«Авторитет» из 5 «Б»

Жители Большого Камня считают, что местными подростками управляют уголовники

27 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4479 (6184) от 27 февр. 2019

Жители Большого Камня убеждены: эта бомба когда-нибудь должна была взорваться

Самосуд, совершенный родителями школьников над малолетним хулиганом, по мнению местных жителей, – это следствие бездействия полиции и руководства учебного заведения.

Напомним, что 20 февраля во время перемены трое родителей учеников 5 «Б» Большекаменской школы № 2 окунули в унитаз 11-летнего ученика. На протяжении нескольких лет хулиган ломал телефоны одноклассников, резал их одежду и рюкзаки, унижал ребят. 

Могу убить любого 

Проблемный пятиклассник ради собственной забавы мог стукнуть ребенка кулаком по голове, по спине или ударить ногой. Не так давно он со всей силы ударил девочку, после чего она попала в больницу с подозрением на разрыв селезенки. Ее родители написали заявление в полицию, но в возбуждении уголовного дела им отказали – «за отсутствием состава преступления». Кроме того, закон не позволяет привлечь к уголовной ответственности забияку и драчуна 11 лет от роду. 

Между тем ранее были и другие заявления в полицию от родителей детей, пострадавших от малолетнего дебошира. Реакция правоохранителей была аналогичной. Правда, на учет в отделе по делам несовершеннолетних (ПДН) пацана все-таки поставили. 

Как полагают жители Большого Камня, вызывающее поведение и склонность к совершению преступлений у мальчишки – наследственное. Его отца убили в подъезде, мать лишили родительских прав за аморальный образ жизни. Сейчас она под следствием по подозрению в убийстве человека по пьяной лавочке. Мальчика воспитывают улица и бабушка – нянечка в детском саду. Все, что она зарабатывает, тратит на внука. Он всегда опрятно одет, у него дорогой мобильник, и, по словам родителей его одноклассников, никогда не скажешь, что этот ребенок с голубыми глазами и невинным взглядом настоящий садист. 

Пять лет учебы в школе он сворачивал кровь всем окружающим. Если кто-то пытался дать отпор, сразу появлялись его заступники – подростки 15 – 17 лет. Поэтому никто не хотел связываться с малолеткой – его боялись. По словам одной из родительниц, этот мальчик, несмотря на юные годы, тонкий психолог. Он чувствует, что надо говорить, кому и как, чтобы его – сироту, лишенного родительской любви и заботы, пожалели. И лжет так талантливо, что взрослые ему верят. Он прекрасно знает, что по своему малолетству – неподсуден, чем нередко бравирует перед сверстниками. Мол, могу убить, и мне ничего за это не будет. 

До случая в туалете с мальчишкой уже разговаривали тет-а-тет родители других школьников. Он размазывал слезы по щекам, обещал исправиться и тут же забывал о своем честном слове. Трудно сказать, как долго пацан измывался бы над одноклассниками, если бы не публикации о его «подвигах», появившиеся на одном из краевых информационных сайтов в декабре прошлого года и в январе – феврале нынешнего. Их автор журналист, мать одноклассницы малолетнего хулигана, тоже пострадавшей от его выходок. По словам женщины, это была единственная возможность достучаться до властей. Иначе все его выходки так бы и остались в стенах школы или отделения полиции «Большекаменский». 

Освободили через два дня 

Новости из Большого Камня о самосуде над «несчастным мальчиком» заполонили СМИ и соцсети, ежедневно обрастая «свежими подробностями». В качестве иллюстраций предлагались фото и видео унитаза, двери и стены туалета, где случилась «экзекуция». Все было старательно измазано то ли красной акварельной краской, то ли раствором марганцовки на высоте роста человека и даже выше. Как будто здесь произошла криминальная разборка с расчленением. Видимо, кто-то заботливо старался помочь представителям прессы. 

Что было дальше, известно с хронологической точностью. В среду, 20 февраля, надзорные органы Приморья в срочном порядке направили своих сотрудников в Большой Камень для проверки сведений о самосуде родителей школьников над хулиганом. Уже 21 февраля следственное управление СК России по Приморскому краю возбудило уголовное дело по факту избиения несовершеннолетнего. Вице-губернатор Константин Межонов, прибывший в Большой Камень, отстранил от работы директора школы Татьяну Коврову до выяснения обстоятельств ЧП. Вынес выговор начальнику образования администрации ГО Большой Камень, а классного руководителя 5 «Б» вообще снял с работы. На ее место назначили более опытного педагога. 

В пятницу, 22 февраля, был задержан Сергей Козлов, отец четырех несовершеннолетних детей, устроивший самосуд над хулиганом. В воскресенье его отпустили из изолятора временного содержания по решению Шкотовского районного суда. Хотя следствие просило санкцию в виде домашнего ареста. 

Также в пятницу из Москвы в Приморье прибыла специальная комиссия для расследования случившегося. После чего официальные лица отказались комментировать ситуацию для СМИ. 

Днем ранее в администрации ГО состоялась встреча родителей учеников 5 «Б» с представителями городской комиссии по делам несовершеннолетних, городской администрации, районной прокуратуры, межмуниципального отдела полиции МВД России «Большекаменский». Также на мероприятии присутствовали мэр Большого Камня Александр Андрюхин, его заместители, депутаты ГО и директор школы Татьяна Коврова. Из приезжих чиновников были вице-губернатор Константин Межонов и заместитель директора департамента образования и науки Приморского края Наталья Василянская. 

Просили убрать – получали отказ 

Пришедшие на собрание родители рассказали о том, что члены родительского комитета неоднократно обращались к директору школы с жалобами на неконтролируемого подростка. Просили убрать его куда-нибудь… Но всякий раз получали отказ. И в данном случае Татьяна Коврова права. Выгнать на улицу школьника, даже если он социально опасен, она не имеет права. Не позволяет закон. Иными словами, у директора нет реальных рычагов воздействия на провинившегося школьника. Тем не менее директор школы была обязана уладить конфликт во вверенном ей учебном заведении. К примеру, обратиться за помощью к инспекторам ПДН. 

Но, по словам граждан, на все просьбы Татьяна Владимировна отвечала однозначно: «Разбирайтесь сами». Они и разобрались…

Между тем инспектор отдела ПДН Светлана Малова, выступившая на совещании, дала такую положительную характеристику «виновнику торжества», что хоть вставляй его фото в рамку и вешай на школьную доску почета. По сути, встав на его защиту, она защищала честь своего мундира. И это неудивительно. По мнению старшего помощника председателя СК России генерал-майора юстиции Игоря Комиссарова, главная причина произошедшего – отсутствие реальной системы профилактики правонарушений среди детей и подростков. По его словам, самосуд родителей произошел от бессилия власти. И от неумения разрешать такие ситуации ни учителями, ни органами профилактики, которые должны были вмешаться. Ни опекой, которая должна была оценить, может ли бабушка его воспитывать. Ни органами МВД по делам несовершеннолетних, ни Росмолодежью, ни Российским движением школьников, Юнармией и всеми остальными, кто там еще есть. Где система профилактики? Все органы, которые должны были повлиять на ситуацию, также должны получить юридическую оценку, – заявил Игорь Комисаров на заседании общественного совета при МВД России. Тем самым поставив неудовлетворительную оценку работе не только местного отдела ПДН, но и всего межмуниципального отдела полиции «Большекаменский», который возглавляет полковник полиции Анатолий Ковальчук. 

Днем – по законам, ночью – по понятиям 

И жители Большого Камня с ним солидарны. По их словам, вечером по городу страшно ходить. Бесчинствуют хулиганы, в основном пьяная молодежь. При этом полицейских нарядов на улицах не видно. Из-за сокращения штатной численности инспектора ПДН забыли дорогу в школы и не занимаются профилактикой правонарушений. Отсюда и разгул преступности, в том числе среди несовершеннолетних. 

Как рассказал «В» отец одного из школьников, в Большом Камне существует неформальное объединение АУЕ, которое расшифровывается как «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». И местные полицейские даже не подозревают или делают вид, что его нет. Наверное, так проще работать. 

– Есть слух, что в группировку входят несовершеннолетние подростки, пропагандирующие среди сверстников воровские понятия криминальной среды, а также тюремные понятия. Они собирают с молодежи, в основном со школьников, деньги на общак, требуют соблюдения воровского кодекса, обещая взамен поддержку и защиту в настоящем и будущем. Кто не дает, тех бьют и унижают. Я не исключаю, что и этот пятиклассник вращался в этом кругу, поэтому и вел себя так нагло, прячась за спинами покровителей из криминального мира, – рассказал житель Большого Камня, попросивший не называть его фамилии, поскольку не чувствует защиту полиции. 

По его словам, днем город живет по законам России, в темное время суток – по понятиям, устанавливаемым авторитетами из колонии строгого режима № 29, которая расположена в городской черте. И у сидельцев налажена прочная связь с внешним миром. 

На месте Козлова должен быть я 

Знал ли директор школы о конфликте в 5 «Б»? Несомненно, о чем свидетельствуют показания родителей школьников. Более того, подобные случаи происходили и происходят в других классах этой школы. Как рассказали корреспонденту «В» родители учеников 5 «Б», в 4-м классе учится такой же отморозок, который также издевается над одноклассниками. В ближайшем будущем от него можно ожидать чего угодно, но только не отличных оценок и не подвигов во имя Родины. 

Два года назад у ученика 9-го класса отобрали портфель и сунули в унитаз. А в январе прошлого года он был жестоко избит, после чего едва не стал инвалидом. Трое сверстников из другой школы (их фамилии известны) завели его в подъезд, подняли за ноги и били головой о цементный пол. После побоев, которые были зафиксированы, у подростка стала выскакивать челюсть, появились частые головокружения. В отделе ПДН, куда родители мальчика обратились за помощью, им сказали, что могут выписать обидчикам только административный штраф – 500 рублей. И все!

– А если бы они его убили? – спросила мама пострадавшего подростка. 

– Тогда бы мы стали ими заниматься, – был ответ инспектора ПДН. 

– Опускать вещи в унитаз и унижать детей для этой школы нормальное явление. Когда сына избили, я был в командировке и вернулся только на днях. Позвонил в отдел ПДН и сказал, что на месте Сергея Козлова должен быть я. Я знаю, кто бил моего сына, я найду этого идиота и сломаю ему шею, – рассказал «В» отец избитого мальчика. 

– Вы что, угрожаете? – возмутилась инспектор на другом конце провода. 

– Да. Потому что вы сидите и ничего не делаете. Вы не работаете! И я добьюсь, чтобы вас уволили. У меня есть такая возможность, – сказал мужчина и отключил связь. 

После этого разговора к сыну никто больше не подходил... 

Что касается дела о самосуде в туалете, то не исключено, что оно закончится показательным судом над Сергеем Козловым с вынесением реального срока отбытия наказания в колонии. Иначе нельзя. Во-первых, в этой истории задействовано слишком много лиц из разных ведомств с высокими и не очень должностями. Если они работали, то должен быть результат. Во-вторых, в назидание другим родителям, чтобы не было желания повторить его «подвиг». 

Как стало известно «В», малолетнего «авторитета» из 5 «Б» собираются перевести в специальную школу для трудных подростков во Владивостоке. Чтобы выдернуть его из криминальной среды. Поможет ли это парню, покажет будущее. 

И еще, когда верстался номер, в редакцию «В» позвонили из Большого Камня и сообщили, что в оскандалившейся школе среди педагогического коллектива идет сбор подписей в поддержку Татьяны Ковровой. Мол, она – жертва ситуации и не виновата в случившемся. И многие учителя подписали эту петицию...   

Автор: Сергей КОЖИН