Если старость немощна и одинока
На чью помощь могут рассчитывать пожилые люди
Хорошо встречать старость в трезвом уме и доброй памяти, способным самостоятельно за собой ухаживать, да еще и в окружении большой любящей семьи. Но бывает (и часто!), когда старость приходит в компании столь же неприятных, как и она, товарок – болезней, деменции, немощности, одиночества.
Поводом для появления этой статьи стал телефонный звонок. Наша читательница с надрывом в голосе рассказывала о соседе – одиноком старике, которого дети в прямом смысле слова оставили умирать. Как стало известно со слов женщины, 90-летний старик уже давно не может сам себя обслуживать – убирать за собой, мыть себя, не говоря уже о более сложных манипуляциях, таких как приготовление еды, походы в магазин…
– Мы заходим к нему домой, а у него там только тарелочки засохшие, он настолько уже оголодал, что сложно сказать, сколько он еще продержится. Время его, наверное, уже на дни идет, – жаловались нам на том конце провода. – Мы его, конечно, по возможности подкармливаем, но сложность еще знаете в чем? Ни у кого из нас ключей от квартиры нет, только у детей, и мы просто боимся, что в один из дней он к двери не сможет подойти, открыть нам…
– А что дети? – задаю я самый правильный вроде бы с позиции логики вопрос.
– Так в том-то и дело, – еще больше вдохновляется женщина. – Я вам почему звонить-то начала, вы про них, про детей, напишите, пусть люди о них узнают! Бросили старика на произвол судьбы: выживет – хорошо, не выживет – еще лучше. Квартира им достанется. Одного сына вообще в городе нет, у другого дом в пригороде, он туда переехал.
Невестка только раз в неделю старика проверяет – помер или нет? Если вдруг что случится, контактов у нас их нет. Пробовали сами дедушку пристроить в дом престарелых, но нам сказали, что этим вопросом должны только родственники заниматься, а родственникам все равно. Так и напишите: Виктором Васильевичем дедушку зовут! Пусть детям стыдно будет…
Детям (и прочим родственникам), конечно, пусть будет стыдно, вот только пристрой немощных стариков в специальные стационары – вопрос для многих актуальный. Согласитесь: не всегда у проживающего в соседней квартире пожилого человека окажутся родственники, готовые о нем заботиться. Да и родственники, знаете ли, всякие случаются. Сотрудники соцзащиты до сих пор помнят о старушке, побиравшейся в переходе. Женщину – бывшую учительницу – попрошайничать выгнал собственный сын. И спасли ее именно работники социальной службы, определив доживать свой век в дом инвалидов.
Да даже если есть вполне себе положительные и ответственные родные, но работающие целые дни, старики все равно остаются без присмотра, представляя тем самым для себя и окружающих угрозу… Старость, как говорится, не всегда приходит с мудростью. Зачастую пожилым требуется более тщательный присмотр, чем малым детям.
Вопрос первый: куда обращаться, чтобы определить пожилого человека в дом-интернат?
– Обращаться нужно в Приморский центр социального обслуживания населения, расположенный на Иртышской, 8, или в территориальный отдел краевого департамента труда и социального развития, или в МФЦ по месту жительства, – рассказывает заместитель директора департамента труда и социального развития Приморского края Елена Чибрикова. – И необязательно должны обращаться родственники. Любой гражданин – сосед, друг и т.д. – вправе написать заявление на предоставление помощи конкретному человеку. Это может сделать и сам нуждающийся в уходе. А если он нетранспортабельный, то может просто позвонить в центр (тел. 8(423)2604-314). В любом случае, кто бы ни обращался, на указанный адрес выедут соцработники, которые на месте определят, в какой конкретной помощи человек нуждается. Если речь пойдет об определении человека в дом-интернат, то придется немного подождать – очереди здесь небольшие, до трех месяцев, но они есть.
Вопрос второй: кто может рассчитывать на получение места в доме-интернате для престарелых?
Существуют определенные условия для помещения в социальное учреждение, главное из которых – человек нуждается в постоянном уходе и не может сам себя обслуживать.
– Проясним ситуацию сразу: если в силу каких-то обстоятельств человек, даже если он уже пенсионер, потерял жилье и оказался на улице, то исходя лишь из этих факторов он не может рассчитывать на место в доме престарелых. Более того, предоставляя на таких условиях ему место в интернате, мы нарушаем закон. Преклонный возраст без каких-либо дополнительных условий – не повод отправлять человека в социальное учреждение. Разве что он в силу возрастных изменений не может самостоятельно обслуживать себя, выполнять элементарные вещи, покупать продукты, готовить для себя.
После обращения в МФЦ либо в территориальный отдел службы соцзащиты к человеку, нуждающемуся в социальной опеке, приходит комиссия, которая и определяет степень его нуждаемости. Комиссия оценивает условия его проживания (проще говоря, выясняет, как человек живет, в какой степени он может себя обслуживать). И уже по результатам проверки принимает решение: нуждается человек в стационарном обслуживании (то есть в определении в дом престарелых) или, может быть, ему вполне достаточно посещения социального работника на дому…
Честно говоря, в последнее время попасть в дом-интернат стало проблемой. Если раньше для размещения в этом соцучреждении помимо преклонного возраста достаточно было лишь желания человека, то теперь специалисты должны выявить, повторимся, высокую степень его нуждаемости в уходе, то есть он не может себя обслуживать и не имеет родственников, которые могли бы за ним ухаживать.
Естественно, для помещения в стационар необходимо представить пакет документов. Предупредим сразу: пакет довольно объемный. Список гражданин получит в одном из вышеперечисленных учреждений после подачи заявления. В перечень, в частности, входят: медкарта (установленного образца), медико-врачебное заключение с рекомендацией устройства в дом-интернат, акт материально-бытового обследования (составить его должна та самая комиссия из соцработников), справка об отсутствии (или наличии) судимости – судимых, как правило, помещают в отдельные дома-интернаты или вовсе отказывают им в предоставлении путевки, если они могут представлять опасность для окружающих. Если речь идет о размещении в психоневрологические дома-интернаты, то в перечень добавляется заключение врача-психиатра. И это далеко не весь список необходимых справок…
Вопрос третий: какие есть альтернативы размещению в доме-интернате?
Давно выявлено: резкая смена окружения для пожилого человека – это стресс. Причем стресс настолько мощный, что может еще больше подточить его здоровье и приблизить уход.
– Поэтому давайте рассматривать определение в стационар как самую крайнюю меру, – рассуждает Елена Чибрикова. – Несмотря на то что во всех наших социальных учреждениях работают программы адаптации, изначально человека помещают в карантин, во время которого его знакомят с учреждением, проводят экскурсии, с ним работают психологи, специалисты по социальной работе. Пожилому человеку очень тяжело осознавать, что его выдернули из привычных для него условий, привычного окружения – семьи, друзей. Я не имею в виду ситуации, когда приходится изымать стариков из асоциальных семей. Нет, сейчас я говорю об обычных семьях, с нормальными взаимоотношениями, – рассуждает Елена Павловна.
Если человеку не предоставляют путевку в дом-интернат или он сам этого не хочет, есть надомная помощь, патронажная служба. Ее можно получить даже при наличии родственников, которые целыми днями заняты на работе. Соцработники могут приходить, допустим, в обед, кормить пожилого человека, возможно, менять памперс, просто приглядеть за ним… А для одиноких подопечных – сходить в магазин и приготовить обед.
Обслуживание на дому может осуществляться ежедневно, раз в неделю, раз в месяц – как удобно пациенту или в зависимости от его нуждаемости. Для наиболее тяжелых ситуаций предлагается надомная паллиативная помощь, когда наряду с медобслуживанием для больного предоставляется психологическая помощь.
Отдельный вопрос – что делать с человеком, который не только не в состоянии себя обслужить, но и опасен для себя? Например, если у человека болезнь Альцгеймера и он элементарно может на прогулке потеряться.
Таких стариков направляют в психоневрологические интернаты (если, напомним, есть заключение психиатра). Но не всегда, а лишь в том случае, если родственники не в состоянии обеспечить надлежащий уход за стариками (если они безработные или уровень их дохода не позволяет нанять сиделку).
Вопрос четвертый: сколько это стоит?
Если речь идет о пребывании в стационаре, то с пациента высчитывается не более 75 процентов его пенсии вне зависимости от ее размеров. В эту сумму входят и питание, и проживание, и обслуживание.
Расчет оплаты надомной помощи несколько сложней. Начнем с того, что она не всем предоставляется бесплатно.
– Существует утвержденный нормативными документами порядок оплаты, и на каждую услугу есть тариф, – поясняет Елена Чибрикова. – Возможно, кто-то посчитает расценки завышенными. 130 рублей за доставку продуктов, по мнению многих пожилых людей, это дорого. Но надо понимать, что в этот тариф входят: заработная плата сотрудников, оплата их проезда и т.д. На самом деле редко кто оплачивает полную стоимость услуги, разве что те категории, которые имеют высокий доход. Примерно около 40 процентов услугу вообще получают бесплатно. В эту категорию входят участники войны, их вдовы, малообеспеченные.
…А родственники Виктора Васильевича, как сообщила нам его соседка, нашлись. Возможно, не без помощи соцработников, которые сразу сказали корреспонденту «В», что будут их искать. А может, и сами родные поняли, что старику без них никак. Как бы то ни было, но теперь пожилой человек живет не один.
Автор: Анжелина ШИЛАН