Терроризм в жанре фейка

Во Владивостоке почти 30 школ, десятки административных учреждений, больницы и торговые центры были экстренно эвакуированы после сообщений неизвестного по электронной почте о минировании зданий.

25 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4466 (6171) от 25 янв. 2019

В минувшую среду весь день поисками взрывных устройств занимались кинологи с собаками и взрывотехники. И только под вечер стало понятно, что угрозы взрывов ложные. 

Тем не менее злоумышленнику или злоумышленникам удалось достичь своей цели: горожан охватила паника, обстановка в краевом центре была дестабилизирована практически на весь рабочий день. Сообщение о заложенной бомбе поступило и в администрацию Артемовского городского округа. 

Сегодня, когда жизнь в столице ДВФО вернулась в прежнее русло, можно подвести черту под событиями 23 января, которые жители Владивостока запомнят надолго. 

Письма с сообщениями о заложенных адских машинках директора школ, руководители госучреждений, владельцы и директора супермаркетов получили утром по сетям Интернета на свои электронные почтовые ящики. Примерно с 7.30 до 9 часов утра. Текст «черных меток» был практически одинаковым. Менялись лишь названия объектов интереса террориста. Неизвестный автор посланий напоминал о недавнем взрыве жилого дома в Магнитогорске и обещал взорвать школу (больницу, административное здание, торговый центр). При этом он не выдвигал ни политических, ни финансовых требований. И не причислял себя к ИГИЛ (организации, запрещенной на территории России) и иным экстремистским или радикальным религиозным организациям и группировкам. 

Во Владивостоке под угрозой взрыва также оказались здание администрации края, крупные торговые центры «Черемушки», «Седанка-сити», «Россиянка», «Сотка», ГУМ и Малый ГУМ, «Центральный» и другие.

Эвакуация населения из «заминированных» зданий началась незамедлительно. Никто не воспринял предупреждение о взрывах как шутку. Во-первых, буквально накануне, 21 января, аналогичные анонимные послания получили руководители социальных объектов в Петропавловске-Камчатском. Там кроме школ и детских садов под угрозой взлететь на воздух оказались две больницы. К счастью, специалисты не обнаружили ни одной бомбы на «заминированных» объектах. Во-вторых, напоминание о Магнитогорске было неслучайным. 

Как известно, официальная версия трагедии – взрыв бытового газа, где под руинами панельного дома погибли 39 человек и несколько десятков получили ранения различной степени тяжести, до сих пор под сомнением. Как считают многие эксперты, это был террористический акт. По их мнению, при взрыве газа в квартире на третьем этаже не было бы такого масштабного разрушения 9-этажного здания... 

В Приморье неизвестный террорист выбрал удобное время для совершения злодеяния. К половине девятого утра в школах уже начались занятия, сотрудники госучреждений, больниц и торговых центров находились на своих рабочих местах. Благодаря мобильной связи и социальным сетям в Интернете весть о заложенных бомбах мгновенно распространилась среди жителей города, обрастая жуткими подробностями. 

Очевидцы сообщали о массовой эвакуации детей из учебных заведений, подкрепляя рассказы фотографиями, на которых ребятишки под присмотром учителей спешно покидали классы. Порой, как сообщалось в соцсетях, не успев даже как следует одеться. Родители бросились на помощь детям, большинство на автомобилях. На дорогах тут же образовались пробки. 

– Моя дочь ходит в первый класс школы № 80, это на улице Невельского. Я получила сообщение по Интернету от преподавателя в группу родителей: «Срочно забирайте детей! В школе взрывное устройство. Дети – на стадионе». Мне дочь позвонила ровно в 9 часов. Она плакала и ничего толком объяснить не могла. Сказала только, что «мы бежим на улицу». Мы сели в машину и поехали. Маленькие дети были в панике, кто-то не успел переобуться. Многие забыли рюкзаки в классе. Учителя тоже выбежали кто в чем, потому что надо было срочно выводить детей, – рассказала «В» Татьяна Воедилова, сотрудник АО «Владивосток-новости». 

Дальше – больше. Некие «свидетели» выложили в социальные сети фотографию здания, похожего на владивостокскую школу № 23, где якобы начался пожар в столовой. На фото действительно было задымленное здание, но школа ли это, непонятно. Между тем, как сообщили «В» сотрудники пресс-службы приморского главка МЧС России, 23 января ни в одной из школ краевого центра возгорания не были зафиксированы. А фото горящего учебного заведения – это фейк, распространенный неизвестными хулиганами. Будем надеяться, что их личности установят. Для современных технических средств, которые используют российские спецслужбы, это не проблема. 

Кстати, уже есть сведения, что информация о минировании зданий во Владивостоке поступила с электронных почтовых ящиков, зарегистрированных за пределами России. 

Фейком, и весьма дорогостоящим, оказалось и массовое минирование зданий во Владивостоке и в Артеме. Поскольку на ликвидации «бомб» были задействованы сотни специалистов и десятки единиц техники. Всего было проверено на безопасность более 40 учреждений и торговых точек края. По словам Павла Мезенина, директора департамента по координации правоохранительной деятельности Приморского края, такая ситуация во Владивостоке происходит не в первый раз. 

Напомним, что в сентябре 2017 года приморская столица уже подвергалась массированной атаке телефонных террористов. Тогда, как и в минувшую среду, краевой центр оказался во власти такой же паники, и адские машинки обнаружены не были. Но, как сообщил «В» источник из компетентных органов, два года назад злоумышленников, сообщивших о ложном минировании, вычислили, задержали, и они понесли заслуженное наказание. Санкция статьи 207 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за данное преступление – лишение свободы на срок до трех лет. И эта статья успешно работает. Не так давно житель Москвы получил три года реального срока колонии общего режима за сообщение о заложенной бомбе. На суде злоумышленник признался, что это была шутка и что он никого не хотел убивать…

Автор: Сергей КОЖИН