Сезонный квест для автолюбителей

Когда надо занимать очередь в шиномонтаж

1 нояб. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4425 (6130) от 1 нояб. 2018

В Приморье уже встретили «день жестянщика»: в некоторых районах выпадал снег, где-то с дождем. Ледяная корка на дорогах спровоцировала ДТП и в очередной раз заставила всех приморских автомобилистов задуматься о смене резины. Но синоптики на ближайшие дни во Владивостоке прогнозируют потепление. По данным Примпогоды, к концу недели в ночные часы потеплеет до +6 градусов, днем воздух будет прогреваться до + 14 градусов и без осадков. Стоит ли торопиться с «переобувкой» машины?

Корреспондент «Известий» Константин Новацкий разбирался, надо ли спешить менять колеса и как упростить выбор.

Менять или ждать?

Немало автомобилистов, которые не спешат с заменой резины в ожидании первых серьезных заморозков. Результатом станут очереди и завышенные цены в шиномонтажках. Те, кто дотерпит до последнего, будут вынуждены осуществлять замену и дороже, и дольше. Вывод: переобуться стоит уже сейчас, как минимум до больших очередей, а как максимум – до снега и льда. В утренние часы, когда температуры минимальны, летняя резина уже не справляется.

Шипы или «липучка»?

Поиск оптимальной зимней резины для многих автолюбителей в очередной раз превращается в квест: типоразмеры, шипы, производитель, стоимость. Наиболее обсуждаемый вопрос – брать шипованную резину или ограничиться «липучкой».

Эксперты, знакомые с проблемой, как правило, отвечают так: шипы по-настоящему необходимы тогда, когда маршрут проходит по загородным дорогам. При чисто городской езде свойств так называемых фрикционных шин, или «липучек», достаточно. Они дешевле и тише на ходу, что особенно заметно на чистых от снега улицах крупных городов.
Эксперт портала 4tochki и радиоведущий Дмитрий Малыгин замечает, что в снег шип дорожной резины вовсе не роет себе дорогу, вгрызаясь в снежный покров, а скорее прокалывает углубление в верхнем слое льда или укатанного снега, улучшая сцепление. Остальную работу делает протектор самой шины. Вывод: регулярно эксплуатируя автомобиль в черте города, стоит присмотреться к нешипованной резине как более комфортной.

Типоразмер: куда смотреть

Те самые обозначения резины с цифрами, слешами и буквенным кодом необходимы для того, чтобы понимать, какие именно шины вам необходимы. В большинстве случаев хватает и данных строчки XXX/XXRXX. Например, обозначение 195/55R15 говорит о том, что ширина профиля шины – 195 мм, высота боковины составляет 55 % от этой ширины (то есть 107 мм), а сама покрышка предназначена для диска диаметром 15 дюймов.

Необходимости запоминать и тем более рассчитывать это нет: в руководстве по эксплуатации автомобиля всегда указан типоразмер, рекомендованный изготовителем. По нему и осуществляется поиск.

Другое дело, если по разным причинам вашего размера нет и приходится искать что-то близкое. При самостоятельном подборе важно помнить, что цифры в обозначении взаимосвязаны и, к примеру, покрышка с типоразмером 195/65R15 будет не только уже покрышки 205/65R15, но и ниже нее, что может стать проблемой. В таких случаях выручит специальный шинный калькулятор – опция предусмотрена на большинстве специализированных сайтов.

Выбрать производителя сложнее: полки шинных магазинов полны моделей дюжины брендов, отечественных и зарубежных. Разнятся и цены: покрышка одной и той же размерности может стоить и 5 тыс., и 10 тыс. рублей, а в ряде случаев – сильно выходить за этот диапазон. Чтобы упростить задачу, выбирать кошельком эксперты советуют лишь после того, как определен тип резины.

«Сам выбор, – поясняет Дмитрий Малыгин, – строится на том, сколько денег вы готовы отдать. Если клиент не склонен экономить, ему следует смотреть на «топовый» эшелон марок, которые постоянно внедряют передовой опыт. 

Компромиссный вариант – хорошие середнячки, среди которых выделяются японская Yokohama и европейский Dunlop. Наконец, решившим искать бюджетные модели можно присмотреться ко «вторым брендам» крупных шинных гигантов. Например, Tigar от Michelin, Gislaved от Continental или Nordman от Nokian. Как правило, это шины с составом и технологиями, которые лидировали пару лет назад, а сегодня стали доступны массовому покупателю: их качество высоко, а цена доступна.

Что касается производителей из Азии, чьи модели сегодня в достатке, то большая часть таких шин привлекательна только низкой стоимостью. В ряде случаев выбор просто очевиден: комплект из четырех «баллонов» китайского производителя стоит как одна покрышка топового бренда. Но в угоду экономии приносятся качество и безопасность: должных характеристик у откровенно дешевой шины минимум. Не первый год в обиходе обидный, но не лишенный истины ярлык «пластиковая».

Лидеры и лузеры

Зимняя резина далеко не универсальный инструмент, гарантирующий предсказуемое поведение машины на льду или снегу. По самым разным оценкам испытателей, среди качеств той или иной резины почти всегда есть те, которые достойно выделят ее на одном покрытии или в одних условиях и не помогут – в других. При этом разнятся и сами тесты, и условия, в которых они проводятся. Поэтому статус проигравших порой достается далеко не самым посредственным шинам, что также важно знать, делая выбор.

Что с «шипами»?

Стоит напомнить, что установку на машину зимних шипованных шин по-прежнему необходимо сопровождать наклейкой стикера Ш. Инициатива, которой в прошлом году было уделено слишком много внимания, из жесткой необходимости так и не превратилась в рекомендацию. Постановление об отмене знака «Шипы» на настоящий момент еще находится на рассмотрении правительства. А значит, треугольная наклейка на заднем стекле автомобиля все еще обязательна, а ее отсутствие карается штрафом в 500 рублей. Не менее важно наличие стикера и в ситуации ДТП: в ряде случаев обладатель шипованной резины, не оповестивший водителей сзади о более коротком тормозном пути автомобиля, может столкнуться с проблемой при оформлении компенсации по ОСАГО. 

Старое – вон

Другой вопрос – когда шипованная резина уже не совсем шипованная и нуждается в замене. Обладателям откровенно старых шин стоит обратить внимание на покупку моделей посвежее. По общему мнению экспертов, старой можно считать покрышку, чей срок перевалил за 4 года (маркировка с датой выпуска наносится на боковину). Так, при оценке состояния резины автомобильный гонщик и инструктор по контраварийной подготовке Михаил Горбачев советует придерживаться правила «4 на 4 на 4»: не старше 4 лет, с идентичным рисунком протектора на всех четырех колесах и с глубиной протектора не меньше 4 мм.

Напомним, что по техрегламенту установка на одну ось автомобиля резины разных моделей не допускается. Как недопустимо, к слову, и использование летней резины в зимний период. Тем, кто затянул, следует поторопиться.

Автор: Евгений СИДОРОВ