Пассажирка испарилась. Свидетель нашелся в кустах

Имея на руках неопровержимые доказательства вины подозреваемого, следствие упорно не желает отдавать его под суд

26 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4403 (6108) от 26 сент. 2018

Два года назад в дорожно-транспортном происшествии погиб капитан отряда спецназа ТОФ Сергей Макаров. Трагедия произошла 11 июля 2016 года около девяти часов вечера в районе 718 километра федеральной гострассы А-370 «Уссури», на территории Надеждинского района. 

«Свидетель не видел, но слышал: мотоцикл Макарова летел со скоростью 200 км в час!»

В автомобиль Toyota Land Cruiser, совершавший разворот с пересечением встречной полосы, на большой скорости врезался мотоцикл BMW, который двигался в сторону Владивостока со стороны Уссурийска. Байк Сергея Макарова впечатался в правую переднюю дверь и правое крыло внедорожника. 

В крови обнаружен алкоголь 

Когда примчалась «скорая», пульс у мотоциклиста был слабый, едва ли не удар в минуту. Врачи пытались его реанимировать, но шансов выжить у парня не было. И спасительный шлем ему не помог. Хозяину черного «бумера» капитану отряда спецназа ТОФ Сергею Макарову было всего 32 года. У него остались жена и маленький ребенок. 

...В тот вечер Сергей возвращался с тремя друзьями-байкерами во Владивосток из Уссурийска. Это был обычный «прохват», чтобы развеяться. Они шли по трассе парами на расстоянии около 500 метров друг от друга со скоростью не более 70-80 км в час. Сергей с напарником шли в авангарде. У каждого из мотоциклистов безаварийный стаж вождения не меньше 10 лет. У Макарова даже больше. В байкерском сообществе его считали «отличным пилотом». 

В это же время со стороны Владивостока в сторону Уссурийска на своем автомобиле Toyota Land Cruiser двигался гражданин Груздевский*. Неизвестно, о чем или о ком он думал, когда гнал свой «крузак», но недалеко от поселка Мирного, напротив импровизированного рынка с правой стороны дороги, он стал разворачиваться. Дорожная разметка и знаки этого не запрещали. Но водитель на несколько секунд перегородил своим внедорожником две полосы противоположного движения. И это были роковые секунды… Груздевский, у которого также большой водительский стаж, не убедился, нет ли автотранспорта на полосах встречки, мешавшего ему совершить разворот. 

Мотоциклисты слишком поздно заметили Land Cruiser. Товарищ Макарова успел избежать столкновения, обойдя препятствие слева и выскочив на встречную полосу. К счастью, она была пуста. Сергею не повезло. Он попытался объехать джип по обочине, и если бы водитель автомобиля притормозил, то Макарову бы удалось завершить маневр. Но Груздевский продолжил движение, будто специально выдавливал Сергея с дороги. 

Позже, на предварительном следствии виновник ДТП пояснит: он не видел мотоциклистов. Что, впрочем, немудрено – 48-летний Груздевский был пьян, в его крови обнаружили 0,753 промилле алкоголя. Согласно статистике Госавтоинспекции, при такой дозе, которая входит в диапазон от 0,5 % до 8 % (промилле), у водителя наблюдаются ошибки в движении и управлении, он не ощущает расстояние до объектов, происходит сбой в оценке ситуации. Кроме того, он не в состоянии адекватно оценивать освещенность, дистанцию, сигналы светофоров и транспортных средств. В то же время мотоциклисты шли с зажженными фарами, как того требуют правила дорожного движения. 

В ДТП мог быть еще один участник – женщина, которая ехала на своем авто в том же направлении, что и байкеры, отстав от них примерно на 15 метров. Дама успела затормозить и стала свидетелем трагедии. 

Следственный пин-понг

Уголовное дело по факту ДТП, в котором погиб Сергей Макаров, было возбуждено следственным отделом ОМВД России по Надеждинскому району в последний день 2016 года. То есть через пять месяцев после его смерти. При этом следователи либо неоднократно и по надуманным основаниям выносили постановления о приостановке предварительного расследования, которые потом отменялись прокурором, либо передавали документы друг другу, будто играя ими в пинг-понг. Потом уголовное дело вообще чуть не потеряли. В итоге вопреки требованиям закона и здравого смысла доследственная проверка растянулась на пять месяцев. Хотя срок предварительного следствия по данному уголовному делу – два месяца. 

Как установила прокуратура района, два месяца предварительное следствие вообще стояло на месте, по данному уголовному делу не принималось никакого законного решения. В связи с этим руководителю следственного отдела полиции Надеждинского района внесено требование об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства РФ. 

Вынудил свернуть

Важная роль в установлении истины возлагалась на автотехническую экспертизу, которая расставила бы все точки над «i» в технической части предварительного следствия. Ее выводы ускорили бы процесс расследования. Но экспертизу назначили только через год после возбуждения уголовного дела. А следственный эксперимент с аналогичным мотоциклом и вовсе через полтора года, когда многое уже стерлось из памяти свидетелей ДТП. И господин Груздевский к этому времени отремонтировал свой Land Cruiser…

На следственный эксперимент привлекли автомобиль «Ниссан-Террано» с меньшим размером колес, чем у «крузака», с иным весом и габаритами. Соответственно, результаты эксперимента не соответствовали реальным условиям происшествия. Кстати, с какой скоростью двигался мотоциклист, следствие так и не смогло установить – не было тормозного следа. 

Необходимо добавить, что, по словам свидетелей и потерпевших, следственным экспериментом руководил не следователь, а... адвокат Груздевского, бывший высокопоставленный сотрудник полиции. Именно по его указке производились необходимые замеры и с его слов заносились данные в протокол. Чистота эксперимента была нарушена. 
Напомним, что трагедия на трассе около поселка Мирного произошла в середине июля. Погода стояла ясная, без осадков. Стрелки на часах показывали без пяти минут девять вечера. Но видимость не была ограниченна: летом темнеет поздно. Этот факт запротоколирован. 

Эксперты ФБУ Приморской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции России пришли к заключению: опасная ситуация на дороге могла быть создана действиями водителя автомобиля Toyota Land Cruiser. Иными словами, согласно требованиям п.13.12 Правил дорожного движения РФ, водитель Toyota Land Cruiser при развороте был обязан уступить дорогу транспортному средству, в данной ситуации мотоциклу, движущемуся по равнозначной дороге со встречного направления прямо. Чего Груздевский не сделал. Более того, по мнению экспертов, он своим маневром вынудил мотоциклиста Макарова, имевшего по отношению к нему преимущество, уйти с трассы вправо, чтобы избежать столкновения. Что он и пытался сделать.

Обязательно сядет. Вот только…

Со дня смерти Сергея Макарова прошло чуть больше двух лет. За это время расследованием ДТП со смертельным исходом занимались три следователя, но истина так и не установлена. Жизнь в очередной раз показала, что реальная работа сотрудников правоохранительных органов не всегда похожа на ту, что показывают в детективных сериалах.
Более того, у Николая Макарова, отца мотоциклиста, нет уверенности, что в этом расследовании когда-либо будет поставлена точка и обвинительное заключение попадет в суд. 

Последний раз Макаров-старший встречался со следователем, на этот раз уже из краевого УМВД, в мае этого года. Полицейский его успокоил: мол, надо немного подождать и Груздевский сядет на скамью подсудимых. И никакой адвокат ему не поможет, ибо вся доказательная база в этом уголовном деле против него. Правда, есть одна маленькая закавыка: обнаружился неожиданный свидетель – сосед Груздевского по даче. Совершенно случайно в момент ДТП мужчина стоял в ближайших от дороги кустах и по реву мотоциклетного двигателя определил, что скорость мчавшегося BMW составляла... 200 км в час! В то время как другие очевидцы утверждают, что «бумер» Макарова шел со скоростью не более 80 км в час. То есть скоростной режим не был нарушен. 

Куда дели даму?

В то же время среди документов уголовного дела нет показаний реальных очевидцев ДТП – трех мотоциклистов и женщины-автомобилистки, которая ехала из Уссурийска. Хотя следователь их неоднократно опрашивал. 

Ко всему, выяснилось, что Груздевский – бывший сотрудник правоохранительных органов с большими связями. Не здесь ли секрет торможения следствия? И еще. Судя по документам предварительного следствия, Груздевский в джипе был один. Хотя многочисленные очевидцы заявляют: в его машине была женщина. Когда примчалась «скорая», пассажирке даже оказывали медицинскую помощь. А потом дама исчезла, испарилась. Видимо, на то были причины…

Что касается владельца внедорожника Toyota Land Cruiser, то по решению суда он был лишен права вождения автомобиля на полтора года за нахождение за рулем в пьяном виде. И все! Срок этого наказания уже истек. Ответственность за смерть мотоциклиста обошла Груздевского стороной. Тем не менее родители Сергея Макарова все еще надеются, что виновный в гибели их сына понесет заслуженное наказание. 

Сейчас уголовное дело по факту гибели Сергея Макарова находится в следственном отделе ОМВД России по Надеждинскому району. 

* – фамилия изменена

Автор: Сергей КОЖИН