Дело Пушкарева: зачем обвинение сделало ставку на экс-полицейского с погашенной судимостью

Через год после начала суда прокуратура вдруг нашла нового свидетеля, лишь три месяца назад возглавившего МУПВ «Дороги Владивостока»

20 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4477 (6182) от 20 февр. 2019

На прошлой неделе прокуроры представили дополнительные доказательства обвинения по существу дела экс-главы Владивостока Игоря Пушкарева, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего группу компаний «Востокцемент» Андрея Пушкарева. В качестве представителя потерпевшей стороны показания по видео-конференц-связи дал ранее судимый сотрудник правоохранительных органов, ныне занимающий должность директора МУПВ «Дороги Владивостока» Алексей Ворошилов, сообщает сайт экс-главы Владивостока Игоря Пушкарева. 

После судимости доверили МУПВ

В 2010 году Алексей Ворошилов, являясь исполняющим обязанности начальника оперативно-разыскной части № 9 УВД Приморского края, был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями. В соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ суд назначил ему наказание в виде 1,5 года лишения свободы условно с лишением права занимать руководящие должности в правоохранительных органах сроком на два года. Также в ходе расследования данного уголовного дела Следственным комитетом (СК) по Приморскому краю было установлено, что Ворошилов причастен и к другим махинациям, совершенным на территории нашего региона. Тогда СК даже обратился через средства массовой информации к приморцам, пострадавшим от преступных действий Алексея Ворошилова, с просьбой сообщить об этом в следственный отдел. 

Однако об этом факте своей биографии экс-полицейский сообщить Тверскому суду отказался: в ответ на вопрос стороны защиты он воспользовался 51-й статьей Конституции РФ, позволяющей не свидетельствовать против себя и своих близких. 

А вот на все вопросы гособвинителя Ворошилов ответил весьма подробно. Он рассказал, что является руководителем муниципального предприятия, находящегося в завершающей стадии реорганизации, с 6 ноября 2018 года. Также представитель МУПа заявил, что по просьбе сотрудников ФСБ участвовал в оперативно-разыскных мероприятиях. По словам Алексея Ворошилова, он разорвал договор с адвокатом Владимиром Андрусенко, ранее представлявшим интересы МУП «Дороги Владивостока» в Тверском районном суде Москвы. А затем записал на диктофон разговор с защитником, предлагавшим продлить договор. Далее, по словам Ворошилова, эту запись изъяли органы следствия, а во время заседания гособвинитель озвучила ее стенограмму, отметив, что действия адвоката расцениваются как давление на руководителя МУПа. 

Однако это утверждение прокурора полностью основано только на словах директора МУПа, ведь необходимые специальные исследования для определения голосов, отсутствия или наличия монтажа и даже времени, когда была сделана данная запись, проведены не были.

Что показательно, Алексей Ворошилов возглавил «Дороги Владивостока» гораздо позже рассматриваемого в деле Игоря Пушкарева периода – 2008–2016 годов, поэтому даже гипотетическая возможность какого-либо давления на него является нелепой и бессмысленной. 

Тем не менее сторона обвинения заявила ходатайство о приобщении к материалам уголовного дела ряда доказательств, полученных в результате оперативно-разыскных мероприятий с участием Алексея Ворошилова. Среди них – протоколы выемки, стенограмма аудиозаписи и другие документы.

К делу не относится совершенно

Сторона защиты выступила против приобщения, назвав подобные доказательства недопустимыми и убедительно это аргументировав.

– В соответствии со статьей 252 УК РФ указаны пределы судебного разбирательства. А именно то, что оно проводится в отношении обвиняемых только в рамках предъявленных им обвинений. То, о чем сейчас говорит гособвинение, пытаясь приобщить к делу, не является предметом рассмотрения настоящего судебного заседания, не имеет никакого отношения к предмету доказывания и к подсудимым, – подчеркнул адвокат Константин Третьяков. – То, что пытаются приобщить к делу как доказательства, по сути таковым не является. Мы полагаем, что эти документы не относятся к данному уголовному делу, выходят за пределы его разбирательства, так как выходят за пределы статей, предъявленных подсудимым.

Также защитники акцентировали внимание Тверского суда на том, что копии документов, которые обвинение среди прочего ходатайствует приобщить к делу, оформлены неправильно: они не соответствуют инструкциям Следственного комитета о заверении копий. Адвокат Владимир Поликарпов указал на отсутствие необходимых подписей, имени и фамилии заверяющего, а также на то, что на копии не указано, где находится подлинник. 

– Ваша честь, на самом деле меня радует, что факты уже буквально высасываются из пальца. Ведь это совершенно не относится к предъявленным нам обвинениям, за пределами временных и процессуальных рамок. Сегодня вы подняли мне настроение, Татьяна Александровна, спасибо, – обратился к гособвинителю Игорь Пушкарев. 
В итоге судья Дмитрий Гордеев поддержал сторону обвинения.

«Я свидетель. А что случилось?»

Далее экс-глава Владивостока задал несколько вопросов Алексею Ворошилову. Игорь Пушкарев поинтересовался образованием и предыдущими местами службы и работы руководителя муниципального предприятия. Ворошилов, в свою очередь, напомнил, что не хочет отвечать. 

– Игорь Сергеевич, при всем моем уважении к вам… Я последние несколько месяцев как на вулкане, столько вопросов, столько следственных действий, поэтому, извините, я не буду отвечать, – уточнил причину отказа директор МУП «Дороги Владивостока». 

Игорь Пушкарев попытался выяснить обстоятельства, касающиеся настоящей деятельности МУПа. Отказавшись отвечать и на эти вопросы, ранее судимый и получивший обвинительный приговор Алексей Ворошилов заявил:

– Я полностью надеюсь и уповаю на российский суд.

– Этот вопрос не лично вас касается, он задан в отношении юридического лица, которое у нас является потерпевшим, а вы – его представитель, поэтому необходимо ответить, – объяснил свидетелю адвокат Владимир Поликарпов. 

Однако Ворошилов не смог пояснить суду абсолютно ничего. Ни о том, проводил ли он, как вновь назначенный директор предприятия, аудиторские и хозяйственные проверки. Ни о том, из каких средств выплачивается зарплата сотрудникам МУПа в настоящее время. Ни о том, предъявлялись ли «Востокцементом» судебные иски к МУПу о возращении задолженности. Ни о том, получало ли МУП прибыль от взаимодействия с холдингом. Ни о том, каковы были результаты финансовой деятельности МУПа в разные годы. Как отметил руководитель муниципального предприятия, он просто не вникал в эти вопросы. Зато он сообщил суду, что о прощении МУПу долга группой компаний «Востокцемент» узнал из СМИ. А платит ли МУП «Дороги Владивостока» сейчас налоги, посоветовал… уточнить с помощью налоговых деклараций. 

– Нет, я не интересовался. У меня была конкретная задача – реорганизовать его в казенное (учреждение. – Прим. ред.), – заявил Алексей Ворошилов. 

Иными словами, возглавив МУП «Дороги Владивостока», бывший сотрудник правоохранительных органов не счел необходимым изучить документацию и получить информацию о деятельности предприятия до своего прихода на пост его руководителя (до 6 ноября 2018 года), как и вникнуть в необходимые руководителю вопросы после своего назначения. 

Вся эта история здорово напоминает известную сцену из фильма «Берегись автомобиля»: «Кто свидетель?» – «Я свидетель! А что случилось?»

Но, видимо, судимый за злоупотребление должностными полномочиями и получивший условное наказание новый директор МУПа, готовый участвовать в оперативно-разыскных мероприятиях и оказывать всяческое содействие следствию, оказался весьма подходящим свидетелем для обвинения. Особенно после того, как показания в суде дали независимые эксперты. Напомним, что ранее четыре представителя разных авторитетных ведомств, включая Минюст и международную аудиторскую компанию «Моор Стивенс», назвали непрофессиональной и некорректной судебную строительно-техническую экспертизу, выполненную по заказу следствия специалистами Приморского РЦЦС. А ведь именно на основе этой экспертизы был подсчитан ущерб муниципальному предприятию и построено обвинение. 

Прямая речь

Кто же хочет провокаций?

Показания директора МУП «Дороги Владивостока» Алексея Ворошилова стали темой очередного поста Игоря Пушкарева. На личной странице в социальной сети Facebook экс-глава Владивостока рассказал, что допрос ранее судимого экс-полицейского – это креатура прокуроров, а также привел занимательные подробности этого судебного заседания.
«Думал, что наше дело близится к развязке, а у нас здесь, оказывается, самая кульминация, – написал Игорь Пушкарев. – На прошедшее заседание прокуроры в качестве свидетеля вызвали ранее судимого бывшего исполняющего обязанности начальника оперативно-разыскной части № 9 по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Приморскому краю Алексея Ворошилова. Этот человек сейчас директор МУП «Дороги Владивостока».

Государственный обвинитель попросил допросить Ворошилова как представителя потерпевшей стороны. Несмотря на то что Ворошилов возглавил предприятие в ноябре 2018 года (то есть в рассматриваемый следствием период времени деятельности МУПа, мягко говоря, не вписывается), прокуроры настаивают на даче им показаний против нас. Сначала Ворошилов сетует на оказанное на него давление в связи с расторгнутым по его инициативе договором с адвокатом, представляющим в суде интересы МУПа. А когда очередь задавать вопросы дошла до защиты, он парировал: «Ваша честь, разрешите мне не отвечать на вопросы адвокатов. Меня по органам потаскали, я не хочу провокаций…»

Он не хочет, а я, по его мнению, хочу?!

Очевидно, что доводы, которые обвинение пытается приобщить под видом доказательств, никак не относятся к предмету доказывания. Кроме того, у адвокатов возникло много вопросов к оперативно-разыскным мероприятиям. 

Но, как это ни странно, в общем я рад такому развитию событий: работают ребята, стараются – высасывают из пальца невысосанное, так сказать. Подняли настроение.

Судья документы к делу приобщил с оговоркой. Учитывать ли их в итоговом решении – уже другой вопрос (надеемся на здравомыслие).

И да, я, конечно, использовал возможность задать Ворошилову несколько вопросов в зале суда, которые для меня расставили точки над «i»:

– Какое ваше образование?

– Высшее юридическое.

– До этого вы где работали, до МУПа?

– Игорь Сергеевич, при всем уважении к вам я последние три месяца живу как на вулкане…

– Вы сами как считаете, МУПу причинен ущерб?

– Я полностью оставляю на решение суда.

– Сколько сейчас платят директорам МУПа?

– 79.

– Привлекались ли вы к уголовной ответственности?

– Игорь Сергеевич, при всем уважении за последнее время столько вопросов, столько следственных действий… Не хочу отвечать на вопросы.

– А почему на вопросы обвинения отвечаете?

Прокурор: «Возражаю!»

То есть при всем уважении ко мне он как бы вынужден очернять меня, и я должен войти в его положение. Ну вы поняли, человек «живет как на вулкане» – это вам не то что три года в СИЗО сидеть… Такие дела».

Автор: Евгений СИДОРОВ