Игорь Пушкарев: «Наш случай – образцово-показательный»

Обвинение просит для экс-главы Владивостока 17 лет строгого режима при отсутствии доказательств его вины

27 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4479 (6184) от 27 февр. 2019
thumb_317827_news_xxxl.jpeg

Прокурор попросила Тверской суд Москвы назначить экс-главе Владивостока Игорю Пушкареву наказание в виде 17 лет лишения свободы, бывшему директору МУПВ «Дороги Владивостока» Андрею Лушникову – 14 лет, а ранее возглавлявшему группу компаний «Востокцемент» Андрею Пушкареву – 8 лет лишения свободы условно. Обвинение заявило об этом 21 февраля в ходе прений сторон.

Обвинение: слышим только то, что хотим слышать?

Напомним, что Игорю Пушкареву было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, которое позже трансформировалось в обвинение в коммерческом подкупе и взятке. По версии следствия, экс-глава Владивостока за взятки от родного брата Андрея Пушкарева препятствовал коммерческим организациям в участии в аукционах на муниципальные заказы, обеспечивая победу МУПВ «Дороги Владивостока». Муниципальное предприятие, в свою очередь, закупало стройматериалы на заводах, входящих в ГК «Востокцемент». Обвинение утверждает, что закупки производились по завышенным ценам, в результате чего МУПу был причинен ущерб в размере 143,6 млн рублей. 

Сумму ущерба следствию «помогла» установить судебная строительно-техническая экспертиза, проведенная специалистами КГУП «Приморский РЦЦС». При этом в уставе РЦЦС в принципе не значится экспертная деятельность, а выводы его специалистов полностью опровергли четверо независимых экспертов, которые дали показания суду в январе. 
Однако, настаивая на своей позиции, прокуроры по-прежнему ссылаются на данные этой недопустимой экспертизы. 

Напомним, что представители РЦЦС Анна Самойленко и Елена Владимирова ответили на вопросы участников судебного процесса 26 сентября 2018 года. Судя по представленным документам, для этого специалисты оформили отпуск без сохранения заработной платы и прибыли в Москву. На проезд и проживание в столице сотрудники РЦЦС потратили порядка 150 тысяч рублей. В связи с этим судья Дмитрий Гордеев поднял вопрос о возложении процессуальных издержек. 

– В случае обвинительного приговора мы полагаем необходимым взыскать с подсудимых, – заявила сторона обвинения. 

Кроме того, Анна Самойленко и Елена Владимирова просят компенсировать им другие потери: согласно представленным документам они находились в отпуске без сохранения зарплаты четыре дня – с 24 по 27 сентября, однако возместить хотят заработок за пять дней. 

– Ваша честь, здесь указано, что средний заработок Самойленко 10506 рублей, а взыскивают за четыре дня ее отсутствия 52 тысячи, должно быть 42 тысячи,– отметил адвокат Константин Третьяков, указав на недостоверные документы. 

– Ладно, не суть важно, – ответил судья. 

Еще одно основание для обвинения – показания засекреченного свидетеля Аллы Шварц. В ходе допроса в сентябре 2018-го выяснилось, что данный свидетель владеет разносторонней информацией, очень похожей на ту, которая представлена в уголовном деле предварительным следствием. Но при этом неучтенными оказались показания других – незасекреченных – свидетелей. 

Так, большинство из них сообщило, что холдинг «Востокцемент» простил МУПу огромную задолженность: Игорь Пушкарев принял решение об этом в 2011 году. Представители «Востокцемента» отметили, что сотрудничество с муниципальным предприятием не было выгодным для компании. Доля поставок продукции в адрес МУПа составляла всего около 3 % в общем портфеле холдинга. Об обогащении в результате взаимодействия не может быть и речи. 

Ни один из свидетелей обвинения – бывших руководителей «Дорог Владивостока» (среди них Александр Гуснов, Павел Демичев, Александр Безручко, Дмитрий Дементьев) не подтвердил заявленную следствием версию. Все они подчеркнули: никаких указаний от экс-главы города о том, где именно и по каким ценам приобретать стройматериалы, никогда не поступало. 

Представители мэрии, имеющие отношение к подготовке аукционной документации и проведению муниципальных торгов, также выступили как свидетели обвинения. Марина Мань, Светлана Андреюк, Регина Колчина, Любовь Менякина, Юрий Трунов и другие сотрудники администрации Владивостока отметили: работа велась строго в рамках закона. Игорь Пушкарев и Андрей Лушников не давали никаких указаний относительно аукционов и создания особых условий для МУПа.

Суров закон. Или прокурор? 

Однако для прокурора оказалось достаточно оснований, чтобы обвинить Игоря Пушкарева, в том числе в получении абсурдной взятки от брата, и просить суд назначить ему максимальное наказание. 

– Мы просим признать виновным Пушкарева Игоря Сергеевича и назначить ему наказание по ч.6 ст. 290 УК РФ в виде 11 лет лишения свободы со штрафом в десятикратном размере от суммы взятки в соответствии с ч.2 ст. 146 УК РФ, предусматривающей верхний предел назначения наказания в виде 500 млн рублей, с лишением права занимать должность в органах государственной службы и органов местного самоуправления на 13 лет. По ч. 3 ст. 285 УК РФ в виде 7 лет лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанной с отчислением организационно-распорядительной и административно-хозяйственных функций сроком на два года. По п. а ч. 2 ст. 204 редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420 ФЗ 4 года лишения свободы. По совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний просим назначить Пушкареву Игорю Сергеевичу наказание в виде 17 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима со штрафом в размере 500 млн рублей с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанных с осуществлением организационных и распорядительно-хозяйственных функций на 14 лет, – заявила прокурор Татьяна Минакова. 

Андрея Лушникова обвинение попросило приговорить к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в размере более 375,6 млн рублей с лишением права заниматься коммерческой деятельностью. Андрею Пушкареву прокурор предложила назначить наказание в виде 8 лет лишения свободы условно со штрафом в размере 500 млн рублей и лишением права заниматься коммерческой деятельностью. 

В качестве смягчающих обстоятельств обвинение обозначило наличие у всех подсудимых малолетних детей и состояние здоровья Андрея Пушкарева. 

Мнение

Дмитрий Алексеев, глава DNS Digital Store, прокомментировал запрос прокурора Татьяны Минаковой на своей странице в соцсети.

«Ну что же это такое? Ну какие 17 лет для Пушкарева? Так получилось, что общественно-политической жизнью региона я стал активно интересоваться в основном уже после того, как Игоря Сергеевича посадили. Поэтому мы незнакомы, просто несколько раз пересекались на мероприятиях, в основном связанных либо с благотворительностью, либо с планированием развития Владивостока. Однако есть такая штука, как репутация. У нас город маленький, и все знают, что администрация Владивостока времен Пушкарева была наиболее профессиональной и наименее отметилась в присвоении общественного блага. Скорее, посадка Пушкарева стала какой-то вехой в разложении госуправления в Приморье и переходом к бесконечной чехарде «кто кого посадит первым». Да, это плохо, когда одновременно руководят собственным бизнесом и городом. Конфликт интересов тут неминуем, но это вопрос скорее политический, а не уголовный. 

Нет никакой логики в том, чтобы сажать Пушкарева на 17 лет. Дали бы по отсиженному, вернулся бы Игорь Сергеевич в край, который он, несомненно, любит, и участвовал бы в развитии экономики региона. Но система явно мстит ему за то, что он не прогнулся, не пошел на сотрудничество, не признался во всем и не упростил жизнь следствию.
В смутные времена мы живем, ну нет у меня ощущения, что Пушкарев преступник, которого нужно изолировать от общества на 17 лет. Вместо этого мне хочется пожать ему руку и пожелать мужества», – написал Дмитрий Алексеев на своей странице в Facebook.

Слова поддержки

В редакцию «В» регулярно приходят письма читателей в поддержку Игоря Пушкарева. 

«В газете за 30 января этого года в рубрике «Ситуация» на странице 4 помещена ваша статья «Следствие опирается на недопустимую экспертизу», – написала нам читательница И. Стогний. – Как всегда, я внимательно прочитала. Сначала воодушевилась, думала, ну наконец-то правда восторжествует. Независимые эксперты, привлеченные адвокатами Игоря Пушкарева, так разложили все по полочкам, что ясно и обычному обывателю, не то что суду: обвинение, мягко выражаясь, некорректно, так как следствием были привлечены люди – «эксперты», не обладающие ни логикой, ни познаниями в арифметике, не владеющие современной ситуацией, когда цены меняются каждый год, а то и в течение месяца, в том числе и на строительные материалы. В общем, «эксперты» еще те.

Поостерегусь сказать насчет следователей. Создается впечатление, что дело не то что заказное, а пахнет произволом. Если с таким человеком, как мэр Владивостока, силовые органы творят такое, то что они делают с обычными гражданами, когда им что-то надо от них?

На мой взгляд, здесь просматривается желание определенных людей получить деньги, на их языке – «бабки», осуществить рейдерский захват чужого бизнеса или нечто подобное. Хотя, возможно, кто-то из них должен профессионально с этим явлением бороться. 

А Игоря Пушкарева я изначально считала и теперь считаю деятельным, умным, честным и порядочным человеком. Я видела результаты его работы, читала и слушала его почти ежедневные отчеты перед гражданами города. Его простота в общении вызывает глубокое уважение. Неужели ничего нельзя сделать, ничем помочь? 

И непонятно, почему в суде отбрасываются весомые аргументы защиты, которые говорят о несостоятельности предъявленных следствием обвинений? Почему им лично так хочется осудить невинного человека? И где же «самый гуманный наш суд»? Был бы хотя бы беспристрастным и справедливым…»

Прямая речь

Экс-глава Владивостока также прокомментировал заявление прокурора, сообщает РИА VladNews со ссылкой на сайт Игоря Пушкарева.

«Про 17 лет. Цифра неожиданная. Но, как вы понимаете, окончательный вердикт выносит суд. Тем не менее очевидно, что наш случай – образцово-показательный и вывод из него, независимо от судейского решения, только один: благими намерениями… А дальше вы сами знаете. Теперь мне это известно наверняка. Но это не повод признавать себя виновным в преступлении, которого не совершал, переступать через себя и свои принципы.

Дорогу осилит идущий…

Спасибо тем, кто со мной, я вас уверяю: ваша искренняя поддержка обязательно принесет свои плоды, а вера в свою правоту помогает преодолевать трудности. Мы не будем торопиться разочаровываться в правосудии. Сила в правде, и она за нами», – подчеркнул Игорь Пушкарев.

Автор: Евгений СИДОРОВ