Боязнь темноты лечится любовью

Как изменили жизнь наших земляков спасенные ими собаки

3 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4458 (6163) от 3 янв. 2019

Ушедшему 2018-му покровительствовала, как мы помним, Собака. По восточному гороскопу она, кстати, все еще здесь – передаст полномочия Свинье только 5 февраля. Накануне прощания с хозяйкой старого года есть смысл подвести итоги. Только вспоминать нужно не «подвиги» сильных мира сего, а добрые дела простых людей. Например, спасение в год Собаки даже одной собачьей души точно увеличило концентрацию добра на планете. 

Крошка и Шаман: давайте всего, и побольше 

Культурный обозреватель «В» Любовь Берчанская вместе со своей семьей перевернула сразу две собачьи судьбы. Полтора года назад они приютили щенков Шамана и Крошку.

– Когда зашла речь о том, что в мамином доме должны жить собаки, мы сразу решили, что не будем брать их где-то в питомнике, у заводчиков или друзей. Найдем по объявлениям тех, кому действительно нужна помощь, – объясняет Любовь. – Первым нашелся Шаман. В объявлении было сказано: срочно пристраивают крупных щенков, иначе их просто усыпят.

Шаман действительно вырос крупным, настоящим охранником. Очень серьезный пес, в общем. 

– У Крошки другая судьба, более трагичная, – говорит коллега. – Добрые люди случайно нашли мешок с несколькими щенками на рельсах: кто-то бросил их, чтобы поезд решил все проблемы… Щенков спасли, но сразу пристраивать не стали, отнесли в канаву и там подкармливали. Только позже выставили объявление о том, что раздают.

Разное прошлое (Шаман, пусть и из уличных псов, но все же еды получал в достаточном количестве) по-разному отражалось на поведении щенков. Любовь вспоминает, что первое время собак было невозможно кормить одновременно в одном помещении: Крошка в секунду заглатывала свою порцию, даже не жуя, и неслась «помогать» Шаману. И первые полгода она боялась громких звуков – ее буквально колотило от страха. А еще у Крошки так и остался небольшой «привет» из прошлого: каждый раз, когда к ней подходит кто-то из хозяев, она облизывает им руки – видимо, до сих пор благодарит за спасение.

– Сейчас все страхи в прошлом, зато появилась уверенность в себе, – рассказывает Люба. – Как-то Крошка, будучи уже постарше, решила, что пора начать привередничать. У моей сестры есть шарпей Тиара – очень аллергичная собака, которой многое нельзя есть. Вот Крошка и подумала: чем она не шарпей? Стала выплевывать до того охотно поедаемые овощи, отказалась есть картошку. Но в этом своем демарше Крошка не учла фактор Шамана: ее названый брат без капризов подъедал все, что она оставляла в миске. В общем, воображала о себе Крошка два дня. Два дня Шаман ел полторы порции. Потом Крошка очнулась и поняла, что делиться никакой едой вовсе не хочет. И теперь ест, что дают. 

Кстати, чтобы краткосрочный Крошкин протест не показался вам обоснованным, Люба рассказала о рационе питомцев. Питаются Крошка и Шаман по науке, как положено: в меню мясо, овощи, творог, кисломолочка, крупы, один день в неделю – сухой корм, ну и витамины, разумеется.

Тимур: выбираю тебя вожаком

Тимура никто не предавал – он всю жизнь провел с хозяином. Но в один день все закончилось: старенького дедушку родственники перевезли в дом престарелых. Семилетний пес остался в квартире один. Его изредка подкармливали соседи, пока дедушкина родня продавала имущество.

Поиски нового хозяина для Тимура по соцсетям оказались успешными: пес переехал в семью Ирины. 

– Это не первая наша собака, раньше у нас жила Мэгги. Ее нам подбросили под дверь слепым щенком. Она была нашим младшим ребенком, всегда с хорошим настроением, готова к защите хозяина и дома, а еще больше – к играм. Боль от ее потери никогда не пройдет, – вздыхает Ирина. – А тут я как-то листала ленту «Инстаграма» и увидела объявление о том, что Тимуру срочно нужен новый дом. Тимур уже взрослый, мало кто может забрать такую собаку. Он был так похож на Мэгги! Конечно, мы не можем помочь всем собакам, оставшимся без дома, но помочь одной – это в наших силах…

Муж Ирины уже на пенсии, не работает, а после потери Мэгги стал мало двигаться, болеть. С новым псом они очень подошли друг другу. Тимур выбрал его своим вожаком. Ходит за ним по пятам, словно боится опять остаться без хозяина, плачет, когда тот выходит за дверь.

– Они все время вместе: дома, на даче, в магазин идут парой. Тимур очень хорошо понимает речь, поэтому с ним просто разговаривать. Вредных привычек у Тимы не обнаружено. Вот только темноты боится: встанет на даче в зоне, где свет горит, а стоит выключить лампу – мгновенно в дом бежит, – рассказывает Ирина. – Вместе мы три месяца, а как будто он всегда был с нами. Семья у нас очень большая, все Тима приняли тепло, и он ко всем тянется, готов вылизывать каждого члена семьи. Лапы только у него болят, но мы изменили его питание, он сбросил вес, стал намного больше двигаться. Так что, думаю, все у нас будет хорошо. 

Сима: ненавязчивая, но привязчивая

Вот уже год, как Ирина и Иван Крыловы стали хозяевами симпатяги Симы. Хотя до этого заводить собаку, тем более взрослую, с историей, даже в планах не было.

– Еще до знакомства с Симой мы с мужем взяли из фонда «Умка» годовалого кота Ваучера, потом его сестру Визу, – рассказывает Ирина. – Думали, на этом все. Наивные… С появлением котов мы машинально начали следить за деятельностью фонда, его подопечными, передавали корм, ветошь, помогали финансово. А однажды решили, что можем поделиться своим теплом и любовью через волонтерство, что есть потребность сделать окружающий мир чуточку светлее, хотя бы для собак. Так мы попали на собачью передержку.

Оказалось, что просто помогать и не ощущать при этом камня на душе невозможно.

– Первая поездка на передержку тронула меня до слез: каждой собаке там очень нужен был ее человек, хозяин, они очень хотели кого-то любить и чтобы их любили в ответ. Это сразу чувствовалось, – вспоминает Ирина. – Мы вернулись домой и стали думать, что еще можем сделать. На тот момент о собаке в доме не шло и речи. Отговорки стандартные: нет времени – учеба, работа, содержать собаку дорого, дома нет места, вставать рано на прогулку – вообще пытка. И тут мы узнали про программу опекунства фонда «Умка». Когда ты регулярно приезжаешь общаться с выбранной собакой или кошкой, привозишь ей лакомства, игрушки, перечисляешь деньги на корм, она как твое личное животное, но не у тебя дома, а ты этакий «воскресный хозяин».

В подопечные Крыловы выбрали Симу. Говорят, притянула взгляд еще при первой встрече. 

– Она была спокойная, ненавязчивая, тактичная и такая… наша, что ли. Наша по духу. Ездили туда несколько месяцев, присматривались – мы к ней, она к нам. И, кажется, мы уже тогда подсознательно чувствовали, что это дорога в один конец и Симка уже часть нашей семьи. Просто морально готовились к ее переезду, – говорит Ирина. Но признается: завести собаку для них было как оказаться на другой планете и пытаться установить контакт с ее жителями, ведь раньше у обоих такого питомца не было. 

– Но у Симки оказался золотой характер! Она не делает кучек дома, не грызет вещи, не мешает соседям лаем, спокойно переносит даже долгие поездки в машине или автобусе, – перечисляет плюсы любимицы хозяйка. – Мы прошли курс дрессировки на площадке в парке Минного городка, Симка выучила основные команды. Она поладила с нашими котами (за что мы переживали больше всего), на это ушел месяц. К приходящим в гости маленьким детям относится с вселенским спокойствием, да и со взрослыми компанейская. Мы иногда смеемся, что она как таракан – адаптируется к любой ситуации, куда бы мы с ней ни пришли. И такая же рыжая и усатая! 

А еще Симка намного энергичнее и общительнее, чем выглядела на передержке. Обожает бегать, просто носиться кругами, играть в догонялки с нами или другими собаками. Вообще гулять обожает. И снег. Еще игнорирует собачьи игрушки, но с большим удовольствием разгрызает кошачьих мышек и махалки. Она всегда найдет чем себя занять, но бросает все и радостно бежит, только позови! Тычет носом, голову подставляет так доверчиво…

Есть у Симы, конечно, и нелюбимые вещи: ненавидит морские волны и стрижку когтей у ветеринара. Поначалу рычала на банные процедуры, но сейчас полюбила и их.

– Сима с нами чуть больше года. За это время она стала более энергичной, живой и радостной. Просто расцвела. Она признала нас своими людьми. Конечно, Сима изменила и нашу жизнь, – говорит Ирина. – Вообще, собака – это энергия, радость, доверие и открытость миру. Все это она приносит в семью, как только переступает порог дома. Мы начали регулярно бывать на свежем воздухе, в парках и за городом (я даже велосипед взяла для совместных прогулок!). Появился новый круг общения и темы для разговоров (шутка о том, что собачники узнают друг друга не в лицо, а по собаке, оказывается, не шутка). В бытовом плане изменился распорядок дня, конечно. Сима научила нас терпению и осознанности, умению жить «в моменте». Она подарила нам свое огромное собачье сердце, всю свою любовь. Это трудно объяснить, и, может, это звучит очень наивно… Хотя зачем объяснять – попробуйте сами. Начните хотя бы с опекунства, и вы все поймете. Только помните, что собака – это не игрушка, будьте сознательны и ответственны.

Окончание в номере «В» за 10 января 2019 года

Автор: Анна МИРОНОВА