Негоже на голый гектар да с пустыми руками

Читатели «В» уже готовы предлагать полезные идеи для обустройства Дальнего Востока

23 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4465 (6170) от 23 янв. 2019

«Как нам обустроить Дальний Восток» – так был озаглавлен материал в предыдущем выпуске толстушки «В» (см. номер за 16 января), в котором рассказывалось, что в Приморье начался сбор предложений граждан по разработке национальной программы развития нашего федерального округа. Готовя ту публикацию, мы, честно скажем, и не ожидали, что затронутая в ней тема вызовет мгновенную реакцию. 

Напомним, что речь идет о разработке правительством РФ Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой на 2035 год. При этом местные жители имеют возможность направить разработчикам свои идеи и предложения по обустройству региона. Так сказать, выступить соавторами нацпрограммы наравне с чиновниками и учеными мужами.

Зато гражданская позиция есть 

И вот буквально на следующий день после выхода газеты к нам в редакцию позвонил известный во Владивостоке и крае человек – капитан дальнего плавания, почетный работник морского флота, кавалер ордена «За морские заслуги» Юрий Пудовкин. Причем Юрий Александрович не только наш постоянный читатель, но и герой нескольких публикаций «В», а также автор интересных писем, которые увидели свет на страницах нашей газеты. Неравнодушный, в общем, человек. Вот и в этот раз, прочитав статью о сборе дельных предложений, он поспешил сообщить: такие предложения у него есть. И не одно. Вот только зрение в последнее время стало его подводить – все-таки ветерану уже за 90.

Заметим от себя, что авторы затеи со сбором идей создали вроде бы удобную систему коммуникации с гражданами: в Интернете работает специальный сайт (www.дв2025.рф), куда каждый желающий может направить свои предложения. Однако не все могут воспользоваться такой системой, например, люди пожилого возраста. Что особенно несправедливо, ведь на стороне наших ветеранов не только большой жизненный опыт, но и активная гражданская позиция, искреннее желание помочь родному региону. 

Мы решили устранить эту несправедливость. Корреспондент «В» отправился к Юрию Пудовкину лично, чтобы взять его предложения и передать их разработчикам национальной программы.

– Обычно после обеда я беру лупу, газеты и читаю заголовки, – рассказывает Юрий Александрович. – Вычитал такой: «Как нам обустроить Дальний Восток». И аж подпрыгнул. Я знаю, как это сделать! Во всяком случае, азы знаю. Жена говорит: тут есть сайт. Но на него нужно писать. А как я напишу с таким-то зрением? Позвонил вам в редакцию и неожиданно быстро получил ответ, мол, будем у вас. Я своим товарищам говорю: придет корреспондент. А они мне: ну ты и нахал! 

Наш разговор за чашкой кофе оказался и интересным, и действительно дельным. Не обошлось, конечно, без воспоминаний – ветерану морского дела есть что рассказать и из своей славной биографии, и из биографии своего отца, известного в советское время на весь Дальний Восток капитана Александра Пудовкина, начинавшего морячить еще в самом начале прошлого века. Вот от этого-то, от истории освоения тихоокеанского побережья России столетней давности, от примеров того времени и отталкивается в своих предложениях Юрий Пудовкин.

Сто лет назад опыт удался

– Есть прекрасная поговорка: все новое – это хорошо забытое старое, – говорит Юрий Александрович, показывая мне вырезку из старой газеты. – Вот 1923-й год, статья с расписанием работы судов Доброфлота по Дальнему Востоку. В те времена осуществлялись регулярные рейсы по всему Приморью, и не только. Суда из Владивостока ходили в Николаевск-на-Амуре, проходили по всему Охотскому побережью, на Камчатку, на Командорские острова. Хотите верьте, хотите – нет, но в 1923-м паровые суда Доброфлота делали регулярные рейсы до мыса Дежнева. Это вам не 2019 год! На Дежнев ходили! Люди могли свободно туда приехать, привезти какие-то товары и так далее. 

К чему это я? Сейчас всем предлагают получить дальневосточные гектары, чтобы обустроить эту территорию. Вот вы взяли себе гектар, садитесь в самолет, прилетаете. У вас какой с собой багаж? Что вы сможете сюда перевезти, кроме портфеля с четырьмя бесплатными килограммами? И что вы на этом гектаре построите? Это что – освоение или обустройство Дальнего Востока? Нет. 

Как раньше было? Люди в теплушках приезжали, допустим, из Пензенской области, садились на пароход Доброфлота со всем своим хозяйством, со скотиной и ехали в Кавалерово. Приезжали – вот вам участок. Тут у него и весь скот, и все имущество, он все привез с собой. Вот это называлось обустройством Дальнего Востока. Как можно осваивать гектары, когда ничего нельзя привезти? Как можно приглашать людей, если они приезжают на голую землю? На Дальнем Востоке необходимы регулярные грузопассажирские перевозки! 

На мое замечание о том, что он, по сути, предлагает повторить опыт столетней давности, Юрий Александрович утвердительно кивает: вот именно!

– Сейчас мы осваиваем Северный морской путь, – продолжает он свои размышления. – Говорят, через несколько лет этим путем будут проходить 20 миллионов тонн грузов. А что такое был Севморпуть? Все пункты на пути следования имели метеостанции, таможни, персонал. Везде были базы, везде люди жили. И хорошо жили, весело, не ныли. Мы им все привозили. На лето в отпуск летали на юг, возвращались с удовольствием. Песня «Поет морзянка за стеной веселым дисконтом» – это про знаменитый Диксон (самый северный населенный пункт России, расположенный на одноименном острове). Пять тысяч человек там раньше жило. Сейчас на Диксоне население в несколько десятков человек. Как можно было все это разрушить? 

Надо потихоньку восстанавливать то, что было. И приглашать людей надо с таким резоном, чтобы они как-то могли обустроиться. Чтобы пароход мог привезти груз, который поможет быстро освоить гектар. Нужны флот и регулярные рейсы. Я считаю, что для начала – судно дедвейтом пять тысяч тонн. Небольшое. У него должна быть тяжеловесная стрела, он должен уметь поднять на борт, к примеру, самоходку. 

По словам моего собеседника, развитие морского судоходства и снабженческих рейсов поможет не только гражданскому сектору, но и военному. 

– Сейчас военные активно взялись за Восточную Арктику, – замечает капитан Пудовкин. – В проливе Лонга существует знаменитый мыс Шмидта. В 1956-м мне довелось там зазимовать. В то время там была военная авиационная база, возглавлял ее полковник Нелюбин. В полной готовности стояли бомбардировщики. До Америки рукой подать. Сейчас базу вроде как собираются восстанавливать. А для военных баз необходим флот. Не самолетами же туда грузы возить.

Стыдно морскому городу без морского музея

Неудивительно, что и второе предложение старого моряка связано с морской темой. 

– Ни в одной стране нет морского города такого ранга, как Владивосток, где не существовало бы морского музея, – сетует Юрий Александрович. – Точнее, морской музей у нас вроде бы есть, но в виде двух комнат, принадлежащих МГУ имени Невельского. Это, на мой взгляд, не морской музей. Несколько экспонатов мне пришлось отдать не туда, а в музей имени Арсеньева, потому что наш музей, если МГУ скажет, что ему нужны эти помещения под какие-то свои нужды, придется погрузить в контейнеры и отвезти на свалку. 

12 лет наша Ассоциация капитанов дальнего плавания бьется за то, чтобы во Владивостоке сделали капитальный и достойный музей морского флота! Мы писали во все инстанции: и мэрам, и губернаторам, и правительству, и президенту. В ответ – одни отписки. Ничего не добились. Мы мечтаем о том, что музей появится в районе набережной Цесаревича. Рядом со зданием музея планировали поставить какое-нибудь знаменитое судно. Раньше на его роль подходила «Колыма» – судно 1896 года постройки, оно стояло в Диомиде. Но за прошедшее время его растащили на металл, утопили, угробили… 

Идеям тоже нужен простор 

Итак, все предложения Юрия Пудовкина мы правильно оформили и, воспользовавшись формой на сайте www.дв2025.рф, направили разработчикам национальной программы развития Дальнего Востока. 

Однако у нас есть одно серьезное замечание авторам проекта: свои предложения люди должны вместить в крохотное оконце объемом 250 символов. Написать что-то сверх этого объема не позволяет форма.

Можно понять авторов этой затеи, которые для собственного удобства хотели добиться от активных граждан максимальной лаконичности. Но, на наш взгляд, это совершенно несерьезно. Текста размером со спичечный коробок недостаточно не только для того, чтобы толком выразить мысль, но и даже для того, чтобы перечислить регалии и заслуги обратившегося на сайт человека, показать, что он в данной области обладает опытом гораздо более высоким, чем некоторые чиновники. Главное, что невозможно обрисовать детали идеи, без которых сама идея превращается в абстрактное пожелание. 

Искренне надеемся, что авторы проекта отнесутся ко всем предложениям внимательно и индивидуально и в дальнейшем найдут возможность связаться с гражданами, которые высказали свои дельные предложения, чтобы уточнить важные подробности. В самом деле, нельзя же национальную программу, касающуюся развития столь огромного и ключевого для страны региона, превращать в профанацию. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ