Такси – разновидность русской рулетки?
Чем можно заниматься, сидя в такси в пробке? Правильно, разговаривать. Вот мы с водителем (честно скажу, имени его не спросила, поэтому пусть будет Валерой) и разговаривали. Вернее, говорил все больше он, жалуясь на свою нелегкую таксистскую долю.
А началось все с того, что я посетовала на одну из сетевых таксомоторных компаний, среди которых много приезжих, практически не знающих города.
Почему спальные районы «невыездные»
Оказывается, ругать какое-то конкретное такси из-за непрофессионализма сотрудников бесполезно: водители в разных фирмах – общие.
– Одни и те же водители работают на разные компании – это нормально. Чтобы получить заявку и клиента, не надо устраиваться ни в какую таксомоторную фирму, достаточно просто скачать на телефон их приложения. Вот у меня на телефоне приложения и самого популярного такси, и сетевой конторы. На обе я и работаю, – откровенничает Валера.
Бывало у вас такое: делаете вы заказ, допустим, в одной компании, но машина для вас длительное время не находится, поэтому параллельно вы вызываете другое такси?
– Ну да, – размышляет Валера. – Водитель получает заявку от одной фирмы. Она ему невыгодна. Он с полчаса ждет, пока клиент «дозреет» до заказа машины через сеть – там тариф выше, и уже по ней едет на вызов. Поэтому если у вас вызов срочный и нет возможности ждать, лучше уж сразу выбрать компанию, где тариф выше: здесь больше гарантий, что водитель быстрее откликнется.
А может, и не откликнется. Оказывается, в нашем городе есть районы, где в час пик машину дождаться в принципе нереально.
– Бесполезно делать заказ со Второй Речки на Эгершельд в утренние часы, с 7.00 до 9.00. Как, впрочем, и в обратном направлении. Просто потому, что водителям экономически невыгодно жечь бензин в пробках, – объясняет Валера.
Схожая история с утренними заказами с Нейбута, например, в центр.
– Это огромный спальный район, откуда утром люди в основном уезжают. Пассажиры, направляющиеся туда в утренние часы, большая редкость. Допустим, живут на Нейбута несколько таксистов, естественно, они, выезжая на работу, берут каждый по заявке. Но этим-то они проблему не решают: там с каждого дома-крейсера поступает по 10 заявок. Ехать пустым на Нейбута, чтобы потом 40 минут жечь бензин в пробке в центр или на Эгершельд? Нет, это нам не по карману! – горячится Валера.
И это общая проблема всех спальных районов. Вечером обратная ситуация: все возвращаются домой, и из центра уехать очень сложно, потому что водителям невыгодно ехать за заявками в центр.
– Тарифы настолько низкие, что мы, чтобы хоть что-то заработать, не можем себе позволить холостые проезды, заявки в одну сторону в отдаленные районы. Конечно, нам выгоднее работать внутри районов.
С пригородом, к слову, все куда проще. Здесь нет «городских» часов пик: очень много водителей живет за городом, много артемовских таксистов едет работать во Владивосток, и большинство пригородных заявок они разбирают просто по дороге на работу.
Как цена колбасы и тарифы такси влияют на безопасность
– Нет, ну если бы эта работа была невыгодной, не было бы столько таксистов, – возражаю я. – Здесь же таксуют не только приезжие из края. Меня как-то подвозил водитель – он на заработки из Амурской области приехал! Я уже молчу про наших «асов» из южного зарубежья… Вот у вас какая дневная выручка?
– Вопрос нужно ставить иначе: «Сколько тебе нужно заработать?» – назидательно говорит Валера. – Если передо мной встанет цель заработать за месяц чистыми 100 тысяч, я заработаю. Я буду жить в машине, работать сутками, буду питаться пирожками и кофе из пит-стопов, но я это сделаю.
– Да как же вы людей возите, если сутками не спите?
– Так и возим. А потом смотрите во всяких «Патрулях» сюжеты про то, как такси перевернулось или в кювет улетело. Такая ситуация не только в нашем городе, по всей стране. Наверное, читали, как в Москве таксист наехал на остановку с пассажирами? Я сам, было дело, заснул за рулем, хорошо, что был за городом. Просто почувствовал, как на обочину выезжаю…
– Но ведь это преступление перед пассажирами!
– Это преступление перед водителями. Таксомоторные компании, конкурируя друг с другом, роняют цены на перевозки. Помните, какой был минимальный тариф на услуги такси восемь лет назад? 170 рублей. Сегодня – 140. За это время цена на бензин почти в два раза выросла – с 26 до 42 рублей. В два раза подорожала колбаса, которой питаются водители. А тарифы, напротив, падают. Спрашивается: за счет чего они падают? За счет того, что водители работают сутками, за счет технического состояния машины, которое никто не проверяет, за счет того, что никто не проверяет состояние самих водителей. Мне пассажиры часто рассказывают, что от кого-то из таксистов алкоголем пахло, у кого-то глаза бешеные, явно парень под кайфом. Не говоря уже о медосмотрах – они стоят денег.
Компания, которая будет тратиться на профилактику, тех- и медосмотры, где водители будут работать восемь часов в сутки, проиграет конкуренцию тем же сетевикам.
– Тогда такой вопрос: какое самое опасное и самое безопасное время для пассажира?
– Сложно сказать. Невымотанных таксистов в принципе не бывает. Я сегодня, как и во все остальные 30 дней в этом месяце, утром встал в 5.00. В 6.00 выехал на работу. В 23.00 возвращаюсь домой. Получается, у меня на сон едва четыре часа выдается. Выходные у меня те дни, когда я в пять встаю и в три часа возвращаюсь домой. То есть работаю не 18, а 8 часов. Это бывает крайне редко. И остальные работают по схожей схеме. Иначе не получается… Так что мы будем рисковать своей жизнью и жизнью пассажиров, пока государство не начнет контролировать ситуацию. Закон «О такси», конечно, есть, но, как и многие другие законы, не работает.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО