Плохие дороги и рюмочные – бизнесу враги

Но есть и хорошие новости: постройка гимназии спасет от растраты или встречи с хунхузами

14 нояб. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4431 (6136) от 14 нояб. 2018

Пытаться заинтересовать кого-то историей с помощью скучных лекций или банальных выставок – это не про Приморский объединенный музей имени Арсеньева. Его креативные сотрудники всякий раз придумывают новые фишки, способные привлечь в музейные залы совершенно разные поколения.

Одна из свежих таких фишек – игра «Монополия» по реалиям Владивостока конца XIX – начала XX века. Экономическую игру под названием «Владей Востоком» презентовали в День народного единства в Доме-музее семьи Сухановых. Корреспондент «В» поговорил с ее создателями и узнал, каким секретам бизнеса она учит.

Ба, знакомые все лица! И реалии…

Главной по «Монополии» у нас стала Лидия Новинская, методист Дома-музея семьи Сухановых. На разработку проекта понадобилось три месяца. Для игры «Владей Востоком» создали не просто новые правила. Посетители музея, они же участники игры, увидят новое игровое поле со всеми местными реалиями, купюры той эпохи и даже персонажей. Последние, кстати, сделаны вручную самой Лидией.

– В какой-то момент мы поняли, что игре нужны не просто фишки, занимающие клетку, а реальные персонажи, – объясняет она. – Так что я решила сделать их сама из специального пластика. Получилось 16 небольших фигурок. Не скажу, что каждая из них – копия какого-то реального исторического деятеля, но некоторое сходство все же есть. Например, в двух персонажах угадываются черты и детали облика самого хозяина дома, Александра Васильевича Суханова – его бурятские скулы и непременная трость. Также я слепила и женские фигуры: вряд ли девочки захотят играть за бородатых мужиков.

 Помимо персонажей, которые показывают расположение игрока на поле, в игре присутствуют, разумеется, и деньги. Купюры для «Владей Востоком» тоже изготовлены специальные – за основу были взяты реальные дензнаки конца 1890-х годов. В игре задействованы купюры номиналом 25, 50, 100 и 500 рублей. 

Правила разработанной во Владивостоке игры стандартные для любой «Монополии»: все игроки стартуют с одной клетки с равной суммой денег, проходят разные этапы накопления капитала, а когда средства иссякают, бизнесмен из игры вылетает. Но к классическим правилам добавили приморского колорита. 

На начальном этапе каждому игроку дается три участка – «дальневосточные гектары». Именно там они должны построить предприятия и зарабатывать на них. Но вначале необходимо заплатить налоги городу за строительство каждого из предприятий. 

Весь бизнес, который возможно создать в игре, существовал в реальности во Владивостоке на стыке XIX и XX веков. Вариантов для выбора достаточно. Игроки могут организовать гостиничный бизнес или торговый дом, построить доходный дом или кондитерскую фабрику. Можно вложиться в сельское хозяйство или сферу охоты и собирательства. А можно в морское дело: пароходство, аквакультуру, рыбный промысел.

– Все возможные сферы деятельности в игре взяты из истории города. И этот факт дает повод перед игрой поговорить с гостями, провести небольшую экскурсию, – рассказывает разработчик. – Александр Суханов был чиновником и по долгу службы много общался с предпринимателями. В гостиной у нас есть фотографии некоторых бизнесменов того времени: Якова Семенова, Янковских, Ткаченко. 

Что мешает вести дела

Всплывают в ходе игры и подводные камни – куда ж без них? Серьезную угрозу для бизнеса и самого предпринимателя представляют три клетки, часто повторяющиеся на поле: хунхузы, плохие дороги и рюмочные.

– Каждый, кто садится за игру, сразу замечает поле «плохие дороги», – смеется Лидия. – На самом деле все риски, которые мы отразили на карте (хунхузы, рюмочные, разбитые дороги), весьма актуальны. Даже сейчас все это, кроме хунхузов, разумеется, может помешать вести дела.

Итак, на первом месте по шкале урона расположились хунхузы – китайские бандиты. Они отнимают у игроков по тысяче рублей за раз. На втором месте – плохие дороги: минус сто рублей. В рюмочных игрок денег не теряет, но пропускает ход. 

– Кроме ситуаций, ведущих к потере денег, мы разработали и возможности для обхода всех рисков. Например, есть несколько полей «крепость». Попав на такое поле, игрок получает защиту от ближайшего нападения хунхузов. Также можно заранее, перед началом игры, купить карточки извозчиков. За 100 рублей извозчик передвинет вас на одну клетку вперед и тем самым поможет избежать столкновения с хунхузом или платы за попадание на чужой участок, – объясняет Новинская.

Пока игру удалось протестировать только на взрослых гостях музея. Им понравилось, было даже весело. По словам Лидии, смех на презентации не утихал. Особенные эмоции у игроков вызывали плохие дороги и рюмочные.

– В нашей игре, как и в жизни, бывают нелепые стечения обстоятельств, – говорит Лидия. – В одной из игр каждый из игроков после посещения банка и оформления сделки попадал на клетку рюмочной. Буквально друг за другом, по очереди! Посмеялись и решили, что сделки были удачными, значит, можно и обмыть…

Против пьянства силен… театр

По словам Лидии Новинской, главная задача, которую ставили перед собой разработчики игры, – показать нашим современникам, прежде всего юным, что во все времена недостаточно быть просто бизнесменом, создавать новые проекты и зарабатывать деньги. Нужно быть и социально ориентированными гражданами: вкладываться в культуру, образование, медицину. А в игре это значит еще одно: создавать для своего бизнеса будущих потребителей и работников. В общем, игроки должны понять, что социально ориентированному бизнесу в городе живется комфортнее. Для этого правила классической «Монополии» снова изменили.

– Конечно, можно каждый раз, попадая на клетку с хунхузом или плохой дорогой, отдавать кругленькую сумму, – говорит Лидия Новинская. – Но у игроков есть возможность объединить усилия и построить на месте каждой клетки риска социальные учреждения: библиотеки, школы, бани, электростанции.

В игре «Владей Востоком» это работает так: игроки сообща покупают значимые для города объекты и ставят их на местах риска (театр вместо рюмочной, например). Таким образом, они не только избегают регулярной потери денег, но и зарабатывают: при попадании любого игрока на общественную территорию прибыль получают все.

– Если перенести эту ситуацию в реальную жизнь, общая выгода ясна: строя школы и библиотеки, предприниматель растит под себя культурного, образованного и целеустремленного клиента и работника, – поясняет разработчик. – Вообще, в плане ответственности бизнеса владивостокские предприниматели конца XIX – начала XX века были образцовыми. Они действительно многое делали для города – дарили земли, строили здания, гимназии.

В музее решили: игра заканчивается, когда все клетки с рисками будут закрыты. На память каждый участник получает открытку с фотографией одного из первых предпринимателей Владивостока. А игроку, сумевшему больше всех разбогатеть, достается приз – почетное звание члена Общества изучения Амурского края. По словам Лидии Новинской, такое вознаграждение выбрано не случайно: для первых предпринимателей Владивостока получить такое звание было крайне почетно. Для них это было дело чести, они этим званием искренне гордились.

Справка «В»

«Монополия» – экономическая и стратегическая настольная игра для двух и более человек. Получила большую популярность в конце XX века во многих странах мира, включая СССР. В нашей стране была также известна под названиями «Менеджер», «Империя», «Бизнесмен». 

Цель игры – добиться банкротства других игроков, рационально используя стартовый капитал. Фактически «Монополия» представляет собой игровое поле, состоящее из квадратов, которые проходят по кругу все игроки по очереди. Квадраты разделяются на активы (предприятие, ценная вещь) и события. Когда игроку выпадает очередь ходить, броском кубика он определяет, какое количество шагов должен совершить на игровом поле за этот ход (каждый шаг соответствует одному очку на кубике и одному квадрату на игровом поле).

Автор: Анна МИРОНОВА