Я спросил у ясеня, где моя гитара…
Утром – на стройку, вечером – за ювелирную работу
Газета «Владивосток» продолжает серию публикаций о людях, которые смогли монетизировать свое увлечение, проще говоря, хобби превратить в доходный бизнес. Ну или не очень, но предпосылки тому есть…
Гость сегодняшнего номера «В» – житель Владивостока, музыкант и строитель Сергей Накельский. Он смог воплотить юношескую мечту во взрослой жизни – делает копии известных на весь мир электрогитар. И это по вечерам, после работы.
– Считаю себя строителем, но дипломов по специальности у меня нет. После окончания школы сразу ушел в армию – проходил срочную службу в Вооруженных силах РФ. Когда вернулся, работал в разных местах. Тогда и понял, что больше всего нравится делать что-то своими руками: работал на «Радиоприборе», строил дома, делал мебель. Сейчас занимаюсь установкой натяжных потолков.
– Почему именно гитары?
– Это моя страсть с самого детства, люблю музыку и все, что с ней связано. Всю жизнь вращаюсь в гитарном мире и балдею от этого музыкального инструмента – люблю, когда звучит гитара, нравится, что на ней достаточно легко играть. Довольно долго играл в музыкальной группе, занимался звукозаписью… Кстати, я учился в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном в музыкальном классе. Думаю, это тоже на меня повлияло.
– Как пришла в голову идея собрать гитару?
– Эта идея появилась еще в юности, когда с финансами было тяжело, да и купить качественный инструмент во Владивостоке было сложно. Со временем, когда получил опыт работы с деревом, подумал: почему бы не реализовать старую мечту?
Те гитары, которые собираю сейчас, не очень сложны в создании и сборке, есть более мудреные модели. Но тем не менее, если сравнить процесс изготовления гитары с мебелью, то гитара, конечно, как ювелирное изделие – в этом деле крайне важна точность.
– Было страшно начинать?
– Страшно не было, был уверен в том, что делаю. Кстати, мои друзья и родня тоже были уверены во мне, все знают мои способности и любовь к музыке, поэтому близкие люди всегда меня поддерживали в этом увлечении.
– Где чертежи, детали инструмента берете?
– Чертежи беру из Интернета, их там полным-полно. Для корпуса и грифа выбираю очень сухое и качественное дерево из своих источников. Выбор дерева для гитары, кстати, очень важен, надо быть уверенным, что оно естественной долголетней сушки, что со временем его не поведет, не погнет. Все остальные детали, крепления, звукосниматели покупал в местных магазинах или тоже заказывал в онлайн-магазинах.
Последняя собранная гитара – «Фендер Телекастер» 1962 года. Это классическая модель гитары и, на мой взгляд, одна из лучших за историю человечества. Благодаря тому, что я нашел чертежи «Фендера» тех лет, получилось создать точную копию, которая хороша и по внешности, и по звуку.
– Как понять, правильно ли собран инструмент?
– Если звук получается качественный, если во время игры ничего не мешает, то гитара удалась и мастер получает пять баллов. Собранная гитара должна издавать правильный звук во всех точках грифа, на всех ладах.
Еще она должна хорошо звучать. Человек, для которого создавался инструмент, должен услышать именно то, чего он ожидал. Качество этого звука определяет порода дерева и электронная начинка.
– Какая древесина лучше всего подходит для производства гитар? Можно сделать из березы, например?
– Конечно, можно и из березы. Более того, скажу, что старинные русские инструменты изготавливали именно из березы – это очень музыкальное дерево. По поводу того, какое дерево лучше использовать, до сих пор идет спор между мастерами. Так сложилось, что гитары делают из красного дерева, черного, из ясеня, клена, ольхи, липы… И каждое дерево звучит по-разному.
– Создать электрогитару сложнее, чем акустическую?
– Акустическая гитара – очень сложный инструмент. При ее сборке предъявляются очень жесткие требования к качеству дерева, обработки, склейки и сборки деталей. Если в чем-то ошибешься, ничего не получится.
Внутри акустической гитары очень много мелких деталей – пружинок, которые не дают тонкому корпусу растрескиваться и деформироваться под натяжением струн. Также здесь многое зависит от структуры дерева, толщины доски и даже от состава лака и количества нанесенных слоев.
– Сколько времени уходит на создание гитары? Много ли приходилось переделывать, начинать сначала?
– Над последним экземпляром трудился около трех месяцев. Но я занимался этим в свободное от основной работы время. В целом все шло гладко, и, к счастью, не пришлось ничего переделывать. Глаза боятся, а руки делают, потому что я загорелся идеей создать эту гитару! Был азарт закончить и быстрее опробовать ее.
– Нет желания бросить основную работу и заниматься только выпуском гитар? Можно ли при желании превратить это в бизнес? Если да, то что для этого нужно?
– Пока нет такого желания, потому что этот бизнес сложно назвать прибыльным. Затраты на покупку дерева, лаков, каких-то деталей инструмента не окупят себя. Если наладить мини-серийное производство, то уже можно сделать неплохой бизнес. Кстати, эта ниша во Владивостоке все еще свободна.
– И о ценах: сколько может стоить гитара, сделанная вручную?
– Ценовой диапазон огромен – слишком много факторов, из которых в итоге складывается цена. Ну минимум, наверное, 10 тысяч рублей, а максимум – сложно назвать. Все зависит от того, из какого дерева делаешь, какие детали используешь. Ведь можно сделать совсем простенькую и очень дешевую. Но в этом нет смысла – такого же качества можно выторговать у китайцев. У мастеров заказывают эксклюзив, и такая гитара не может быть дешевой.
Автор: Анна МИРОНОВА