Особенности национального перехода границы

Приморские челноки смогли обойти лимит беспошлинного ввоза товаров

1 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4469 (6174) от 1 февр. 2019

Вступление в силу в ноябре 2018 года «Временного порядка ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей жителями Дальневосточного федерального округа для собственных нужд», отменяющего оснащение автомобилей кнопками «ЭРА-ГЛОНАСС», спровоцировало всплеск ввоза бэушных иномарок в нашу страну. Так, в прошлом году через пункты пропуска Дальневосточной таможни было ввезено почти 92 тысячи единиц транспортных средств. Из них 54 тысячи автомобилей физическими лицами для личного пользования.

Только с 27 ноября по 31 декабря жителями Дальневосточного региона ввезено 3816 автомобилей для личного пользования. Притом что в 2017 году общее число ввезенного автотранспорта составляло 68868 единиц.

Эти данные сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин на пресс-конференции, посвященной итогам работы ведомства в 2018 году, состоявшейся накануне Международного дня таможенника, отмечаемого 26 января.

Авто без кнопки экстренного вызова более востребованы 

По прогнозам Ладыгина, число ввозимых автомобилей через пункты пропуска ДВТУ в этом году увеличится. Во-первых, граждане поспешат с приобретением бэушек, пока действует вышеназванный «Временный порядок…», который могут отменить в любой момент. Во-вторых, за счет расширения зоны таможенного контроля Дальневосточной таможни после присоединения к ДФО в прошлом году Республики Бурятии и Забайкальского края.

– С 1 июля 2019 года в состав ДВТУ официально войдут Бурятская и Читинская таможни. Это сухопутная граница и примерно 50 тысяч таможенных деклараций в год. Мы приросли границей с Монголией, и единственные на Дальнем Востоке будем ответственны за границу с Китаем. В Забайкалье только через мощнейший автомобильный пункт пропуска проходит до 4,5 тысячи автомобилей. Конечно, предстоит глобальная работа. Но нас это не пугает. Мы к этой работе готовы, – заверил Юрий Ладыгин.

Напомним, что решение о введении «Временного порядка…» было принято 21 ноября 2018 года после обращения врио губернатора Приморья Олега Кожемяко к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Глава края подчеркивал, что установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые в Россию автомобили, зачастую подержанные, увеличивает их стоимость. После чего бэушная иномарка становится не по карману гражданам со скромными доходами.

– Два года назад, когда впервые заговорили об «ЭРЕ-ГЛОНАСС», мы считали, что введение этой системы на Дальнем Востоке надо перенести хотя бы на полгода в связи с общей неготовностью. Плюс надо было решить определенные проблемы с доставкой этих кнопок в Приморье. Но было принято иное решение, после чего таможенные органы работали в авральном порядке, без выходных, по 12 часов в день. Я считаю, что существующее на тот момент социальное напряжение мы сняли и не создавали неудобств для граждан, – отметил Юрий Ладыгин.

Будет ли продление «Временного порядка…»? На этот вопрос у руководителя ДВТУ прямолинейный ответ:

– От таможенных органов это не зависит.

Грузовик стал золотым

Примечательно, что в 2018 году также увеличился ввоз на территорию РФ автобусов (с 966 до 13326), в основном ввозились микроавтобусы физическими лицами для личных целей. Всего – 1142 единицы.

В то же время у россиян пропал интерес к подержанным грузовым автомобилям, относящимся к категории спецтехники. Их в прошлом году ввезли меньше, чем в 2017 году (с 4544 до 4310). По мнению дилеров с авторынка «Зеленый Угол», свое слово здесь сказали новые коэффициенты, применяемые с 1 апреля прошлого года при расчете обязательного утилизационного сбора. Иногда его стоимость может быть больше, чем стоимость ввозимого транспортного средства, как правило, уже не первой свежести. К примеру, утилизационный сбор за грузовик массой 2,5–3,5 тонны старше трех лет его владельцу обойдется в 432 тысячи рублей. Утилизационный сбор за грузовик массой 8–12 тонн такого же возраста потянет в 1192500 рублей. И это еще не предел. В итоге стоимость транспортного средства на выходе из таможни вырастает до неподъемной суммы. И кому нужна такая золотая техника?

Мы по-прежнему интересны иностранцам газом, рыбой и лесом 

Юрий Ладыгин сообщил также, что в прошлом году товарооборот через таможенные органы Дальнего Востока увеличился на 14,9 % по сравнению с 2017 годом. При этом объем экспорта составил 12,6 млрд долларов США, импорта – 15,9 млрд долларов США. То есть Россия по-прежнему покупает за границей больше, чем продает. С другой стороны, налицо интерес иностранного бизнеса к товарам и продукции с клеймом made in Russia. 

Однако Юрий Ладыгин отметил, что стоимость экспорта выросла за счет увеличения продажи сжиженного природного газа, рыбы, рыбопродукции, древесины и черных металлов. На долю этих товаров пришлось 80 % стоимости экспорта. Иными словами, наша страна по-прежнему рассматривается за рубежом как поставщик сырьевых ресурсов, но никак не готовой продукции.

Традиционно внешнеэкономические партнеры России на Дальнем Востоке – это Китай, Япония и Республика Корея. При этом в прошлом году товарооборот по стоимости по сравнению с 2017 годом с КНР возрос на 29,1 %, с Японией – на 22,2 %, с Республикой Корея – на 4,6 %. Важнейшие товарные статьи экспорта с этими странами также не изменились. Это топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, рыба, ракообразные и моллюски, летательные аппараты, древесина и изделия из нее, суда, лодки и плавучие конструкции, черные и цветные металлы.

Больше всего российский алюминий закупают Южная Корея и Япония, у которых нет собственных залежей бокситов. В Приморье основная перевалочная база парамагнитного металла за рубеж – порт Зарубино.

Закупаем экскаваторы и обувь

Сегодня такая же стабильность в экспорте рыбы и рыбопродуктов. Основной потребитель продукции морского промысла – Китай. Притом что рыбаки в этой стране добывают огромное количество даров моря. Тем не менее Поднебесная закупает в России ежегодно около 1 млн тонн от общего объема вывозимой продукции: мороженой, консервированной, гранулированной и рыбной муки. На втором месте Республика Корея – 420 тысяч тонн, в арьергарде Япония – 58,5 тысячи тонн. Если брать на круг, то в прошлом году таможенные органы ДВТУ задекларировали на экспорт 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов стоимостью 3,2 млрд долларов США. Согласитесь, сумма внушительная. В сравнении с 2017 годом объем экспорта рыбы и рыбопродуктов увеличился на 9,3 %, стоимость – на 28,2 %. Отсюда и увеличение таможенных платежей в бюджет РФ. Так, в прошлом году таможенными органами ДВТУ перечислено в государственную казну почти 265 млрд рублей, а в 2017 году только 199,6 млрд рублей. 

Что касается импорта через Дальневосточную таможню, то Россия, как и прежде, закупает строительную и тяжелую технику, оборудование и механизмы, электрические машины и сопутствующее оборудование, средства наземного транспорта, пластмассы и изделия из них, каучук, резину и изделия из них, а также обувь. На долю данных товаров в стоимости импортных поставок приходится 60 %. 

Отдельной строкой необходимо выделить внешнеэкономические связи России с КНДР. Надо признать, что с этой страной у нас нет активных торговых отношений. По словам Юрия Ладыгина, здесь слишком огромные ограничения.

Россияне запреты обошли

В новый, 2019 год ДВТУ вошло не только с новыми региональными подразделениями, но и с новым порогом на беспошлинный ввоз зарубежных товаров для личного пользования на территорию России. Как известно, с 1 января текущего года он снижен со 1500 до 500 евро. И общий вес ввозимого гражданами багажа не должен превышать 25 кг. Эти правила утверждены Советом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входит и Россия. В свое время «В» об этом подробно рассказывал.

Как ожидалось, новые таможенные ограничения должны пресечь «серый» поток импорта и пробудить интерес наших соотечественников к товарам российских производителей. На первый взгляд, расчет верный. В прошлом году только через пункты пропуска Приморского края пересекли государственную границу 2950000 человек. Из них подавляющее большинство – граждане РФ. И почти каждый возвращался из Поднебесной с полосатой сумкой «оккупанта», набитой под завязку китайскими товарами.

Но ограничения не особо напугали челночный бизнес, который быстро оправился и нашел выход из безвыходной, казалось бы, ситуации.

Разрабатывая новые правила таможенных сборов, члены комиссии ЕАЭС не учли смекалку россиян, а также особенности дислокации некоторых российских автомобильных пунктов пропуска на государственной границе с Китаем. Чем тут же воспользовались наши проворные помогаи, которые ухитряются дважды в день мотаться за товаром за кордон через пункт пропуска «Пограничный», где до китайского города Суйфэньхе полчаса езды на рейсовом автобусе. И виза в Китай не нужна, и ограничений на пересечение границы не установлено.

– В этом-то и проблема, что челноки могут неограниченное количество раз за день пересекать таможенную границу, – подтвердил корреспонденту «В» и.о. заместителя начальника ДВТУ – начальника Дальневосточной оперативной таможни Алексей Кураев, присутствующий на пресс-конференции.

Автор: Сергей КОЖИН