Ученые предлагают суперсудно. Рыбаки призывают скинуться на учебное

Завтра во Владивостоке откроется XIII Международный конгресс рыбаков. В числе заявленных тем – проблемы инноваций в отрасли, судостроение, кадры, экспорт сырья, марикультура. Будут обсуждаться типы необходимых современных промысловых и перерабатывающих судов, вопросы лизинга, кредитования, государственных гарантий банкам и выделения квот под новый киль, выбор верфей и поставщиков добывающего оборудования, сроки выполнения заказов и другие не менее злободневные для отрасли вопросы.

3 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4407 (6112) от 3 окт. 2018

Корреспондент «В» накануне конгресса пообщался с представителями рыбацкого сообщества и корабелами, чтобы выяснить, что нужно рыбакам, что может предложить им наука и какие ответы они надеются получить на конгрессе.

Как вернуть молодежь в море?

В рыбной промышленности Приморья сложилась парадоксальная ситуация: ежегодно три отраслевых учебных заведения в крае во главе с Дальрыбвтузом выпускают десятки или даже сотни молодых специалистов, но на флот они не приходят. 

– Практически во всех рыбацких компаниях не только Приморья, но и всего Дальнего Востока уже какое десятилетие подряд на промысел отправляются одни и те же люди. Когда они уйдут на заслуженный отдых, то заменить их будет некем, – в словах помощника гендиректора Преображенской базы тралового флота по кадрам и общим вопросам Игоря Слободяна неподдельная тревога.

– Пришедших за последние годы на флот молодых штурманов, судовых механиков, мастеров добычи и переработки в каждом предприятии можно по пальцам пересчитать. Между тем Дальневосточное мореходное училище в Находке, Дальрыбвтуз и Владивостокский морской рыбопромышленный колледж ежегодно выпускают новые кадры для отрасли. После окончания учебных заведений основная масса выпускников отправляется на службу в армию и на флот. Отслужив положенный год, они устраиваются на работу на берегу. До флота доходят единицы. Сказать точно, сколько именно человек возвращаются на флот, невозможно, так как учебные заведения не ведут мониторинга своих выпускников.

В годы СССР все курсанты были на государственном обеспечении и после окончания учебы распределялись на предприятия с обязательной отработкой 3 года. К примеру, сегодня основу жителей поселка Преображение составляют как раз те бывшие молодые специалисты, которые приезжали на наше предприятие по распределению начиная с 60-х годов. Кстати, службу в армии ребята в ту пору могли заменить этой отработкой. Дело в том, что в те годы выпускника учебного заведения с дипломом механика могли забрать в пехоту, где его профессиональные знания были не нужны. За годы службы парни теряли первоначальные навыки и забывали теорию, а достойной практики у них и не было. Но два-три года службы можно было заменить работой в рыболовецком флоте.

– Игорь Николаевич, а почему молодые специалисты сейчас неохотно идут на флот? 

– Тут много причин. Я неоднократно бываю в учебных заведениях Владивостока, Находки и других регионов России. Беседую с ними. Приглашаю на работу. Но приезжают в основном из Благовещенска, Астрахани и Приморского края. 

Дело в то, что в рыбной промышленности практически все суда имеют возраст более 20 лет. Новые не строят. Наверное, только наше предприятие за последнее время и построило два новых БМТР – в 2000 и 2011 годах. А ребята хотят работать на современных судах. В основном на транспортах или танкерах. На рыбодобывающих судах работать намного труднее и сложнее. Нынешняя молодежь к этому не подготовлена. Да и заработная плата в море порой не сильно отличается от береговой.

– Похоже, романтики не осталось. Но ведь морские практики никто не отменял…

– Ежегодно только на нашем предприятии производственную практику проходят порядка 25–27 человек. Общаясь с курсантами, понимаешь: их теоретических знаний по специальности недостаточно для работы в море. А про практические навыки и говорить не приходится. Где и как тогда молодежи получить опыт? 

В том же Дальрыбвтузе первая практика проходит на «Палладе». Для будущего штурмана она приемлема. А для других специальностей? Например, для будущего мастера добычи? Да, вторая практика – на рыбодобывающих судах. Вот только взять курсантов в штат по специальности очень тяжело – капитаны просят у отделов кадров на промысел опытных специалистов. Приходится отправлять ребят в цех рыбообработки. А уже в свободное от вахт время их могут познакомить с обязанностями по специальности. Да, мы оформляем их практикантами. Они набирают в море стаж, получают рабочий диплом. Но давайте откровенно: какие они профессионалы? Они боятся, да и не умеют работать самостоятельно. В лучшем случае на путину вновь отправляются на рядовых должностях.

– Как же тогда вернуть специалистов в море?

– В советские годы были учебно-промысловые суда (УПС), сейчас таких нет. А они очень нужны отрасли. Специалисты считают, что надо приобрести на вторичном рынке большой морозильный траулер и сделать его учебным для всего Приморья. Такие суда есть и в Японии, и в Южной Корее. Одно из них недавно заходило во Владивосток. Отправляясь на промысел на борту УПС, курсанты всех специальностей могли бы пройти настоящую практику, а после получения диплома пришли бы на производство уже по-настоящему подготовленными специалистами. Мне кажется, что всем рыбацким предприятиям края необходимо скинуться на покупку такого судна. Оно будет и рыбу ловить, и молодых ребят учить рыбацкому мастерству. 

Рыбакам предлагают почти «Мистраль»

Массовое обновление рыболовного флота России требует новых подходов, правил и технологий. Рыболовные суда современных проектов существенно производительнее и технологичнее старых. В 2018–2019 годах в рамках кампании по предоставлению инвестиционных квот под киль ожидается заключение контрактов на строительство порядка 50 рыболовных судов. Каким будет этот флот и что может предложить наука?

Эта тема не праздная. Некогда ведущая в Приморье рыбная промышленность сейчас находится на переломе. Вроде и старые кадры еще остались, и квотами не обделены, рыба, моллюски и членистоногие в морях имеются. А вот ловить их чем? Подавляющая часть флота построена еще при советской власти на верфях Украины, Польши, Финляндии, Японии и Испании. Сейчас этим судам по 30–40 лет, на путину они ходят лишь благодаря золотым рукам опытных механиков и мотористов. Раньше на всем Дальнем Востоке только судостроительный завод в Благовещенске выпускал всегда востребованные малые рыболовные сейнеры для прибрежного лова. К счастью, предприятие возродилось и вновь производит МРС для рыбаков нашего обширного региона. 

Но в целом ситуацию может изменить только прорывной проект. Нужны современные суда – эффективные в добыче и переработке уловов, энергоемкие, малозатратные и низкобюджетные. 

Так, у молодых проектировщиков-корабелов Владивостока несколько лет назад родилась идея: давайте создадим проект рыбацкого плавучего дока с цехами переработки и плавучей гостиницей на борту. 

– За реализацию проекта взялась небольшая группа энтузиастов, – рассказал корреспонденту «В» инициатор идеи Игорь Золотов. – Несколько лет кропотливого труда дали на-гора прорывной проект (он уже запатентован), у которого нет аналогов в мире по эффективности и низкой затратности. Это рыбоперерабатывающее судно-док нового поколения. Чтобы вы не подумали, что оно из области фантастики, сразу скажу: наша конструкторская группа уже имеет положительный опыт в области конструирования судов, промыслового вооружения. У нас работают специалисты, по патентам которых сегодня производится лов сайры и кальмара. 

Новое судно будет совмещать в себе несколько функций. Доставлять к месту промысла в Мировом океане малые, средние добывающие суда, экономя топливо на период перехода и сберегая их моторесурс, обеспечивать безопасность добытчиков в штормовую погоду, а также осуществлять все функции по приемке и переработке сырья. 

Группируя рыбопромысловую экспедицию в одном комплексе, мы решаем сразу несколько задач. Это способность разворачивать экспедиционный лов в кратчайшие сроки в любой акватории. За время морского перехода с одного места промысла в другой район экспедиции есть возможность переоборудовать добывающие суда из одного типа лова в другой. Например, с кальмара на минтай или с сайры на ставриду. А по пути можно освоить малопривлекательные виды рыб и морепродуктов.

Внутри такого дока есть возможность держать экспедиционную ремонтную базу. В итоге увеличится срок оперативной работы малых судов, их общей эксплуатации. Экономия топлива и энергоресурса положительно скажется на затратах, сделает выпускаемую продукцию более дешевой и конкурентной. Рыбаки добывающих судов получат комфортные условия для проживания и отдыха, для медицинского обслуживания. 

Строительство данного судна нового поколения сможет повлиять как на освоение рыбных ресурсов Мирового океана, так и на совершенствование малого и среднего рыбодобывающего флота в Дальневосточном бассейне.

Кстати

Россия возобновляет строительство научно-исследовательских судов. Подобный флот в стране не строили несколько десятилетий. Заказчиком выступает Росрыболовство. В ближайшие месяцы будет подготовлен и утвержден проект будущего рыбацкого разведчика, подготовлена проектно-сметная документация. Затем выберут верфь. Сама постройка начнется с 2020 года. Самое первое НИС придет во Владивосток, сообщает пресс-служба федерального агентства. Особенностью новых судов станет возможность работать на большом удалении от берега в открытых акваториях Мирового океана.

Автор: Николай КУТЕНКИХ