В поневе, душегрее, кушаке…

Какие детали подскажут, кому какой костюм по чину

8 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4472 (6177) от 8 февр. 2019

На выставке «Этнообраз: традиционный костюм России, стран АТР, аксессуары, графика, коллажи», что начала работу в музейно-выставочном центре ВГУЭС, посетителей хватает. Вуз готовит специалистов индустрии одежды, так что студенты идут и посмотреть, и даже лекцию от специалистов послушать. Но посетить экспозицию, взглянуть на экспонаты было бы неплохо и непрофессионалам мира моды. Особенно если хочется вспомнить о своих корнях и традициях… 

Здесь, на выставке, глядя, например, на манекены в поневе, душегрее, кушаке и ожерелке, в сарафане и рубахе с передником-завеской, вдруг начинаешь понимать: перед тобой история твоей страны, тебя самого, а ты в ней ну ни капельки не понимаешь. И немного стыдно… Поэтому стоит воспользоваться возможностью узнать больше о том, что живет в нас, хотим мы этого или нет. 

– Идея «Этнообраза» созревала давно, – поясняет Ольга Данилова, куратор выставки. – Мы во ВГУЭС много работаем с этническими нарядами, у нас даже есть курс «История костюма», где мы говорим о традиционных нарядах народов мира. И, разумеется, есть у нас и годами собираемый фонд, в котором уже немало экспонатов. К тому же мы сотрудничаем с людьми, изучающими народные костюмы. Также во ВГУЭС учатся студенты со всего мира – из Китая, Кореи, даже из Нигерии, которые тоже могут показать свои исконные наряды. 

Вот так все и сошлось – желание показать то, что у нас есть, посмотреть на то, что есть у других. Замечу, что студенты из других стран к организации выставки подошли с душой, с охотой, много интересного нам предоставили. Например, все восхищаются традиционным женским нарядом из Узбекистана, а студентка, которая предоставила его для выставки, еще и сумочки в национальном стиле из узбекских тканей создала. 

Конечно, у выставки большой образовательный подтекст, мы проводим здесь лекции, специальные экскурсии для наших студентов. Но и общекультурный, просветительский аспект, на мой взгляд, тоже очень важен. Хотелось бы, чтобы сюда пришли посетители, которые желают вспомнить или узнать о своих корнях, задуматься над тем, какое огромное значение имеет тот факт, что мы сохраняем память о своем прошлом, о своих корнях. Традиционный костюм – серьезный пласт культуры. В прошлые века по костюму люди определяли, кто перед ними. И не только по богатству или бедности оного, а по массе деталей – от узоров, которыми расшита одежда, до выделки деталей. Увы, сегодня такие знания почти утрачены, но, что показательно, интерес к возрождению национального костюма восстанавливается, причем именно среди молодых людей.

Русские, точнее даже славянские, наряды, предметы быта, украшения, детали прялок и ткацких станков не единственное, что можно долго и с интересом изучать на выставке. Здесь представлены костюмы и аксессуары к ним самых разных народов: тюбетейки, головные уборы и женские украшения крымских и современных татар, головное украшение из Китая, парадный халат нивхов, корейские национальные костюмы, японский мужской национальный костюм и многое другое. Но большая часть экспозиции, конечно, рассказывает о славянских традициях.

– Русские костюмы и детали к ним, представленные на выставке, из моей коллекции. Они из разных губерний России, а также Украины и Белоруссии, – говорит Ирина Стрельцова, сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. – Я много лет занимаюсь этой темой и собираю костюмы, потому что понимаю: увы, мы потеряли свой национальный костюм, эту традицию… Причин, конечно, много. Например, в начале XX века активно распространялась городская мода, носить традиционные костюмы, которые вдруг стали считаться деревенскими и немодными, стало вроде бы даже неправильно, во всяком случае, над такой одеждой смеялись. И в деревнях стали перенимать городскую моду, и в предвоенной России встретить исконную одежду в деревнях было очень трудно. Да и названия стали забываться.

Кроме того, в те же предвоенные годы стал активно тиражироваться стилизованный народный костюм – в него наряжали, например, танцоров в фольклорных ансамблях, его показывали в кино. И постепенно именно такая одежда стала считаться в массах исконно русской, этот усредненный образ поглотил настоящую традиционную культуру, костюм. А настоящее можно было увидеть только в музейных коллекциях, в альбомах. 

– Легко ли носить традиционный славянский русский костюм?

– Во-первых, это натуральные ткани – лен, ситец, домотканое полотно, что уже немаловажно для комфорта. Кроме того, те узоры, виды отделки, которые используются в таких нарядах, могут быть актуальны и очень интересны сегодня, если их умело применять. 

Я сама не раз надевала традиционный женский наряд и могу сказать: он как бы собирает фигуру, появляется осанка, стать. Кроме того, обратите внимание: костюм почти полностью закрытый. И это тоже важно – женщина чувствовала в нем себя защищенной, причем и с эмоциональной, что ли, точки зрения. Не зря же говорят «держать себя чинно», так вот «чин» появляется, я бы сказала.

Кроме того, в традиционном костюме собрано все то лучшее, правильное, что годами копилось в народном опыте. Там нет лишних деталей, нелепостей или ошибок кроя, по сути, он идеален, а главное – учитывает особенности национальных фигур. Вот, например, у нивхов костюм не подчеркивает талию, потому что у этих женщин другой тип фигуры. А славянский всегда с пояском на талии.

– Все костюмы мира объединяют целесообразность и индивидуальность, – добавляет Ольга Хованчук, представившая на выставке национальный костюм Японии. – Они максимально функциональны, там конструктивный крой, но в то же время каждая женщина делала костюм под себя – вышивала узорами, принятыми в том месте, где она родилась, например. И это очень важно.

Кстати

11 февраля Ирина Стрельцова для всех желающих прочтет лекцию и проведет мастер-класс по ткачеству и истории русского, восточно-славянского костюма. Здесь можно будет узнать много интересного. Вход свободный. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ