Тихоокеанский флот пополнят корветы-роботы

Российские корветы проекта 20380 получат уникальную боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Сигма-20385», которая сможет полностью взять на себя управление кораблем в боевой обстановке. Как стало известно газете «Известия» , БИУС объединяет все бортовое вооружение, а также средства разведки и наблюдения. При появлении цели все элементы системы действуют автоматически от момента обнаружения до ее нейтрализации. «Сигма-20385» будет не только вести огонь, но и сама в нужный момент поворачивать корвет на оптимальный курс.

16 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4415 (6120) от 16 окт. 2018

По мнению экспертов, установка более совершенной БИУС позволит значительно повысить боевые возможности корветов, которые в обозримой перспективе станут основной ударной силой надводного флота.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, принято принципиальное решение об установке на строящиеся корветы проекта 20380 «Стерегущий» боевой информационно-управляющей системы «Сигма-20385», которая была разработана уже после запуска их в серию. Новую БИУС получат корветы «Резкий», «Ретивый», «Строгий» и «Алдар Цыденжапов». Их спуск на воду ожидается в 2019–2021 годах. «Резкий» и «Строгий» строятся на Северной верфи, а «Ретивый» и «Цыденжапов» – на Амурском судостроительном заводе. Ожидается, что корабли поступят на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов.

В пресс-службе АО «ОСК» сообщили «Известиям», что сдача кораблей будет осуществлена в рамках контрактных сроков.

Запланированная к установке модификация БИУС позволит фактически превратить новые российские корабли в боевых роботов, способных решать задачи без участия человека. Система мгновенно реагирует на изменения обстановки, поскольку выработка и принятие решений по использованию вооружения осуществляются в автоматическом режиме.
Внешне БИУС – это центральный пункт обработки информации (своего рода большой сервер), связывающий командные пункты, где расположены рабочие места операторов с экранами отображения тактической обстановки. Однако в случае с «Сигмой-20385» людям отводится роль наблюдателей и контролеров.

«Сигма-20385» представляет собой электронный мозг корабля. Она отвечает за все: за тактическое маневрирование, за управление противолодочной обороной (ПЛО), управляемым ракетным оружием (УРО), ПВО, связью, корабельными вертолетами, штурмовой и истребительной авиацией. Эта БИУС может управлять и небольшими кораблями, и целыми тактическими соединениями.

Одной из ключевых технологий, обеспечивающих надежность функционирования БИУС, является «горячая замена» модулей, то есть прямо в ходе боя.

Достройка новейших корветов с самой современной моделью БИУС – логичный шаг, поскольку это даст кораблю новые возможности и его долго можно будет не модернизировать. Об этом «Известиям» рассказал эксперт Российского совета по международным делам Прохор Тебин.

– Современные надводные корабли сейчас очень нужны флоту, однако у нас есть объективные трудности со строительством крупных боевых единиц – фрегатов и эсминцев, зато небольшие строятся достаточно быстро, – отметил эксперт. – Флот может надеяться получить корветы достаточно быстро и в нужном количестве. Лучше два боеготовых корвета сейчас, чем один фрегат неизвестно когда.

Прохор Тебин добавил, что корветы – многоцелевые боевые корабли, которые могут решать широкий круг задач в ближней морской зоне, что важно в условиях чрезвычайно протяженной береговой линии и нехватки баз.

Справка

Малые сторожевые корабли (корветы) проекта 20380 были разработаны в конце 90-х годов. Их строительство началось в 2000-е годы. В боевом составе Балтийского и Тихоокеанского флотов находится пять кораблей проекта, еще восемь строятся. В перспективе на каждом из флотов будет по шесть корветов проекта 20380 или его модификаций.

Основные задачи корветов – борьба с надводными кораблями и субмаринами, охрана прибрежной зоны, сопровождение конвоев. Они несут на борту артиллерию, управляемые ракеты («Уран-У» или «Калибр-НК»), системы противолодочной и противовоздушной обороны. Дополнительная защита корветов проекта 20380 – это использование в конструкции технологий снижения радиолокационной заметности.

Автор: Отдел новостей «В»