«Урал», откуда Тихий океан как на ладони
Корабль разведки ТОФ и ГРУ держал под контролем весь 7-й флот США и морские силы его союзников. Но стал призраком
Этот уникальный корабль никогда не имел аналогов в мире, и вряд ли они появятся в обозримом будущем. Большой атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал». ССВ-33 – это его бортовой номер. Первые буквы означают «судно связи» – этакое словесное прикрытие, по замыслу военных, хотя в действительности всем заклятым друзьям СССР было известно истинное предназначение «Урала». 6 января плавучему разведчику могло бы исполниться всего 30 лет.
«По палубам можно было ходить неделями, каждый раз новым маршрутом. Некоторые матросы и мичманы с непривычки терялись»
Автономный город со свежей прессой
Корабль дальней разведки ССВ-33 с атомной энергетической установкой на борту (проект 1941, шифр «Титан», по классификации NATO – Kapusta) строился специально для Тихоокеанского флота и был передан в его состав в 1988 году. Ему ставилась задача стать флагманом военно-морской разведки СССР, которая в год завершения постройки «Урала» как раз отмечала свое 50-летие. Следить необходимо было за морским, воздушным и космическим пространством над акваторией Тихого океана.
По своим габаритам «Урал» мог сравниться только с тяжелыми атомными ракетными крейсерами «Петр Великий» и «Адмирал Лазарев». Из-за требований к колоссальному энергообеспечению, из-за огромного водоизмещения и размеров на ССВ-33 помимо традиционных дизельных генераторов имелась мощная ядерная установка. В экипаж входило до 950 (!) офицеров, мичманов, старшин, матросов и гражданских специалистов. Этакий автономный плавучий город с мощной научно-исследовательской базой.
На «Урале» даже издавалась собственная газета с одноименным названием. Ее редактором три десятилетия назад стал свежеиспеченный выпускник факультета журналистики Львовского высшего военно-политического училища Игорь Смирных.
После перехода корабля с Балтики в Приморье и выполнения всего одного запланированного рейса в центральную часть Тихого океана лейтенанта Смирных перевели во Владивосток. Дали комнату в ведомственном общежитии и прикомандировали к газете «Тихоокеанский строитель». Он давно вышел в отставку и живет сейчас на Украине, в Винницкой области, выращивает орехи.
В связи с предстоящим юбилеем «Урала» корреспондент «В» попросил коллегу ответить по электронной почте на несколько вопросов.
Выше айсбергов
– Игорь, расскажи, как ты попал на «Урал»?
– Очень хотел не просто служить в составе ВМФ и носить форму военно-морского офицера, но обязательно на Дальнем Востоке, где год службы засчитывают за полтора или два. Поскольку учился хорошо, шансы у меня были высоки – гарантированно знал, что поеду в Приморье или на Камчатку. Но тут построили «Урал», стали для него собирать команду. Мне предложили возглавить редакцию и типографию.
Да, у нас была собственная полиграфия. Подобного профессионального «боевого листка» не было даже на кораблях первого ранга.
Выпускал газету вначале часто, а потом все реже и реже, пока выпуск полностью не прекратился. О чем писал? О людях, которые там служили, – многие были уникальными личностями. О поставленных перед экипажем задачах и средствах их выполнения говорить было не принято – за этим следили особисты на борту.
– Каково же было предназначение такого суперкорабля-разведчика?
– На тот момент это был самый большой в мире корабль для ведения радиоэлектронной разведки. Местом постоянного базирования являлась бухта Стрелок.
Предполагалось, что дежурить он будет на определенном расстоянии от атолла Кваджалейн в западной части Тихого океана. На этих островах расположены военно-воздушная и военно-морская базы 7-го флота США, ракетный полигон и космодром американцев. Хотя у «Урала» с его загоризонтной локацией чуть ли не весь Тихий океан был как на ладони.
Главной целью являлись испытания американскими военными различных баллистических и зенитных ракет, особенно на конечном этапе их полета. В первую очередь мы должны были следить за проводившимися тогда испытаниями двухступенчатой противоракеты «Спринт», этакого прообраза нынешней российской ракеты «Кинжал».
– А почему у морского судна такое сугубо сухопутное название?
– В экипаже тогда травили байки по этому поводу: мол, только на «Урале» можно оказаться посреди Тихого или Индийского океана или «Урал» на всех морях выше айсбергов. Я даже готовил собственный материал-расследование на эту тему. Мне кажется, что его так назвали в честь прославившихся в свое время предшественников. В Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой
Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». Кстати, одновременно с нашим кораблем на вооружении у пограничников Заполярья находился его тезка-сторожевик.
Космосу подмога
– Известно, что на кораблях-разведчиках главным оружием являются радиолокационные станции обнаружения и слежения. А боевое вооружение на «Урале» было?
– Было зенитно-ракетное, артиллерийское, противоторпедное. Хотя деталей я уже не помню.
– Какими были условия службы? Что-нибудь особенное запомнилось?
– Запомнились размеры корабля. По палубам можно было ходить неделями, каждый раз новым маршрутом. Некоторые матросы и мичманы с непривычки терялись. Кто-то мог подшутить и отправить новичка в трюмные помещения, но чаще объясняли правильный путь. Приходилось запоминать главные маршруты передвижения (каюта – место службы – кают-компания – мостик – место построения личного состава всего корабля или своей БЧ), с каждый разом расширяя познания внутренних коридоров, кубриков и других помещений.
С питанием особых проблем я не помню. Хотя это было постперестроечное время со сплошным дефицитом, но, видимо, для экипажа суперразведчика было сделано исключение.
У меня, молодого лейтенанта, вначале было чувство эйфории. За два месяца после выхода корабля к месту службы прошли южным морским путем, по пути заглянули во Вьетнам. А вот уже в Тихасе (так военные моряки, а вслед за ними и жители Приморья называли поселок Тихоокеанский, нынешний город Фокино. – Прим. авт.) наступило разочарование. Все время моей службы постоянно стояли в море, увольнений на берег практически не было.
Официально «Урал» вошел в состав 38-й бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, но действовал в интересах Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил СССР.
Совершив всего один поход, все остальное время корабль находился в точке своего постоянного базирования в Стрелке. При этом «Урал» успешно контролировал северную и западную части Тихого океана, перехватывал радиообмен в сетях 7-го флота США и ВМС их союзников, отслеживал перемещения всех американских авианосных групп по акватории ближайших морей, оказывал помощь нашим пилотируемым космическим кораблям.
А потом всех ненужных с борта списали на берег. И наши дальнейшие судьбы – моя и «Урала» – разошлись как в море корабли. Я отправился служить на берег, во Владивосток.
Незавидная судьба
Рассказ о мощи, потенциале и крутизне суперкорабля-разведчика был бы неполным без рассказа о его судьбе. Увы, у «Урала» судьба не сложилась. То есть совсем. Его рано списали со службы. Даже быстрее, чем это произошло с тяжелыми авианесущими крейсерами в составе ТОФ. И причина банальна.
Советский Союз нашел огромные средства на постройку корабля таких размеров для выполнения стратегических задач, но не нашел небольшие деньги на постройку причальной стенки для него в родной гавани и создание необходимой инфраструктуры. А потому каждый раз «Урал» в собственной базе привязывали к «бочке» (своеобразному устройству из огромной пустой емкости, якорей и канатов) в стороне от берега. Соответственно, и моторесурс энергетических установок, вспомогательных механизмов и научной аппаратуры за короткий срок был основательно изношен.
Официально ССВ-33 находился в строю ВМФ до 2001 года. Затем его окончательно списали и поставили в бухте Абрек на прикол к отдаленному пирсу рядом с тяжелым атомным ракетным крейсером «Адмирал Лазарев» (бывший ТАКР «Фрунзе»).
В апреле 2008 года состоялся тендер на утилизацию его ядерной энергоустановки и хранившегося на борту разведчика ядерного топлива. Это было сделано в Большом Камне на Дальневосточном заводе «Звезда», имеющем в своем составе плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш».
Сама утилизация «Урала» на гвозди-иголки была завершена лишь через несколько лет. Государству пришлось найти на это в своем бюджете один миллиард рублей. Во сколько же обошлась стране его постройка? Это все еще является засекреченной информацией. И все это впустую…
Автор: Николай КУТЕНКИХ