Согласно данным Союза потребителей «Росконтроль», молоко и молочные продукты едва ли не самые фальсифицируемые в стране. За последние два года экспертами общества было проверено 144 наименования товаров данной категории, из них более 60 % оказались либо фальсификатом, либо имели в маркировке информацию, вводящую покупателей в заблуждение.
Вывод отсюда однозначный: несмотря на название на упаковке, не всю жидкость в пакетах, которую мы видим на прилавках, можно назвать молоком, соответствующим требованиям российского законодательства.
Вместе с тем опросы, проводимые среди покупателей, показали: при покупке молока граждане зачастую не обращают внимание на то, из чего сделан продукт. В первую очередь смотрят на его цену, жирность и срок годности. Иногда – на название компании-производителя. И редко – на состав продукта, который указан на упаковке. Да и то сказать, как правило, названия компонентов написаны таким мелким шрифтом, что без очков или лупы не разберешь. Между тем такая беспечность дорого (в прямом смысле) обходится потребителям.
Прощайте, «сгущенка» и «маслице»
К примеру, чтобы увеличить объем выпускаемой продукции и, соответственно, прибыль, недобросовестные производители разбавляют молоко водой, изменяют его жирность, добавляют сухое молоко, различные добавки, а также стерины – составные части жиров и масел как животного, так и растительного происхождения, которых вообще не должно быть в цельном молоке.
При наличии стерина или иных добавок это уже не молоко, а молокосодержащий продукт, у которого должна быть соответствующая цена, гораздо ниже стоимости натурального продукта. На деле разницы в цене не наблюдается.
К сожалению, некоторые коммерсанты «забывают» указать на упаковке, есть ли в составе их продукции какие-либо добавки. Поэтому установить, поддельное это молоко или нет, могут только лабораторные исследования.
В 2018 году специалисты Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области провели несколько масштабных проверок в магазинах и супермаркетах края: ревизии подверглись молоко, кефир, масло, сметана и творог. Результаты были удручающими. Из ста проб на наличие сухого молока 40 % тестируемых продуктов показали положительный результат, из них 7 % – продукция приморских производителей.
Фальсифицированные партии продукции были изъяты из оборота. К недобросовестным производителям применены меры административного воздействия.
Как уверила «В» заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Марина Ковтун, ситуация с фальсифицированной молочной продукцией изменится в лучшую сторону с 1 июля 2019 года. С этого дня вся информация о том, какие ингредиенты и в каком количестве входят в состав молока и молокосодержащего продукта, должна быть отражена в маркировке на лицевой стороне упаковки. И не мелким шрифтом, а буквами размером не менее 2,5 миллиметра. Чтобы текст можно было прочитать без очков. Это обязательное требование.
Так, сметана с растительными жирами с июля должна называться «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны». Длинно и труднопроизносимо, зато по-честному. Поэтому такие названия, как «сметанка», «варенка», «сгущенка», «сливочки», «маслице», «сырный», «сыроподобный», «творожок» и тому подобные, для продукции с добавками и заменителями запрещены.
Кстати, до этого нововведения аналогичные требования существовали. Как известно, в России изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» вступили в силу еще в июле 2018 года. Но, по большому счету, строгого подхода к их исполнению не было. К примеру, если в продукте использовалось сухое молоко, то его присутствие обязательно должно было быть указано на этикете или маркировке. За отсутствие этой информации производителя привлекали к административной ответственности. В то же время, если на упаковке не было информации об иных добавках, то нарушителя не наказывали.
– Сегодня мы можем привлечь производителя к административной ответственности за отсутствие полной информации о составе молочного продукта. Но установить неотраженные сведения можно только после исследования продукта в лабораторных условиях. Потребитель об этих нарушениях знать не может. И на вкус он их не определит. Чтобы его не обманывали, и вводится данная мера контроля. С июля производитель обязан полностью отражать на упаковке информацию о составляющих продукта. Если в продукцию внесены дополнительные добавки, покупатель должен знать об этом, – рассказала Марина Ковтун.
Подмену понятий накажут по-крупному
Но это еще не все. С 1 июля натуральные молочные продукты в магазинах должны стоять на отдельных полках от «молокосодержащих» собратьев и сопровождаться надписью «Изготовлено без заменителя молочного жира». Об этих изменениях в торговле молочными продуктами премьер Дмитрий Медведев сообщил еще в конце января 2019 года на совещании по подготовке госпрограммы комплексного развития сельских территорий. По его мнению, нововведение будет способствовать справедливой конкуренции между производителями и поможет утвердиться на рынке малым и средним предприятиям, выпускающим «честную» молочную продукцию.
Подобная практика успешно апробирована в цивилизованных странах. Где давно принято деление продукции на «молокосодержащие продукты» и «натуральное молоко», которое, кстати, стоит гораздо дороже. Увы, но отечественные эксперты тоже прогнозируют подорожание молока на 5–15 % из-за ужесточения требований к маркировке.
Новой маркировке подвергнутся абсолютно все продукты, изготавливаемые из молока: сыры, сметана, масло, творог и т.д. Чтобы не было обмана покупателей.
Например, есть сливочное масло и есть спред – жировой продукт с добавлением растительных и молочных жиров массой общего жира от 39 до 95 %. Помимо жиров в спреды могут добавляться различные вкусовые добавки, ароматизаторы и витамины. Но производители, подменяя понятия, нередко указывают на упаковке этого продукта «растительно-сливочное масло», которого в природе не существует. Либо это масло, либо – спред. За эту подмену производителей продукции ждут суровые штрафы.
Кстати, полное название спреда – «Специализированный пищевой продукт для диетического профилактического питания – масло растительно-сливочное» – спрятано на оборотной стороне пачки и набрано мелким шрифтом. Видимо, для того, чтобы не отпугнуть покупателей. Остается добавить, что производство спреда обходится изготовителю существенно дешевле, чем производство натурального сливочного масла, отсюда фокусы с дизайном упаковки.
Справка «В»
Чаще всего молоко разбавляют водой. Определять уровень разбавленности молока можно с помощью ареометра – прибора для определения плотности жидкости. Он есть в свободной продаже. Чем выше всплывает ареометр в молоке, тем больше в нем воды. Этот способ введен в действующий техрегламент.
Автор: Сергей КОЖИН