Чулпан Хаматова: Жить только собственной жизнью – нечестно
Почему в благотворительном фонде решили, что пришло время колоть лед
Актриса театра и кино, одна из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова написала свою первую книгу – «Время колоть лед». Соавтором выступила подруга актрисы – журналист и попечитель фонда «Подари жизнь» Катерина Гордеева.
Книга написана в форме беседы двух человек – когда один задает вопросы, а другой на них отвечает. А ее название читается как главный девиз жизни Чулпан Хаматовой: что бы ни происходило, нужно двигаться вперед, и даже если вокруг тебя лед – его нужно колоть.
Сама идея книги родилась неожиданно – после того, как Чулпан прочитала произведение Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксенов».
– Мне так понравилась структура, в которой эта книга написана! – рассказывает Хаматова. – Два автора общаются, вспоминая Аксенова. От этой книги оторваться было нельзя. И я подумала: у нас с Катей столько общего, и у нас с ней есть главное дело жизни – фонд «Подари жизнь». Мы просто были обязаны сесть и написать книгу об этом с разных точек зрения: у нас с Катей бывают полярные точки зрения, и нам даже есть о чем поспорить, а не только плыть, в унисон гребя веслами…
Помощником в написании книги стал дневник Чулпан Хаматовой, который, как оказалось, она ведет уже много лет.
– Я и в страшном сне не могу представить, что что-то из него можно когда-то опубликовать, – говорит актриса. – Дневник – это моя дисциплинарная вахта. Я точно знаю, что за белой полосой придет черная, а за черной – белая. Я анализирую все свои неудачи. Дневник – это такая помойка, где я разбираю все свои ошибки. Но он мне очень пригодился: там есть даты, числа и события, которые я описываю в книге…
«Никому не говори, что ты жила при Брежневе!»
Чулпан родилась и выросла в Казани в семье инженеров Наиля Ахметовича и Марины Галимулловны Хаматовых. Ее юность пришлась на непростые 90-е.
– Мне, подростку, было видно, как тогда потерялись взрослые люди, – говорит Чулпан. – Учителя в школе не знали, что делать дальше и как учить детей. Уже вовсю перестройка идет, а мы сидим в классе и переписываем «Апрельские тезисы» Ленина – просто потому, что учителя не знали, что нужно переписывать из нового. И в глазах у них паника, а у меня – полное ощущение, что теперь мы будем придумывать свои правила сами.
У меня недавно был день рождения, и я пригласила съемочную группу. И там была чудесная молодая девушка-костюмер. Мы сидели и разговаривали, я рассказывала про свое детство и вспомнила день, когда умер Брежнев. Весь город гудел, гудели заводы, люди плакали... А мы с подружкой стояли и стыдились того, что надо было плакать, а у нас не получается. Мы пошли домой, нарезали лука, приложили к глазам и побежали обратно на улицу – и у нас текли слезы, как у других! Ну все, думали мы, теперь мы настоящие пионеры, такие, какими должны быть! Девушка-костюмер меня выслушала и говорит: «Только никому не говори, что ты жила при Брежневе!»
После школы Чулпан поступила в Казанский финансово-экономический институт, но почти сразу передумала – забрала документы и успела поступить в местное театральное училище. А там преподаватели быстро разглядели в девушке большой талант и посодействовали тому, чтобы она ехала поступать в Москву. Так Хаматова попала в ГИТИС на курс Алексея Бородина. Актриса признается, что первое время в чужом и большом городе было непросто, но грустить по этому поводу времени не было.
– Мы учились без выходных, – рассказывает Чулпан. – В 9.30 – первая лекция, а в час ночи на последнем поезде метро я возвращалась в общежитие. Это был четырехлетний бег. К выпуску я уже и в кино успела сняться. Так что по поводу завоевания Москвы рефлексировать совершенно не было времени, а надо было учиться, учиться и учиться… Очень помогали родители, без конца присылали гречку, тушенку… Все съедалось в первый же вечер всем общежитием в надежде на то, что скоро кому-то из ребят тоже что-то пришлют родители и мы так же быстро это съедим…
«Моя профессия – мое счастье!»
С 1998 года и по сей день Чулпан Хаматова служит в театре «Современник». Не так давно в прессе появилась информация, что актриса уходит из театра, ставшего практически ее вторым домом. Но, по словам актрисы, она всего лишь уходит в творческий отпуск.
– Актерская профессия – это счастье моей жизни! – продолжает Хаматова. – Она очень глубокая, меняет мир, и это я ее недостойна, а не она меня. Я знаю, что происходит со мной после шедевров, просмотренных в кино или театре. Когда посмотрела фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, я стала другим человеком!
Однако актриса считает, что театр и кино переживают сейчас не самые лучшие времена.
– Раньше у меня было полное ощущение, что Россия находится на большом подъеме, – говорит актриса. – Появлялись такие имена, языки, почерки! Но потом все замерло, и сейчас непонятно, что будет дальше. Сегодня художники сто раз подумают, потому что у каждого включается самоцензура, ведь кто-то может обидеться, оскорбиться… Я в этом отношении счастливый человек, с цензурой не сталкивалась. Хотя за спектакль «Голая пионерка» про Вторую мировую войну мы получили и набили столько шишек! Тем не менее люди высказывали свою точку зрения, никто ничего не запрещал. А сейчас, хоть правила и артикулированы, но как по ним жить – непонятно…
Ждать некогда – дети болеют
Кроме актерской работы у Чулпан Хаматовой есть еще одна работа, которую она называет делом всей своей жизни. Фонд «Подари жизнь», соучредительницей которого она является, уже много лет помогает семьям с онкобольными детьми.
– Некоторые нас критикуют: дескать, деньги нужно просить не у частных лиц, а у государства. И я с ними согласна! – уверяет актриса. – Но пока мы ждем и надеемся на государство, дети продолжают болеть. Живые, конкретные дети из конкретных семей. И допустить, что этот ребенок погибнет, так и не получив помощь, как-то не по-взрослому…
Актриса считает, что нужно работать с той властью, которая есть. А с некоторых пор одним из главных друзей фонда «Подари жизнь» стал Герман Греф.
– Только с появлением Грефа у нас началось прогрессивное движение. А до этого я помню, какое количество звонков нужно было сделать, сколько энергии затратить, чтобы просто пробиться на очередной уровень и объяснить, почему это выгодно стране, почему это выгодно «Сбербанку». А с появлением Грефа все стало меняться, произошли поистине революционные шаги.
В 2011 году произошло еще одно важное событие в жизни Чулпан Хаматовой. Был построен и открыт Центр детской гематологии имени Дмитрия Рогачева. Актриса очень ждала, когда наконец он заработает. Еще на этапе котлована говорила: «Такое ощущение, что котлован пытаемся вырыть чайными ложками». Центр оказался совсем не похож на больницу: снаружи – разноцветные стены, а внутри на стенах – репродукции картин великих мастеров живописи.
– Дети вместе с родителями и врачами ходили в Третьяковскую галерею, пришли радостные и возбужденные, – рассказывает актриса. – Вот мы и решили повесить картины. Во врачебной стороне висит «Черный квадрат» Малевича. Некоторые врачи посчитали, что картина депрессивная и неоднократно пытались перевесить подальше, но дети ее очень полюбили и постоянно борются, чтобы картину не убирали…
На самом деле я не успеваю радоваться. Клиника построилась – это самое главное. Но теперь надо решать такое количество вопросов! А впереди новый амбициозный проект: строительство пансионата для подопечных фонда «Подари жизнь». У нас лечатся дети со всей России, они всегда должны быть рядом с врачами, чтобы постоянно проходить процедуры. Но им совсем необязательно и даже вредно лежать в больнице. А так как их родной дом далеко, наш фонд снимает огромное количество квартир, где живут сразу по нескольку семей. Чтобы сэкономить благотворительные деньги, решили построить пансионат в Переделкино, там всегда красиво – и летом, и зимой, и осенью, и весной.
Актриса признается, что на все, что она делает, тратится очень много сил и энергии. Но все это восполняется сторицей, когда она видит своих подопечных живыми и здоровыми.
– Вот мы приезжаем на гастроли в Уфу, я без сил выхожу под аплодисменты на сцену, получаю цветы и вдруг слышу, как кто-то мне шепчет: «Вы меня помните?» И оказывается, это наш мальчик, для которого восемь лет назад мы собирали деньги. И вот он стоит передо мной – живой, здоровый, красивый – и дарит мне цветы! У меня тут же от радости хлынули слезы из глаз… Не успела прийти в себя, как снова слышу: «А меня вы помните?» Поворачиваюсь – а это девочка Эля. Красивая такая! Я стою между ними и понимаю: та энергия, которую я потратила, ничто по сравнению с той, которая переполняет меня сейчас!
Они поняли: по-другому нельзя
У Чулпан Хаматовой три дочери.
– Когда средняя дочка училась в третьем классе, в школе им задали написать сочинение на тему, кем работают родители. Учительница дала мне потом почитать дочкино сочинение. Там было написано, что мама работает в фонде «Подари жизнь», и дальше описывается вся моя работа в этом фонде. И ни слова о том, что я работаю в театре, хотя 80 процентов своих вечеров дочь проводила за кулисами. Да, театр – это почти семья, а работа – это фонд «Подари жизнь». Мои дети появились на свет вместе с фондом, и другой жизни они не видели. Они все время вовлечены в мои дела, держат руку на пульсе. Знают диагнозы больных детей, знают, от чего выпадают волосы при химиотерапии… И даже критикуют меня, когда это нужно. Например, дочка раскритиковала название книги, которое мы сначала придумали, сказала: «Это старперское название!» Пришлось искать другое. Да, наверное, они страдают из-за того, что время, которое уделяется мною чужим детям, забирается от них. Но шаг за шагом к ним пришло понимание, что по-другому нельзя. Нельзя жить только собственной жизнью – это неинтересно и нечестно.
Автор: Елена СОКОЛОВА