Чего боятся «энергичные люди»

И почему до сих пор нужно извлекать уроки из истории полувековой давности

13 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4474 (6179) от 13 февр. 2019

15 и 16 февраля Приморский академический театр имени Горького приглашает зрителей на премьеру. На вечную и нестареющую классику. На актуальнейшую и сегодня пьесу. На почти ушедший из нашей жизни жанр – сатиру. И, поверьте, вам она придется по душе – это «Энергичные люди» Василия Шукшина.

Звезды и агитбригада

Поставить во Владивостоке спектакль «Энергичные люди» художественный руководитель и главный режиссер театра Ефим Звеняцкий пригласил Аллу Решетникову. В прошлом году она уже работала с труппой и поставила спектакль «Верная жена», который был хорошо принят публикой. И к «Энергичным людям» Алла приступила, разумеется, с энергией. 

– Выбор пьесы был, если так можно сказать, встречным движением, – объясняет режиссер. – Мы с Ефимом Звеняцким предлагали друг другу варианты постановок, и название «Энергичные люди» оказалось и в моем списке, и в его. Как выяснилось, Шукшин – это тот автор, которого мы одинаково ценим и любим.

Поскольку я уже работала с труппой, с распределением ролей у меня проблем не было, да и мнение Ефима Семеновича здесь помогло. На мой взгляд, Владимир Сергияков, Наталья Крюкова, Светлана Салахутдинова, Евгений Вейгель, Николай Тимошенко, Борис Белебезьев, Денис Неделько, Сергей Миллер и другие – это просто идеальный состав!

– Шукшин назвал свое произведение сатирической повестью…

– И именно так мы определили жанр постановки, мало того, сохранили большинство авторских ремарок, а чтобы они звучали в ткани спектакля гармонично, была придумана массовка, которую мы назвали «агитбригадой». Сегодня сатира в нашей стране, можно сказать, вымерла, но напомнить о ней все же стоит. 

– Участвовали ли вы в оформлении спектакля? 

– Да. Газетные полосы того времени и современные – наша совместная с художником Андреем Климовым идея. Они подчеркивают контраст между тем, что происходило в обществе, и тем, что писали газеты того времени. Ложь и правда сталкиваются на сцене… 

Чистой воды Шукшин

– В чем сегодня актуальность Шукшина, на ваш взгляд?

– В том, что его произведения проверены временем. И именно время заявляет нам, что его рассказы, повести, что он сам – это серьезный, не поверхностно существующий автор. То, о чем он говорил в 70-е годы, в советское время, то, о чем он тогда размышлял, опираясь, казалось бы, на факты и данные того времени, оказывается, актуально и сегодня. Читаешь его и понимаешь, что он помыслил на годы вперед, он что-то такое про нас, людей русских, знает, что является более глубоким и эпохальным. Все боли, трагедии и радости наши сумел он понять, прочувствовать и в своих произведениях обобщить. И все это шло у него от сердца, поэтому он так важен сегодня, сейчас.

– Вы не осовременивали постановку?

– Ни в коем случае. Зачем? Мы оставили все четкие и конкретные знаки того времени. Понимаете, перенос смыслов, обращение к теме дня сегодняшнего случаются сами собой, без игры в поддавки. Шукшин не выдерживает панибратства, заигрываний, здесь надо шутить по серьезу, так сказать, работать на разрыв аорты. Именно поэтому мы и стилистику костюмов оставили «а-ля 70-е», и музыку подобрали соответствующую. Ведь, насколько я понимаю, в зале будет немало людей, которым 70-е памятны, знакомы. И станет ясно: эпохи поменялись, а многие насущные проблемы остались острыми, актуальными. В определенном смысле наш спектакль даже реверанс тому времени, мы даем возможность зрителям ненадолго перенестись в те дни, вспомнить, какие песни они любили, какую музыку слушали, какие ТВ-программы смотрели, как танцевали, что им было приятно, что они до сих пор помнят… 

– Для многих из тех зрителей, о которых вы говорите, «Энергичные люди» – это прежде всего знаменитый спектакль БДТ, Евгений Лебедев в роли Аристарха. Не боитесь сравнений? 

– Нет. Никаких реминисценций на БДТ мы не делаем, Шукшин и только Шукшин – вот что нас интересовало. 

Суетимся. А стоит ли?

– Энергичные люди, о которых говорил Шукшин в 70-х, советским моральным кодексом осуждались, а сегодня они могут быть весьма успешными, разве нет?

– А вы посмотрите, как неоднозначно Шукшин пишет о них, как в их собственных монологах неоднозначно раскрывается эта тема. Помните монолог Аристарха?

«Я тебе прочитаю курс экономики! Чтоб ты не бегала и не смешила прокурора. И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально – под во-ров-ство. Не удивляйся и не делай детские глаза. Всякое развитое общество живет инициативой… энергичных людей. Но так как у нас – равенство, то мне официально не могут платить зарплату в три раза больше, чем, например, этому вчерашнему жлобу, который грузит бочки. Но чем же тогда возместить за мою энергию? За мою инициативу? Чем? Ведь все же знают, что у меня в магазине всегда все есть – я умею работать! Какое же мне за это вознаграждение? Никакого. Все знают, что я – украду. То есть те деньги, которые я, грубо говоря, украл, это и есть мои премиальные. Поняла? Это – мое, это мне дают по негласному экономическому закону…»

Почему эти слова так актуальны до сих пор? Потому что оказывается, что огромное количество препон и препятствий на пути человека, который хочет всерьез заниматься делом, буквально вынуждают его маневрировать между законом и незаконом, балансировать на грани. И это справедливо по сей день, в современной реальности! Увы и ах, но это так. 

Кстати, стоит задуматься и о том, что вы сказали. Всего через каких-то 20 лет такие вот энергичные люди из спекулянтов в глазах закона стали уважаемыми предпринимателями, закон стал иначе на них смотреть. Над этим тоже стоит поразмыслить. 

Но важнее всего другое: и Шукшин в своем произведении, и мы в спектакле говорим о том, что если человек замыкается только на добывании денег, на бизнесе, как сказали бы сегодня, то его жизнь безрадостна и трагична. Потому что главное совсем в другом. Чем спасаться? Добром, любовью… Именно об этом должен подумать зритель во время спектакля и унести с собой из зала кусочек тепла, света, добрых чувств, подумать, как он строит свою семью, как в ней живет. Семья – твой единственный уютный и теплый уголок в этом мире, так что не надо там гадить, говорит Шукшин и мы вместе с ним. 

Хочу процитировать еще один отрывок из «Энергичных людей». 

«– Иной раз думаешь: люди, в чем дело? – продолжал глубоко и даже с грустинкой Брюхатый. – В чем дело, люди?

– Дело в том, что – уважения побольше друг к другу, – подхватил его мысль Лысый. – Уважения!

– Я бы сказал – и любви, – сказал Чернявый. Он даже встал. – Любовь – это… Все можно достать! – воскликнул он. – Все! А любовь не достанешь, если ее вот тут вот нету.

– Это ты, брат, верно, – похвалил Брюхатый. – Это ты – в десятку.

– Суетимся, суетимся много, – вздохнул Лысый. – Сказано же: «Не суетитесь». Нет, мы суетимся…» 

Разве не актуальны эти слова сегодня? Именно этот главный посыл мы адресуем молодым зрителям. Пусть посмотрят, как старшее поколение билось в бесконечной беготне за деньгами, и решат, стоит ли жить только материальными интересами и тратить всю свою энергию на добывание неких благ, стоит ли строить так свою жизнь. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ