Заходя в Приморье, мойте ноги. И колеса
Коммерсанты и туристы могут занести из Китая смертельный вирус
В провинции Хэйлунцзян, сопредельной с Приморским краем, в начале августа была зафиксирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). По международной классификации эта напасть относится к особо опасным и заразным вирусным заболеваниям животных.
Для человека АЧС не страшна, но для диких и домашних свиней – верная смерть. Поэтому владельцам крупных свиноводческих ферм и крестьянско-фермерских хозяйств в Приморье пришлось изрядно поволноваться из-за взрывоопасной ситуации с АЧС в Поднебесной. В администрации Уссурийского округа даже провели экстренное совещание, где обсуждались меры по предупреждению заноса вирусной инфекции на территорию Дальнего Востока, в частности, в приграничные районы нашего региона.
До Приморья не докатилась
Дело в том, что транспортные средства, а также люди, вернее их обувь, одежда, багаж, – основные переносчики этого смертельного вируса. При этом сегодня на границе России с китайской провинцией Хэйлунцзян, на международном автомобильном пункте пропуска «Пограничный», нет защиты от проникновения АЧС в Приморье. Фактически наш край безоружен перед заграничной заразой, против которой не существует ни вакцины, ни методов лечения. И если вирус этой болезни, не дай бог, попадет к нам, то все поголовье свиней (а это тысячи голов) обречено на убой. Как следствие, многомиллионные убытки.
На территории РФ вспышка АЧС впервые зафиксирована в 2007 году. В 2013 году ее зарегистрировали уже в 13 российских субъектах Центрального и Южного федеральных округов. По оценке Россельхознадзора, за 5-6 лет присутствия АЧС на территории России было уничтожено свыше 1 млн голов свиней. Прямые потери компаний, а также бюджета на выкуп животных у населения составили около 2 млрд рублей. Еще около 30 млрд пришлось на косвенные потери.
Скорость распространения АЧС по территории нашей страны составляла не менее 350 км в год. В прошлом году африканская чума свиней была зафиксирована в Красноярском крае, в Омской и Иркутской областях. Приморью повезло – до нашего региона эта беда не докатилась. Но нет гарантии, что наш край из-за эпидемиологической незащищенности не столкнется с АЧС в ближайшее время.
Желание есть – ответственности нет
Между тем, согласно приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 2009 года, на территории трансграничных пунктов пропуска должны быть обустроены дезинфекционно-промывочные блоки (дезбарьеры), чтобы противостоять проникновению смертоносных вирусов. Дезбарьер – это комплекс сооружений для обработки специальными дезинфекционными растворами всего автотранспорта – как грузового, так и пассажирского – при возвращении в Россию из-за рубежа. Как предписывает вышеназванный приказ Минсельхоза РФ, дезбарьер должен работать круглогодично, независимо от климатических условий.
В августе нынешнего года в связи с распространением африканской чумы свиней в Китае Минсельхоз РФ и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обязали руководителей территориальных управлений Россельхознадзора привести в рабочее состояние дезинфекционно-промывочные блоки для ветеринарно-санитарной обработки автотранспорта в МАПП на российско-китайском участке госграницы. А также разрешать въезд на территорию РФ автотранспорта из Китая только после дезинфекции его ходовой части.
Отметим, что охрана территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств отнесена к задачам Государственной ветеринарной службы РФ.
Казалось бы, при наличии таких серьезных директив нашим свиньям бояться нечего. Как говорится, граница на замке. Но это только на бумаге. В реальности на кордоне совсем иная картина. А все вышеназванные законы и распоряжения сродни протоколам о намерениях, где прописаны только желания, но не указана ответственность конкретных лиц за их исполнение.
Инфекционная защита отсутствует
Сегодня в Приморье, в зоне деятельности Уссурийской таможни, девять таможенных постов и восемь приграничных пунктов пропуска, в том числе пять автомобильных: «Марково», «Турий Рог», «Пограничный», «Полтавка» и «Краскино».
Из них самый большой и самый загруженный – международный АПП «Пограничный». Его ежесуточная (паспортная) пропускная способность при семидневном режиме работы с 8 до 20 часов от 2500 до 3000 пассажиров и 44 автобуса (22 – в Китай и 22 – из Китая). Плюс 130 единиц грузового автотранспорта в обе стороны. Но ни один автомобиль, прибывающий в Россию из Поднебесной, не проходит дезинфекционную обработку. Одному только Богу известно, какую гадость, какие микробы с бациллами завозят на территорию России эти авто на своих кузовах и колесах, а пассажиры и водители – на обуви, одежде и в багаже. Не надо забывать, что вспышки африканской чумы свиней в Китае, в том числе и в провинции Хэйлунцзян, случаются несколько раз в году. Больные животные уничтожаются сотнями тысяч. И все это под боком у Приморского края.
В то же время дезбарьер на МАПП «Пограничный» существует уже второй год, правда, номинально. Де-юре он есть, его даже можно потрогать и сфотографировать, но де-факто инфекционная защита на данном участке государственной границы РФ не работает.
Как рассказали «В» в федеральном государственном казенном учреждении «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой»), дезбарьер пункта пропуска «Пограничный» принадлежит ООО «Пограничье». Эта коммерческая структура с уставным капиталом в 500 тысяч рублей – собственник имущественного комплекса данного автомобильного перехода на грузовом направлении. Земельный участок площадью 0,588 га, на котором расположен МАПП, также принадлежит этой компании по договору аренды с администрацией Пограничного района до 4 декабря 2027 года. Иными словами, транспортный переход, обеспечивающий движение грузопотока из КНР на территорию России и обратно, находится в частных руках. Как, впрочем, и остальные автомобильные пункты пропуска в Приморье. Но на пассажирском направлении собственник имущественного комплекса МАПП «Пограничный» – Российская Федерация в лице филиала ФГКУ «Росгранстрой».
Защита возложена на частников
Два года назад компания «Пограничье» по договору аренды передала дезбарьер ООО «ДВСН» (Владивосток) для его реконструкции и последующей эксплуатации. На тот момент комплекс был практически разрушен. Поэтому арендатору пришлось вложить немало сил и средств в его реанимацию. По факту – построить заново. Сегодня дезбарьер на МАПП «Пограничный» оснащен необходимым оборудованием и готов проводить дезинфекцию автотранспорта в круглосуточном режиме. Но на деле он простаивает, а его сотрудники находятся в вынужденном отпуске.
Дело в том, что автотранспортные компании, чьи автомобили пересекают границу РФ через МАПП «Пограничный», категорически отказываются проходить дезинфекционную обработку по возвращении из Китая, потому что за эту процедуру надо платить как за коммерческую услугу. По их мнению, деньги с них берут незаконно, поскольку нет официального документа, регламентирующего финансовые взаимоотношения между автоперевозчиками и коммерческой компанией, обслуживающей дезбарьер.
В то же время содержать дезбарьеры в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ должны их собственники или уполномоченные представители. В данном случае – компания «ДВСН».
Между тем дезинфицирующие растворы, электроэнергия, содержание дезбарьера стоят денег. И его обслуживающий персонал работает небесплатно. Эти расходы должны возмещаться. Но у государства в лице ФГКУ «Росгранстрой» нет возможности содержать и обслуживать эти комплексы, так как деятельность по дезинфекции не предусмотрена уставом этого казенного учреждения. Поэтому защитой Родины от смертоносных вирусов занимаются коммерческие организации.
Документ рвали, диспетчеров оскорбляли
В идеале пассажирский автобус или автомобиль с грузом, пересекая госграницу РФ, получает добро на въезд на территорию России только после прохождения через дезбарьер. Что подтверждается соответствующей справкой, которую водитель автотранспорта предъявляет представителю таможенной службы, последней контрольной инстанции на пункте пропуска. На деле же фуры с грузом по возвращении из Китая объезжают дезбарьер в МАПП «Пограничный» и преспокойно направляются на таможенный досмотр. Им нечего и некого бояться: наказание за непрохождение дезинфекционно-промывочного блока не прописано ни в Административном кодексе, ни в законах РФ, ни в постановлениях правительства РФ. Даже если фуры притащат на колесах какую-нибудь заразу.
Отметим, что на автопереходах «Марково», «Турий Рог», «Полтавка» и «Краскино», где также работают дезбарьеры, нет такой проблемы: здесь автоперевозчики понимают серьезность ситуации с АЧС в Китае и добросовестно оплачивают обработку автомобилей. Кстати, при въезде в Поднебесную весь наш автотранспорт проходит обработку в обязательном порядке. Причем бесплатно, так как автопереходы в Китае государственные.
Непрошедших – не пускать
Как рассказали «В» во Владивостокском филиале ФГКУ «Росгранстрой», сегодня ситуация с работой дезбарьеров на границе РФ под контролем полномочного представителя президента РФ в ДВФО Юрия Трутнева. По этому поводу в конце августа были проведены внеочередные совещания с участием представителей таможенных и пограничных органов, территориальных управлений Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также собственниками автомобильных пунктов пропуска «Марково», «Турий Рог», «Пограничный», «Полтавка», «Краскино». Резюме мероприятий однозначное: принять все необходимые меры, чтобы дезбарьеры работали. А территориальному управлению Россельхознадзора организовать ежедневный контроль за прохождением ветеринарной обработки автотранспорта. Транспортные средства, не прошедшие дезбарьер, не допускать к таможенному оформлению.
К сожалению, дальше слов дело не сдвинулось.
После совещания дезбарьер на МАПП «Пограничный» действительно заработал, но только два дня, во время работы Восточного экономического форума. В первый день водители, прибывающие из Китая, добросовестно прогоняли свои авто через дезбарьер и получали визу на въезд на территорию России. Но на второй день они демонстративно рвали этот документ, оскорбляли диспетчеров и отказывались оплачивать дезобработку. Большинство грузовиков вообще ее не проходили.
Сегодня дезинфекционный комплекс на МАПП «Пограничный» не работает. По словам директора Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Игоря Хрущева, ситуация нормализуется только тогда, когда пункты пропуска обретут государственный статус. По всему, это случится еще не скоро. Поэтому африканская чума свиней и другая зараза может переползти к нам из Китая беспрепятственно в любой момент. Что будет дальше, угадать нетрудно.
Автор выражает признательность директору Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Игорю Хрущеву за помощь, оказанную при подготовке публикации.
Автор: Сергей КОЖИН