Стать резидентом. И сесть
Предприниматель из Китая вложил миллионы долларов в экономику Приморского края и оказался за решеткой
Коллеги бизнесмена опасаются, что следствие интересуют не финансовые нарушения, а финансовые потоки его компании.
13 января 2018 года в Уссурийске в собственном доме на улице Механизаторов был задержан гражданин Китайской Народной Республики бизнесмен Шэнь Юнюе*, 1957 года рождения. Китайца доставили в следственный изолятор (СИЗО-2), и уже на следующий день ему было предъявлено обвинение в покушении на дачу взятки должностному лицу в особо крупном размере (500 тысяч рублей) через посредника.
В отношении задержанного следственным отделом по городу Уссурийску СУ СК РФ по Приморскому краю было возбуждено уголовное дело. И на третий день после задержания Шэнь Юнюе был заключен под стражу до 13 марта. Затем арест продлили еще на три месяца. На календаре ноябрь, но гражданин КНР до сих пор находится в СИЗО-2. Следствие явно затянулось, превысив разумные сроки. И когда оно будет окончено, неизвестно. При этом, продлевая срок содержания под стражей, следователь каждый раз выдвигает одни и те же стандартные обстоятельства: преступление тяжкое, подозреваемый может оказать на свидетелей давление, воспрепятствовать производству по уголовному делу и даже скрыться от суда и следствия. Видимо, поэтому следствие не желает замечать, что у 62-летнего Шэнь Юнюе гипертония III степени, сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет, прогрессирующий (без должной медицинской помощи и соответствующего питания) в условиях заключения.
Он уже неоднократно обращался за помощью в медсанчасть СИЗО-2. На все ходатайства о проведении медосвидетельствования Шэня, как и на просьбы защиты об изменении ему меры пресечения на более мягкую, следствие отвечает отказом.
Хотя подозреваемому бизнесмену нет смысла скрываться от полиции. В Уссурийске помимо близких родственников живут его жена и малолетний ребенок, между прочим, граждане Российской Федерации. И если бы его выпустили под денежный залог, то он мог бы дождаться окончания следствия под домашним арестом.
Китайцы свернули проекты в России
Арест Шэнь Юнюе заставил вздрогнуть и напрячься всех его соотечественников, живущих в Уссурийске и в других районах Приморья. Дело в том, что арестант – известный и уважаемый человек не только в Поднебесной, но и в нашем регионе, где он живет около десяти лет и где успешно работают десятки предприятий и компаний с участием китайского капитала.
В свое время господин Шэнь возглавлял департамент туризма при администрации города Суйфэньхе. По долгу службы он несколько лет налаживал дружеские отношения между Китаем и Россией. Ему всегда нравилась наша страна, наша культура, нравились русские люди за их честность, доброту и отзывчивость. Когда пришло время уйти на заслуженный отдых, он решил поселиться в Уссурийске, где неоднократно бывал. Хотя родственники предлагали ему переехать в Канаду.
В 2011 году Шэнь Юнюе открыл в Уссурийске технический производственный парк, вложив в его создание более 10 млн долларов. Об открытии этого перспективного предприятия в свое время сообщали российские и китайские СМИ. Изначально в его цехах выпускалась недорогая, но качественная обувь. К ее производству были привлечены китайские и русские рабочие. Это дало городу новые рабочие места, а также налоги в краевой и местный бюджеты. К сожалению, обувь, выпущенная в Уссурийске, не имела сбыта, и господин Шэнь прекратил ее выпуск.
В 2017 году он выкупил пустующие цеха Уссурийского завода по ремонту комбайнов, где задумал создать завод по производству мешков из полиэтилена. Это было бы крупнейшее на Дальнем Востоке предприятие подобной направленности. Его цеха занимают 10000 кв. метров, общая сумма инвестиций, вложенная в проект китайской стороной,
4 млн 500 тысяч долларов. Китайский инвестор оснастил завод оборудованием и техникой стоимостью более одного миллиона долларов. Первую продукцию предприятие должно было выпустить в марте 2018 года. К тому времени господин Шэнь уже получил статус резидента свободного порта Владивосток. За его деятельностью в России внимательно следили бизнесмены в Китае, которые также собирались вложить свои капиталы в экономику Приморского края и Дальнего Востока. Необходимо добавить, что господин Шэнь из старинного китайского рода, пользующегося в Поднебесной уважением и авторитетом, в том числе и среди бизнесменов.
Сегодня цеха завода пустуют. Предприятие после ареста владельца так и не смогло запуститься. Находясь в СИЗО, иностранный инвестор несет огромные убытки по кредитам, взятым в китайском банке на развитие бизнеса. Чтобы не потерять привлеченных специалистов, Шэнь оплачивает им вынужденные прогулы. Общая сумма его убытков составила более сотни миллионов рублей. Пострадали и его компаньоны по бизнесу в КНР. Они свои обязательства выполнили, а он не смог, поскольку находится под арестом. Китайские партнеры подали на Шэнь Юнюе в суд.
Какие ваши доказательства?
Одним из проектов, который до недавнего времени финансировал Шэнь Юнюе, было строительство гостиницы во Владивостоке, на улице Тургенева. В январе 2015 года выяснилось, что отель, возводимый на земельном участке, принадлежащем Анне Савидовой – жене младшего брата Шэнь Юнюе, построен с нарушениями требований по проектированию. На тот момент уже было возведено четыре этажа, после чего строительство было приостановлено.
В октябре 2017 года Ленинский районный суд города Владивостока «приговорил» четырехэтажную постройку к сносу. И тогда Шэнь Юнюе, вложивший в возведение гостиницы своей родственницы более 80 млн рублей и понимавший, что стройка оказалась незаконной, по совету соотечественников стал искать хорошего юриста, который смог бы законным путем решить эту проблему. И такой человек нашелся. Его знакомый Сяо Эркун свел господина Шэня со своим приятелем Бай Личеном, а тот, в свою очередь, познакомил инвестора гостиницы с Игорем Филимоновым, отрекомендовав его как юриста с большими связями, который поможет с оформлением документов на отель.
Надо сказать, что ранее Шэнь уже нанимал юриста для решения своих проблем, некоего Горлика. Горлик получил более одного миллиона рублей в качестве гонорара, но ничего не сделал, чтобы выправить ситуацию в пользу своего клиента. Позже он будет осужден за мошенничество в отношении господина Шэня. По решению суда незадачливый юрист должен возместить ущерб, причиненный китайцу...
Филимонов и Шэнь встречались три раза, общаясь через русского переводчика, плохо говорящего по-китайски. И каждый раз «юрист со связями» заявлял, что надо заплатить какому-то чиновнику по фамилии Зарученко, который за большие деньги сделает все как надо. Кто такой Зарученко, Шэнь не знал и не хотел знать.
В свою очередь, он неоднократно напоминал Филимонову, что «все надо сделать по закону». Тому свидетельство диктофонные записи переговоров. А также расписка «юриста», где черным по белому написано, что он получил 500 тысяч рублей за юридические услуги. Последний раз они встречались 31 декабря 2017 года. А сразу после новогодних праздников Шэнь Юнюе был задержан.
Позже выяснится, что «юрист» Филимонов не имел никакого отношения к юриспруденции. Как следует из документов уголовного дела, вступая в договорные отношения с Шэнь Юнюе и обещая ему помощь, он действовал в рамках Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности». Читай под контролем и по прямому указанию сотрудников правоохранительных органов. Выражаясь исконно русским языком, это была чистой воды подстава. Или провокация.
По версии следствия, Шэнь Юнюе передал лжеюристу 500 тысяч рублей как часть заранее оговоренной суммы в 5 млн рублей для последующей передачи их чиновнику. Хотя «пять миллионов» в их разговорах не зафиксированы и появились на свет только со слов провокатора. Назвать Филимонова иначе не поворачивается язык. Хотя по данному уголовному делу он проходит как свидетель. Кстати, во время следствия выяснится, что чиновник Зарученко, на которого ссылался Филимонов, даже не подозревал, что его используют в качестве приманки.
Что касается уголовного дела, возбужденного в отношении Шэнь Юнюе по факту дачи взятки госслужащему, то следователь, видимо, забыл, что Европейский суд по правам человека и Верховный суд РФ полагают, что «лицо, совершившее преступление в результате провокации со стороны оперативных сотрудников, не подлежит уголовной ответственности». Кроме того, согласно ст. 75 УПК РФ, доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ, являются недопустимыми и не имеют юридической силы.
Не чувствуют себя защищенными
За время следствия по уголовному делу Шэнь Юнюе сменилось несколько следователей, но расследование по-прежнему топчется на месте. Как стало известно «В», представители защиты китайского бизнесмена обратились с письмами к президенту России, в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о контроле и рабочей проверке ситуации. По мнению авторов обращений, следствие больше интересуется экономикой предприятий Шэнь Юнюе, нежели обстоятельствами дела. К примеру, какие доли арестованный имеет в разных предприятиях, какие у него автомобили, откуда и куда следуют финансовые потоки, а также другой экономической информацией. Защита господина Шэня убеждена, что на китайского бизнесмена оказывается давление, дабы получить согласие на арест всех его активов.
Между тем несколько крупных китайских инвесторов приостановили финансирование своих российских проектов до прояснения ситуации с Шэнь Юнюе. Они опасаются, что в нашей стране с ними могут поступить так же, как и с господином Шэнем. Китайские бизнесмены признаются, что не чувствуют себя и свой бизнес защищенным в Приморье, несмотря на неоднократные заявления Владимира Путина о расширении формата сотрудничества между Россией и Китаем.
Что касается Шэня Юнюе, то, по его словам, если ему все-таки удастся вырваться на свободу даже через несколько лет, он свернет свою деятельность в России, заберет семью и родственников и уедет в Канаду, где его до сих пор ждут.
* – фамилии и имена некоторых персонажей изменены
Автор: Сергей КОЖИН