Тряхнем стариной, богатырей пошлем… за наследницей

Что ответит критикам режиссер Константин Бронзит?

19 дек. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4451 (6156) от 19 дек. 2018

Вот все князю Киевскому неймется, то одно придумает, то другое… Решил он назначить наследника престола, только вот незадача: кто им может стать? Родственник, друг семьи или, может быть, заморская принцесса? Недолго думая, князь-батюшка выбирает почти принцессу, а главное, родственницу – племянницу Забаву. 

Но Забава получает образование в далеком Царьграде, где правит коварный Василевс. Чтобы вернуть наследницу на родные просторы, за тридевять земель в спешном порядке отправляются… ну конечно же, три богатыря – Алеша, Добрыня и Илья. А с ними, если вы еще не поняли, читатель, о чем идет речь, и главный придворный конь Юлий. Потому что мы говорим о новом мультфильме «Три богатыря и наследница престола», который выходит во всероссийский прокат 27 декабря. 

А накануне этого замечательного события эксклюзивное интервью «В» дал Константин Бронзит – режиссер мультфильма, кстати, дважды выдвигавшийся на получение премии «Оскар» за мульткороткометражки «Любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Кстати, Константин Эдуардович снял самый первый мультфильм саги о трех богатырях – «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Приправа – мой фирменный юмор 

– Получается, что вы запускали ставший успешным проект о трех богатырях, потом его снимали другие режиссеры, а теперь вы вернулись. Почему?

– Да, с момента, как я сделал «Алешу Поповича и Тугарина Змея», прошло 14 лет. Страшно подумать! Почему я вдруг решил взяться за этот 9-й фильм? Тут много чего совпало. Все это время я снимал свои авторские короткометражные фильмы и вдруг почувствовал, что соскучился по простому и смешному кино. И вот продюсеры предложили мне сделать новый фильм про богатырей. Я увидел в этом предложении своеобразный творческий и профессиональный вызов. Возник повод тряхнуть стариной. Я знаю, что публика все еще любит и вспоминает «Алешу Поповича», и у меня появился азарт попробовать сделать новый фильм таким же смешным, каким у меня когда-то получился «Алеша». Удалось ли мне это, скоро узнаем. 

– Что нового, своего фирменного вы внесли в «Три богатыря и наследницу»?

– Фирменной приправой в приготовлении этого блюда стал мой юмор. Как я уже сказал, единственной моей задачей было сделать фильм как можно более веселым. В конце концов, на дворе новогодние каникулы, люди будут отдыхать и развлекаться. А кино, особенно мультфильмы, это прежде всего развлечение. Вот для этого мы все и старались в течение всего года. Ну, право, не смотреть же людям в новогодние праздники фильмы про войну!

Вам шашечки или чтобы ехало?

– Иногда эту серию о богатырях упрекают в том, что стала слишком голливудской и далеко ушла от былин и русских сказок. Согласны вы с этим? И насколько действительно в сценарии используется русский фольклор или не используется вовсе? Почему?

– Наш народный фольклор – это всего лишь одна из красок в моей режиссерской палитре. Как и все остальные краски, я использую ее при необходимости, но, если выкрасить одной краской весь фильм, мы получим монохромное кино. Для развлекательного фильма такая скупость будет нехороша. Поэтому наш фильм цветной, в нем много чему нашлось места, в том числе и элементам фольклора. Теперь о том, что богатырей упрекают за уход от сказок и «голливудчину». Это не самое тяжелое, в чем упрекают фильм. Если внимательно почитать отзывы, то, по сути, весь поток критики сводится к одной формуле: «Вот первые несколько фильмов были хорошими, а потом все куда-то скатилось в тупой конвейер. Хватит доить богатырей, придумайте что-нибудь новое!» Вот это и есть ключевая претензия. Хорошо, что вы задали такой вопрос. Потому что это действительно больная для нас тема. И я, пользуясь случаем, попробую ответить всем подобным критикам сразу! 

Вот мой ответ: «Мельница» (студия анимационного кино. – Прим. авт.) уже делала то новое, о котором вы говорите. Новое и разное. И не один раз! Однажды «Мельница» создала «Ивана Царевича и Серого волка». Вышло три части, и тоже (!) все они были приняты зрителем, так как стали суперуспешными в прокате. Практически как богатыри! Но что-то мне подсказывает, что критикам и «Иван» не по вкусу. Им «из разряда настоящего искусства» подавай. Но и тут у «Мельницы» есть опыт. В 2015 году она сделала очень хороший фильм «Крепость». Если не видели, посмотрите его в Интернете. Под ним одни восторженные отзывы. Все, кто его видел, согласны, что это лучший фильм за всю историю «Мельницы». Да, это было искусство! Фильм стоил дорого, делался долго и кропотливо, отчасти поэтому и получился. То, что называется не ширпотреб. А знаете, чем все кончилось? Он провалился в прокате! В тот год из финансовой дыры студию опять вытащили не то новый «Иван Царевич», не то очередные богатыри… Еще пример – 2008 год. Создается ну просто совсем другое кино – «Про Федота-стрельца». И опять провал. 

Я привел несколько примеров, каждый из которых не похож на другой. Чего же вам более, критики? Все это было тем самым новым, чего многие так яростно требуют, сидя дома на диване. Ни у какой студии в мире на эксперименты ресурсов не хватит. Потому что каждому отдельному зрителю не угодишь! 

Подозреваю, что мало кто из зрителей знает историю кино. Понимаю, что и не обязаны. Но вот вам из нее точно такой же пример. Дисней расцвел на Микки Маусе уже в 30-х годах. Но если бы в его времена был Интернет, то, конечно, нашлись бы люди, которые в Сети тоже заклевали бы его за конвейер из Микки Маусов. Но Дисней это чувствовал, ему и самому хотелось высокого искусства, то есть чего-то нового. И в 1940 году он создал величайший фильм в истории своей студии (и вообще в истории мультипликации) – «Фантазию». Но дальше догадываетесь? Тотальный финансовый провал в прокате! И глубокое личное разочарование Диснея как продюсера и художника! Больше таких экспериментов он себе не позволял. Потому что всегда, во все времена зрители кричат об искусстве и о свежих идеях, но платят за фастфуд! А теперь просто попробуйте на секунду представить себя на месте продюсеров, то есть любых предпринимателей. Однажды вы, будучи бедным человеком и рискуя последними своими сбережениями, открыли свое дело, например, маленький ресторанчик, в котором стали производить простые бутерброды. И вдруг дело пошло, и вы неожиданно разбогатели. Да, вот так, каждый день делая одни и те же бутерброды! Но часть покупателей не только не покупает ваши бутерброды, но и еще ругает вас за них и требуют чего-то нового! И вот вы ради самого искусства кулинарии приготовили – старательно и дорого – очень изысканное блюдо, красивое и вкусное. Но чуть не прогорели, потому что его пришли попробовать всего два-три человека. Ваш бизнес буквально затрещал по швам. В этой ситуации вы бы что выбрали: закрыть дело, которое содержало вас, вашу семью и всех ваших работников лет 15, или снова вернуть ваше общее благосостояние, стабильность и уверенность хотя бы в завтрашнем дне? Отвечая на этот вопрос, будьте честным хотя бы перед самим собой! Я уже не говорю о том, что весь мировой кинематограф есть один большой конвейер, нацеленный на зарабатывание денег. Тогда будьте объективны, ругайте все мировое кино, а не только «Мельницу». Иначе это обычная предвзятость.

Все от Диснея…

– Ваш новый мультфильм больше детский или взрослый? С какого возраста (да, есть официальные «ноль плюс» или «шесть плюс», но речь не о них) вы бы советовали смотреть «Трех богатырей»?

– Подобное развлекательное кино рассчитано на семейный просмотр. Несмотря на маркировку «шесть плюс», просто опирайтесь на свой родительский опыт: если ваш ребенок в состоянии просидеть в кинотеатре полтора часа, то смело идите в кино – вы все останетесь довольны.

– Можно ли сказать, что серия о богатырях опирается на традиции советской мультипликации или нынешняя киноиндустрия «отряхнула этот прах со своих ног»?

– Вот вы сейчас все удивитесь! А знаете, на чьи традиции опиралась та самая советская мультипликация, по которой все так ностальгируют? На традиции диснеевской мультипликации. Мне очень трудно вам сейчас в двух словах рассказать об этой довольно непростой теме. Просто поверьте мне, профессионалу, который потратил на это всю свою жизнь. Коротко так: вы никогда не обращали внимания, что все рисованные мультфильмы в мире, по сути, очень похожи друг на друга и все персонажи в них двигаются примерно с одинаковой пластикой? Это потому, что Дисней, будучи первопроходцем в этой области, каким-то своим чутьем и наитием вывел нечто вроде «формулы рисованного кино». То есть весь его опыт привел к выводу, что диснеевский способ рисования и оживления персонажей (любых) наиболее комфортен человеческому глазу и зрители в состоянии смотреть на такое шевелящееся на экране изображение в течение длительного времени, часа и даже более. При смене же стиля, то есть ухода от этой универсальности в какой-то новый, необычный, яркий графический стиль, глаза зрителя начинают уставать и он теряет внимание. Яркий стиль действует на коротком расстоянии! Поэтому наши «Золотая антилопа», «Аленький цветочек», «Шайбу! Шайбу!» и многие другие мультфильмы так напоминают всю голливудскую мультипликацию в целом. Потому что в Голливуде это все быстро поняли, и все другие студии взяли открытие Диснея себе на вооружение. В мультипликации существует много ярких стилей, но, как правило, все они используются в коротких фильмах. И если вы задумали сделать длинный фильм, то вам просто придется рисовать его по-голливудски, иначе зрителю трудно будет его смотреть. И не надо по этому поводу расстраиваться. Это просто объективная реальность мультипликации как искусства.

– Может, есть смысл учитывать традиции советской поры и делать мультфильмы чуть более добрыми, например?

– Я всегда за доброту. Но только чтобы она не переходила в слащавость.

– Как вам работалось над проектом, учитывая, что вы много лет не имели к нему отношения?

– Режиссер делает конкретный фильм. Моя задача была для меня предельна ясна. Дальше любой профессионал включает весь свой профессиональный арсенал, который у него имеется, и выполняет свою задачу. Остальное все от лукавого.

– Станут ли новые богатыри из мультфильма героями для подражания современных детей?

– Богатыри в этом новом фильме все те же! Герои не должны меняться. В фильмах про Джеймса Бонда вот уже 25 лет меняются только актеры, суть агента 007 остается неизменной. Это закон жанра. Поэтому примерами для подражания богатыри уже давно стали. Если еще нет, тогда нужно точно идти и смотреть наш 9-й фильм «Наследница престола».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ