На камбалу смотря с любовью…

Почему на акварельную выставку Марии Холмогоровой нужно приходить с детьми

26 дек. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4455 (6160) от 26 дек. 2018

На выставке, открывшейся на днях в галерее «Арка» (она будет работать почти весь январь и на каникулах тоже), нет ни одной новогодней картины. Но это и есть подарок к праздникам. Для детей и взрослых. Самый настоящий новогодний сюрприз – теплый, душевный, искренний. Очень добрый!

«Дальневосточная азбука» – так называется эта выставка, и о том, что она будет проходить в «Арке» в декабре, «В» сообщал еще в номере за 20 июня. Именно тогда мы впервые рассказали о книге с таким же названием, которую написала, а главное, проиллюстрировала художница Мария Холмогорова (Шебеко).

Увы, пока что книга запаздывает, хотя уже готовится в печать. Но увидеть почти все ее иллюстрации и понять, что у нас, на родном нашем Дальнем Востоке, в живом мире на какую букву начинается, вы можете уже сегодня, если зайдете на выставку в «Арку».

Чем полон мир помимо голубей

«В» – виноград амурский, а «З» – зимородок. «Р» – реликтовый дровосек, а «К» – камбала. «Б» – бурундук, а «Л» – лимонник… Эти легкие, воздушные акварели-иллюстрации – словно признание в любви к природе Приморья, всей тихоокеанской окраины.

– Здесь представлено все: что вошло в книгу и что нет, – объясняет Мария Холмогорова. – Почти все. Не поместились две буквы – «Т» и «Э». Тигр и бабочка эпикопея. И мы специально развешивали работы не по алфавиту, чтобы создать максимально гармоничную экспозицию. Выставка для восприятия очень простая, построенная на узнавании. Жаль, конечно, что книга не успела выйти. Но, с другой стороны, раз книги нет, выставка заиграла новыми красками. 

Она о Дальнем Востоке, о его природной сути. Я стремилась создать образ животного, а не случайный его кадр, скажем так. Мне важно было показать его характерную позу, подчеркнуть, как, например, у птицы поднимаются перышки… 

Главный посыл выставки таков: приглядывайтесь к среде своего обитания, обращайте внимание на тех, кто живет рядом с вами. Мы ведь в беготне будничной разве что голубей замечаем, и то если есть время понаблюдать. А выставка, я надеюсь, даст человеку повод вспомнить о природе, о любви к ней, о любви к родному краю. И надеюсь, что в эти залы будут приходить с детьми, им здесь будет очень интересно…

Да, детям в «Арке» на этот раз и правда будет интересно. Детскому любопытному взгляду здесь есть за что зацепиться. И разглядывать ту же жерлянку или удода, например, можно долго – у каждого животного на акварелях Марии свой характер, за ним чувствуется история.

Простые смыслы акварели

– Я очень рада, что Маша обратилась к акварели, – говорит Вера Глазкова, владелица галереи «Арка». – Она ведь отличный рисовальщик, просто не обращалась к акварели и рисунку, не находила себя в них до той поры, пока не взялась за этот проект. 

Здесь пригодились ее скрупулезность и внимание к деталям. Но при этом эти рисунки – не копирование. И ежик, и удод тут – это Машины ежик и удод. Мне зрители уже сказали, что у каждого животного на акварели есть свои эмоции, свое выражение лица, если хотите. Вот ястреб – он не на зрителя свирепо смотрит, а защищает своего птенца. А у камбалы, сразу видно, жизнь полна невзгод… 

Замысел «Дальневосточной азбуки», считает искусствовед Ольга Зотова, был обусловлен материнским чувством. Младшей дочери Марии Холмогоровой Таисии, серьезной и смышленой девочке, через пару лет идти в школу. А значит, нужна такая азбука, которая не только увлечет ребенка красивыми картинками, но и сформирует интерес к природе Дальнего Востока, чувство причастности к малой родине.

Книга «Дальневосточная азбука», как обещает художнице издательство, увидит свет в январе. А пока что у жителей и гостей Владивостока есть возможность пусть не прочитать ее первыми, но как минимум рассмотреть.

– Мария, после этой работы вернетесь к живописи исключительно маслом?

– Начав работу над «Дальневосточной азбукой», я впервые обратилась к технике акварели – вот как мы прошли акварель в училище на первом курсе, так и не было больше практики. Материал этот достаточно сложный: акварель ошибок не прощает, это не масло, где можно сто раз переписать. Но при всем этом мне понравилось работать акварелью! И сейчас, когда проект закончен, я просто разрываюсь: и маслом хочется писать, но и акварели тоже не бросать. 

– Ваши работы маслом всегда многосмысловые, многослойные. А акварели внешне очень просты…

– Да, и я переживаю, что эти работы несколько примитивны. Я действительно люблю многосмысловые вещи, студентам всегда говорю: вырази в работе свое отношение к тому, что рисуешь. И потому очень старалась в каждой работе «Азбуки» выразить свою любовь, чтобы она была видна. Любовь все преображает.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ