Отчего так счастлива Ассоль?

На что способен театр, не имеющий особых возможностей, кроме искры божьей и творческого упорства

14 нояб. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4431 (6136) от 14 нояб. 2018

Знаковое для всех, кто причастен к искусству Мельпомены, событие состоится 19 ноября во Владивостоке – вручение премии «Серебряный медальон» имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка. По большому счету, это такой своеобразный «Оскар» в восприятии театральных деятелей Приморья, и потому ждут его итогов всегда с нетерпением.

«В» обязательно расскажет вам, дорогие наши читатели, о том, какие актерские работы и спектакли сезонов 2016–2018-го (по июнь нынешнего года включительно) удостоились этого «Оскара». А пока предлагаем поговорить, причем не ознакомительно, а глубже, о спектаклях нового сезона. Им еще только предстоит стать номинантами на «Серебряный медальон»…

Хотим сразу отметить, что это субъективное мнение журналиста, которое может совпадать, а может и не совпадать с чьим-либо еще.

Начнем мы с театра молодежи, который, на взгляд автора этих строк, неожиданно и ярко выстрелил несколькими премьерами, в частности, спектаклями «Алые паруса» и «Клятва».

Что ж вы Грэю поиграть не дали…

Премьера «Алых парусов» состоялась летом, и с первых же представлений (если судить по отзывам на «Фейсбуке», например) спектакль завоевал сердца зрителей. 

Сама я видела его дважды, второй раз посмотрела в сентябре. И позвольте сказать: первоначальная версия спектакля была непозволительно затянутой – пусть и интересными, яркими, но совершенно лишними вставными сценами. К осени же режиссер Лидия Василенко изрядно отрихтовала и привела постановку в порядок, убрав целые куски. И это пошло «Парусам» на пользу! Спектакль стал органичным, смотрится на одном дыхании. Отныне в нем нет сцен, которые растягивали сжатое, динамичное повествование (например, смешной, но все же лишней сцены азартных игр в таверне), и ничто не отвлекает от сути, от судьбы смешной и милой девочки по имени Ассоль.

При этом режиссерских находок, фишек и приемчиков в «Алых парусах» осталось немало. Сразу же ясно, что это детище Лидии Василенко, которая умеет сделать зрелищной любую постановку даже при скромных и более чем скромных возможностях театра молодежи (напомню что на сцене не работает поворотный круг, к примеру, как и некоторая другая машинерия). Но Лидии Василенко и замечательному художнику, автору сценографии Александру Арсененко, удалось и ласковые морские волны показать, и море, грозное и бушующее. И главное, в нужный момент в финале распахнуть, взметнуть над сценой великолепные алые паруса!

За несколько месяцев и актеры, занятые в постановке, глубже поняли своих персонажей, вошли в образы. Особо хочется отметить, как органично стала вести себя на сцене юная Ассоль. Ее играют маленькие актрисы в двух составах – Дарья Дружинина и Диана Овчаренко. Если в первых спектаклях девочки были напряжены и явно «играли в театр», то уже в сентябре они словно забыли, что там, в зале, публика, и просто жили жизнью своей героини, плакали, смеялись…

Взрослую Ассоль тоже играют две актрисы в очередь – Олеся Белоконь и Валерия Самарина. И хочется отметить, что у каждой своя Ассоль. Более порывистая и чуть резковатая у Олеси, более романтичная у Валерии. 

 Вообще, актерские работы в спектакле очень радуют. Например, многие наверняка запомнили Игоря Смирнова в роли Лонгрена, Дмитрия Константинова в роли Меннерса, Павла Пятырова в роли Нищего, великолепную Елену Вариводу в роли Соседки. 

Но жаль, что такой важный, на мой взгляд, персонаж, как Грэй (актер Игорь Сушков) был в инсценировке книги изрядно «порезан и укорочен», что ему мало что дали поиграть. Поэтому, по большому счету, в финале спектакля не очень ясно, отчего Ассоль так счастлива, что же за награда – любовь такого достойного во всех смыслах молодого человека, как Грэй, – ей досталась. Поскольку эти самые его достоинства остались слегка за кадром, не прозвучали, и это немного снижает высокий накал финала в спектакле. Хотя следует признать: сам финал ну очень красивый.

Отдельно стоит сказать о музыке «Парусов» – песнях Владимира Синенко и Дениса Лашко (этот молодой артист написал зонг «Феерия», который, как мне довелось наблюдать, после спектакля мурлыкают многие зрители). Так вот, эти песни, например колыбельная Лонгрена, стали, по сути, еще одним персонажем спектакля, добавили ему красок. 
«Алые паруса» идут с аншлагами, и это не просто приятно, но и объяснимо: спектакль доказывает, что создавать современное зрелище, понятное молодым и очень немолодым зрителям одновременно, возможно и в театре, который в силу объективных причин не может похвастать суперсовременной начинкой. Было бы желание!

Именно они умирали за Родину

Второй безусловной удачей театра молодежи стал спектакль «Клятва», который режиссер Сергей Руденок поставил по мотивам романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» и который сам назвал «версией о судьбе героических молодых краснодонцев».

Подобная постановка просто обязана быть в репертуаре любого театра, который системно и серьезно работает с молодым зрителем. При этом надо уметь говорить о патриотизме, любви к Родине, о высочайших и благороднейших чувствах так, чтобы не спугнуть чутких и в силу возраста циничных подростков, не перегрузить их пафосом, заставить сопереживать героям. И главное – не только сопереживать, но и понять, почему же, почему какие-то 76 лет назад молодые люди отдали свои жизни, встав на борьбу с оккупантами. Не в социальных сетях писали постики о протесте, не рассуждали на темы «а может, ничего и страшного-то нет в этих фашистах, надо только шире смотреть на мир», не прятались за мамины юбки, а были готовы отдать жизнь. И отдали! 

Сергей Руденок и актеры, занятые в спектакле, с этой главной задачей справились на отлично. «Клятва» не раздражает пафосом и не фальшивит в главном, а это важнее всего.

Конечно, во многом прочем спектакль еще сыроват, ему требуется (как «Алым парусам») обкатка, усушка и утруска, скажем так. Возможно, в первом акте актерам, изображающим фашистов и тех, кто стал предателями (ах, как колоритен в роли «щирого украинца» Анатолий Мягких), следовало бы меньше упирать на пародию, не играть фашистов в стиле советских фильмов 40-х годов, где вся «немчура» была немного гротескна. Возможно, в финале спектакля следует немного перемонтировать или как-то изменить видео, в котором под песню «Небо славян» группы «Алиса» показаны отрывки из советских фильмов о славе русского оружия (поскольку некоторые кадры, из фильма «Суворов», к примеру, молодежь просто не в силах опознать)…

В процессе постоянных показов спектакль явно станет лучше, уйдут шероховатости, например, та зажатость актеров, игравших молодогвардейцев, которая чувствовалась на премьере. Ведь сами образы, которые созданы Владимиром Мунько, Марией Стратулат, Павлом Пятыровым, Денисом Лашко, Анной Проскоковой, Германом Авеличевым, очень сильные, яркие. 

Сергей Руденок выступил также сценографом спектакля, и это решение было правильным: он создал весь образ постановки так, как считал правильным. И многие вещи, тот же занавес со словами «Смерть оккупантам!», показ отрывка из фильма «Молодая гвардия» в сцене танца Любки Шевцовой и поджога биржи – все это очень правильно. Финальные сцены – в застенках, после пыток – решены очень грамотно, и здесь следует отметить прекрасную работу художника по свету Валентина Дрыгина.

Спектакль «Клятва» получился непафосным, но пронзительным и патриотичным, в нем нигде нет перебора (а там, где немного есть, хочется верить, режиссер уже в процессе уберет). И жизни «Клятве» хочется пожелать долгой, и зрительской любви полной. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ