«Примавтодор» уходит на дно?

Главному дорожному предприятию края нужна программа оздоровления, а не очередные бюджетные вливания

13 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4474 (6179) от 13 февр. 2019

С предложением представить программу оздоровления главного автодорожного предприятия Приморья, которое в очередной раз попало в сложное финансово-экономическое положение, обратились в адрес его руководства депутаты комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания края.

Такое решение парламентарии приняли по итогам обсуждения результатов проверки, проведенной краевой Контрольно-счетной палатой (КСП) в отношении отдельных направлений работы АО «Примавтодор» (100 % акций владеет администрация Приморского края) за 2017 год и 9 месяцев 2018 года.

Бесхозяйственная деятельность

Целью контрольного мероприятия являлась проверка расходования бюджетных инвестиций, выделенных «Примавтодору» на приобретение дорожной техники. Для решения этой задачи уставной капитал акционерного общества за счет краевой казны был увеличен на 730 млн рублей. Дорожную технику, приобретенную на данную сумму, следовало направить на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог регионального или муниципального значения в рамках соответствующей госпрограммы.

Также в ходе аудита были проанализированы финансовые показатели «Примавтодора» и его хозяйственная деятельность. В частности, рассмотрены такие вопросы, как выполнение аварийно-восстановительных работ, направленных на ликвидацию разрушений на автодорогах общего пользования регионального значения и восстановление мостов, а также мероприятий, проведенных в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». 

Как сообщил депутатам председатель краевой КСП Юрий Высоцкий, 2017 год предприятию удалось завершить с чистой прибылью в размере 182 млн рублей и выручкой свыше 4,48 млрд. Но уже за 9 месяцев прошлого года при выручке в 2,26 млрд рублей «Примавтодор» получил чистый убыток в 207 млн. При этом на 30 сентября 2018 года компания задолжала банкам по займам около 1,138 млрд рублей, а ее кредиторская и дебиторская задолженности превысили 861 и 669 млн соответственно.

Также проверкой установлено, что для выполнения аварийно-восстановительных работ по ликвидации разрушений на автодорогах и восстановлению мостов краевой департамент транспорта и дорожного хозяйства в декабре 2016 года заключил с АО «Примавтодор» шесть госконтрактов на общую сумму свыше 1,635 млрд рублей. Однако ни по одному из них предприятие не исполнило своих обязательств в полном объеме и в установленные сроки.

Кроме того, во исполнение госконтрактов «Примавтодор» заключил восемь договоров субподряда на общую сумму 572 млн рублей. Как показала проверка, ни по одному из договоров приемка работ представителями предприятия не осуществлялась, акты приемки работ не подписывались. В то же время ни по одному из случаев ненадлежащего исполнения условий договора субподрядчикам не были предъявлены требования об оплате пеней.

При этом аудиторы выявили ряд нарушений в деятельности автодорожного предприятия. Например, возведение шести новых мостов в рамках госконтрактов ведется без получения разрешения на строительство, подготовки проектной документации и прохождения государственной экспертизы, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Кроме того, отсутствуют разрешение на ввод в эксплуатацию моста через реку Зеркальную возле села Суворово в Кавалеровском районе и проектная документация на капитальный ремонт моста через реку Извилинку в Чугуевском районе.

В числе нарушений также были названы неправомерное завышение стоимости договоров субподряда на общую сумму более 5,9 млн рублей, разработка 29 участков недр местного значения без предусмотренных краевым законодательством документов: утвержденного проекта работ (на 28 карьерах), горноотводного акта (на 19 карьерах) и правоустанавливающих документов на земельный участок (на 26 карьерах).

– Анализируя результаты проведенного контрольного мероприятия, можно прийти к выводу, что «Примавтодор» неэффективно использует имеющиеся в его распоряжении бюджетные средства, а также материальные и другие ресурсы, – подвел итог проверки Юрий Высоцкий. Он отметил, что по всем фактам, выявленным аудиторами, соответствующим руководителям были высланы требования по немедленному устранению нарушений. Кроме того, обращение с приложением материалов проведенной КСП проверки направлены в прокуратуру края. 

По 300 миллионов каждый год

Ознакомившись с докладом председателя краевой КСП, депутаты выразили обеспокоенность сложной финансовой ситуацией, в которой в очередной раз оказалось главное автодорожное предприятие Приморья, и обсудили пути вывода его из кризиса.

– Решить проблемы «Примавтодора» без привязки к отраслевым задачам, которые формирует департамент транспорта и дорожного хозяйства, невозможно, – подчеркнул председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис. – При этом необходимо сделать глубокий анализ положения, в котором в настоящее время находится важное для края предприятие с точки зрения материальных ресурсов, человеческого капитала, управленческих функций. 

Председатель экономического комитета Сергей Ищенко отметил, что приобретение техники за счет бюджета и в то же время огромные (свыше миллиарда рублей) кредиты предприятия говорят о неэффективном менеджменте. 

– Целесообразнее покупать технику с прибыли, – сказал он. – Мы видим, что прибыль у предприятия есть. Но, учитывая огромный кредит, взятый под 10,5 %, более 100 млн рублей «Примавтодор» должен отдавать только на его погашение. По идее, надо выводить предприятие из кризиса. Но что мы видим в плане его развития на ближайшие пять лет? Выручка – не менее 5,4 млрд рублей ежегодно. За счет чего – пока непонятно. Мы этого не услышали. Плюс к этому главные показатели – чистая прибыль – в среднем на уровне всего 200 млн рублей. С такими цифрами «Примавтодор» еще долго будет выходить из кредитов. Но меня поражает другое. Снова из каких-то соображений в программе заложено обновление техники и ежегодное увеличение уставного капитала в пределах 300 млн рублей. Вплоть до 2021 года. С кем это согласовано? Где эта цифра одобрена? Много вопросов.

Предбанкротное состояние

Наиболее жестко о ситуации на предприятии высказался вице-губернатор Гагик Захарян, курирующий департамент дорожного строительства и «Примавтодор» с 10 января сего года.

– Отчет КСП описывает только один эпизод – закупку техники, но он не отражает объективную картину в целом, – подчеркнул он. – Я приведу две цифры для понимания состояния предприятия. Выручка за 2018 год – 2,6 млрд рублей. Зарплаты – 1,3 млрд. То есть половина выручки идет на зарплатный фонд, хотя для эффективного функционирования этот показатель должен быть в пределах 15 %. При этом еще и долг висит в 1,1 млрд рублей. Чтобы обслуживать такой долг, выручка должна быть не менее 10 млрд, а она у нас в четыре раза меньше. Поэтому предприятие уходит на дно. Я бы предложил депутатам не только назначить полный аудит «Примавтодора», но и на следующем заседании по мере готовности утвердить программу его оздоровления. Предприятие находится в предбанкротном состоянии из-за неэффективного управления, из-за тех решений, которые были приняты неэффективным менеджментом. 

Что делать дальше? Первое: в связи с майскими указами президента и утверждением нацпроектов наш край получил достаточно большое финансирование. В первую очередь – на реконструкцию и строительство новых дорог. Суммы колоссальные. У нас в крае по пальцам одной руки можно пересчитать компании, которые могут эти средства освоить, выполнить задание. Мы рассчитывали, что «Примавтодор» – одна из компаний, которая может занять серьезную нишу в данном направлении. В настоящее время на это рассчитывать не приходится. 

Второе: в связи с переносом столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток Минвостокразвития выделило нам 4,5 млрд рублей на реконструкцию автодорог. «Примавтодор», к сожалению, не сможет участвовать в этой работе ввиду тех проблем, которые были озвучены. Что делать предприятию? С одной стороны, его надо оставить, потому что компания нужна для решения социальных задач, для тех отдаленных объектов, куда не выходит бизнес. С другой стороны, «Примавтодор» – это коммерческое предприятие, которое не справилось со своими задачами при той господдержке и привилегиях, которые имела. Я поручил представить программу его оздоровления. Топить предприятие смысла нет, бросать его не будем. Но если в программе оздоровления снова увидим строчку «дайте нам денег», я против такой истории и никогда не подпишусь под этим. 

Если коммерческие структуры за свои средства покупают технику и при этом зарабатывают деньги, а мы бесплатно даем технику «Примавтодору» и он «зарабатывает» себе убыток – «честь и хвала» такому руководству. Естественно, в кавычках. Я так думаю: справится с задачами – останется на плаву. Не справится – в эту нишу с большим удовольствием зайдут коммерческие предприятия.

Однако новый директор «Примавтодора» Алексей Ширшов заверил депутатов, что не так все печально.

– Все минусы и убытки сложились из-за того, что «Примавтодор» шел на те контракты, которые изначально физически не мог исполнить самостоятельно, – рассказал он. – Предприятие привлекало субподрядчиков, влезало в долги, но все равно бралось за контракты. Сегодня принято решение об обновлении технического парка, которое уже исполняется. Сейчас у нас нет контрактов, которые бы мы не могли выполнить своими силами. У нас нет нужды в субподрядчиках.

Перспективы есть?

Подводя итог, председатель комитета по экономической политике и собственности Сергей Ищенко подчеркнул, что результаты проведенного КСП аудита, а также сегодняшнее финансовое состояние «Примавтодора» сигнализируют об острой необходимости включить механизмы повышения эффективности работы предприятия и улучшения его экономических показателей. 

– Поэтому, чтобы разобраться в текущих делах и перспективах работы автодорожной компании, единственным учредителем и акционером которой является Приморский край, мы предложили Контрольно-счетной палате проверить законность, результативность и эффективность использования «Примавтодором» бюджетных средств. Его руководству рекомендовано представить на рассмотрение комитета программу оздоровления предприятия. Поскольку деятельность комитета по экономической политике направлена на развитие территории, в первую очередь нас интересуют перспективы работы главного автодорожного предприятия края.

К рассмотрению этого вопроса парламентарии намерены вернуться в ближайшее время.

Автор: Евгений СИДОРОВ