Снежная Королева любого заставит вздрогнуть!
А все потому, что личной жизни у нее нет
Она само воплощение зимы: холодна и прекрасна. Она – это колючий снег, бьющий в окна ледяной ветер, это Северный полюс и льдинки, из которых надо сложить слово «вечность». Это самый стылый из зимних персонажей – Снежная Королева.
Какая она – если немножко отвлечься от знаменитой сказки и поговорить «за жизнь»? На наш вопрос отвечает женщина, которая, пожалуй, знает Снежную Королеву, как самое себя, – актриса театра имени Горького Марина Волкова.
– Уже больше 15 лет я выхожу на сцену в роли Снежной Королевы, – рассказывает Марина. – Разумеется, моя героиня изменилась со времени первого спектакля. Все очень просто: я взрослею, приобретаю новый опыт, меняюсь, меняется и она.
В первых постановках моя героиня была супержесткой, почти ужасающей. Сегодня она много мягче. Только во втором акте, когда она угрожает бабушке, Герде и Сказочнику и требует вернуть Кая, моя Снежная Королева становится по-настоящему страшной.
Помню, перед премьерой Александр Славский (именно он, как главный сказочник театра, является режиссером спектакля) объяснял мне сверхзадачу: «Марина, твоя героиня должна быть такой, чтобы дети в зале обкакались со страху!» И вот в одном из первых спектаклей я выхожу на сцену – такая вся в белом, с ярким и мрачным гримом, в клубах седого дыма, прямая, суровая – и начинаю жутко холодным, полным угрозы голосом говорить: «Я стучала, но меня никто не слышал…» Как вдруг из зала явственно слышу детский полуплач: «Мама, я обкакался…» После спектакля порадовала Александра Петровича: сверхзадача выполнена!
– Как любая актриса, вы оправдываете свою героиню, пытаетесь ее понять. Скажите же, что не так со Снежной Королевой, почему она такая?
– Ну представьте: одинокая женщина, которая всю жизнь была занята бизнесом, строила свою мегаимперию, такая дама-олигарх, растерявшая на пути к сверхуспеху всех хотя бы немного любящих ее людей. У нее свое королевство, а личной жизни нет – на нее изначально не было времени. А сейчас она уже и не знает, что такое любовь, не умеет любить. Любовь не окружает ее в принципе, даже ближайший партнер, Советник, и тот с нею только по вопросам бизнеса. Он торгует льдом, и на этом все: он продавец, она поставщик, деньги на бочку – и прощайте. И как научиться любить, когда тебя никто не любит?
И вот она понимает, что уходят годы, как говорят, часики тикают, а наследника нет, и передать свою империю некому. И вот она замечает мальчика, Кая, который чем-то тронул ее душу. Но как завоевать его симпатию, она просто не знает, нет у нее такого опыта! Поэтому она крадет Кая и навязывает ему свою волю, искренне полагая, что так сделает его счастливым, переделав по своему образу и подобию. Она пытается обрести счастье так, как может.
Рада ли она своей красоте? Не думаю, что она озабочена своими внешними данными, она красивая и прекрасно это знает. Конечно, я стараюсь сделать свою героиню на сцене прекрасной, но опасной: рисую большие глаза, черные губы, выхожу в весьма эффектном костюме.
Кстати, знаете, что интересно? Художником спектакля была светлой памяти Илона Гансовская. Так вот когда она только придумала костюмы, мы, актеры, были не очень довольны, мне лично казалось, что моя героиня смотрится, как статуя Пьеро. Но время показало, что Илонка была совершенно права – моя Снежная Королева монументальна и зловеща.
Стерва ли она? Ну да, конечно. А как иначе создать свою империю? Не будь она стервой – была бы белой и пушистой Матушкой-Зимой.
И, увы, она не может измениться. У нас в спектакле Снежная Королева тает, но если представить, что потом она снова замерзнет и вернется, однозначно она будет такой же, как была. И будет пытаться повторить свои попытки избавиться от одиночества и никогда не сможет добиться желаемого… Такая вот трагичная история женщины, у которой многое в жизни не сложилось.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ