Как Олег Кошевой и Ульяна Громова…
В театре молодежи – премьера спектакля о настоящем патриотизме
Их сбросили в шурф шахты № 5 под Краснодоном 75 лет назад. Некоторых – еще живыми. Их страшно пытали, над ними издевались так, что трудно представить. Они были совсем юными – 17-19-летними… Такими и остались навеки в памяти людской.
Кто они, читатель? Если вы сразу, с ходу скажете: «Молодо-гвардейцы!», то вы, скорее всего, старше 40 лет. Увы, те, кому сегодня 25 и меньше, о подвиге участников краснодонского подполья знают чуть меньше, чем ничего. И это страшно. Ведь подвиг молодогвардейцев – это пример истинного патриотизма, беззаветной любви к Родине. Без всякого пафоса.
В этом уверены директор Приморского театра молодежи Игорь Селезнев и режиссер Сергей Руденок. Именно поэтому 73-й сезон в театре молодежи 19 октября открывается премьерой спектакля «Клятва» по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия».
– Мы ни на минуту не забываем о том, что наш целевой зритель – молодежь, – подчеркнул Игорь Селезнев, рассказывая о предстоящей премьере. – Спектакли об истинных ценностях всегда будут в нашем репертуаре, тем более на такую высокую тему.
Для режиссера Сергея Руденка постановка «Молодой гвардии» была своего рода естественным продолжением спектакля «Завтра была война», который рассказывает о мальчишках и девчонках, вступающих в 1941 год 16-17-летними.
– Можно сказать, что «Завтра была война» и «Клятва» – это дилогия, – сказал Сергей Руденок. – Собственно, в «Клятве» заняты те же актеры, в каких-то моментах внимательный зритель, который видел первый спектакль, заметит нечто общее в сценографии. Я это делал сознательно, ведь, в сущности, у ребят из спектакля «Завтра была война» только один был путь – бороться с врагом, пришедшим на родную землю. Так, как это делали молодогвардейцы.
По мнению режиссера, «Молодая гвардия» – лучшее произведение о Великой Отечественной войне и подвиге, который – без фраз и позы – совершил наш народ в те годы. Сергей Руденок вырос в семье, где всю войну прошли и дедушки, и бабушки – в партизанском отряде, на «огненных рейсах», поэтому для него тема войны особая.
– Как огорчает меня сегодня буйство псевдопатриотизма, лживого пафоса, спекуляций на Великой Отечественной, – говорит режиссер. – Когда я вижу, например, наклейку «На Берлин!» на капоте какого-нибудь пафосного джипа, мне горько и обидно. Это как танцы на костях. Такие наклейки, по сути, растаскивают великий подвиг на мелочь, низводя весь ужас и всю огромную силу тех страшных лет до уровня пошлости. Я уверен, что нужно показывать другие примеры, и история «Молодой гвардии» как раз то, что нужно.
Уверен, что мы, наше общество, совершенно несправедливо и очень неумно поступили, забыв историю «Молодой гвардии». Этот роман уже давно не проходят в школах, на уроках истории о подвиге молодогвардейцев упоминают вскользь. Итог: сегодня молодежь просто не знает, кто были эти ребята, за что и как погибли.
К «Молодой гвардии» я обратился как к примеру истинного патриотизма, любви к Родине, чести. Для этих ребят – что бы там ни говорили – дело было не в коммунистических лозунгах, а в том, что на их землю, в их дома пришел враг. И они не смогли остаться в стороне, не могли жить, не сопротивляясь. Краснодонцы боролись с врагом как могли, потому что слова «Родина», «родная земля» не были для них абстракцией, как сегодня для многих.
Вот представьте, ведь по меркам истории совсем немного лет прошло, а наш актер Виталий Мунько, который играет Олега Кошевого, никак не может выучить слова «Союз Советских Социалистических Республик», потому что он никогда в жизни их не произносил.
Кстати, в спектакле «Клятва» занята фактически вся труппа, а сценографией Сергей Руденок занимался сам, так что, по большому счету, спектакль – его детище от и до.
– Я сразу хочу сказать: не стоит ждать от «Клятвы» дословного совпадения с романом Фадеева, – предупреждает Сергей Руденок. – Мало того, все уже сегодня понимают, что «Молодая гвардия» была написана Александром Фадеевым не как документальная повесть. Это художественное произведение, версия тех событий. Вот и «Клятва» – версия. Я много читал исследований по истории «Молодой гвардии», воспоминаний участников этого подполья, знаю, как открывались новые факты. Судьба Виктора Третьякевича тому пример (первоначально считалось, что он был предателем, который сыграл роковую роль в судьбе краснодонского подполья. Затем выяснилось, что это не так, и имя Третьякевича было очищено от подозрений. – Прим. авт.). Поэтому «Клятва» собрала в себе многое помимо романа. Я сделал инсценировку, отказался от некоторых героев, продумал пролог и эпилог… И изменил название, а жанр определил как «легенда о подвиге». Уверен: историю краснодонского молодежного подполья должны знать все молодые люди сегодняшнего дня, она должна стать каноном, вечным примером истинного патриотизма. С чего начинается Родина? Не с наклейки, не с внешней атрибутики. А с невозможности жить спокойно, если под твоей крышей обосновался захватчик, враг…
Актеры Мария Стратулат и Виталий Мунько, которые в «Клятве» играют Ульяну Громову и Олега Кошевого, рассказали, что для них работа над этими ролями стала едва ли не самой сложной и тяжелой за все время служения театру.
– Эти ребята жили с искренней верой в сердцах, – говорит Мария Стратулат. – Они не сомневались ни минуты, когда пришла беда, понимаете? Эта искренность, этот невероятный максимализм, жизнь только по принципу «черное-белое» сегодня почти невообразимы. К сожалению. Я стараюсь понять свою героиню до самого донышка, даже стала читать все те книги, которые читала Ульяна Громова (в тексте «Молодой гвардии» приводится подлинный список книг. – Прим. авт.), чтобы понять, как формировался такой человек, как воспитывался, что помогло ей стать такой, чтобы перенести нечеловеческие муки во имя высшей цели…
– Меня очень коробит, задевает за живое тот факт, – сказал Сергей Руденок, – что сегодня так мало говорят о подвиге «Молодой гвардии». Даже в год 75-летия казни этих ребят… Кто сегодня помнит имена Сергея Тюленина, Любки Шевцовой, Ивана Туркенича, Ивана Земнухова, Олега Кошевого, Ульяны Громовой? Только в Краснодоне, в Донецкой области, на месте тех страшных событий, вспомнили про эту дату. У меня есть мечта: нашелся бы меценат, который помог бы нам показать наш спектакль в Краснодоне. Чтобы показать, что мы помним нашу общую историю, что мы вместе и сегодня.
Спектакль «Клятва» для Владивостока и Приморья значим вдвойне, ведь именно в Приморье вырос, учился, начинался как писатель Александр Фадеев, автор романа «Молодая гвардия». Уже сегодня представители Дома-музея Александра Фадеева в Чугуевке обратились в театр с просьбой сыграть спектакль именно в селе, на родной земле писателя.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ