Приморье в новой политической реальности

Эксперты о том, что было бы, если бы в Приморье появился «красный» губернатор?

26 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4403 (6108) от 26 сент. 2018

23 сентября в двух регионах России прошли вторые туры губернаторских выборов. Голосования проводились в Хабаровском крае и Владимирской области. В регионах выдвиженцы от «Единой России» проиграли своим оппонентам из партии ЛДПР. Еще на одной территории – в Республике Хакасия – второй тур отложен из-за самоотвода кандидата от партии власти Виктора Зимина. Эксперты отмечают, что заряд протестному настроению дал Приморский край, где результаты второго тура, проведенного 16 сентября, были отменены.

Об особенностях электорального марафона в Приморском крае и о том, что было бы, если бы регион возглавил губернатор-коммунист, рассуждали эксперты в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».

К дискуссии были привлечены Андрей Галицких, доверенное лицо кандидата от КПРФ Андрея Ищенко,  бывший депутат Думы Владивостока, а также Анатолий Лебедев, приморский эколог, который в 90-е годы был депутатом в Совете народных депутатов региона. 

Будут фейки

В прошлом номере толстушки мы подробно писали о том, как проходили выборы губернатора, какие претензии высказали друг другу штабы кандидатов и зачем в регион прибыли специалисты Центризбиркома. На прошлой неделе краевой избирком, прислушавшись к мнению московских коллег, принял решение об отмене итогов голосования. Таким образом, выборы будут проведены уже в декабре. Сейчас решается дата: 16 либо 23 декабря. Как ситуация с проверкой жалоб обстоит сейчас?

– Мы знаем о приезде комиссии из Центризбиркома. Но широкой огласки их работы не будет, – считает Андрей Галицких. 

– Госпожа Памфилова (председатель Центризбиркома Элла Памфилова. – Прим. ред.) сказала, что в Приморье не просто был нанесен «удар под дых» и нарушена вера людей в справедливые выборы, но и был задействован административный ресурс. Это серьезные обвинения, – отметил Андрей Калачинский.

– На выборах я работал как доверенное лицо кандидата Андрея Ищенко, – уточнил Андрей Галицких. – Я все видел своими глазами. Но мы не видим, как работают люди, которые приехали с проверками. Они делают какие-то выводы, и, понятно, удар по всей системе был нанесен серьезный. Но нам не докладывают о деталях. Нам скажут только то, что нужно сказать. Сейчас штаб Андрея Ищенко сталкивается со множеством фейковых новостей. И таких фейков будет немало. Через три месяца мы ждем просто вал информации, которая будет не в пользу нашего кандидата. Я имею в виду не конкретно Андрея Ищенко. Я имею в виду любого кандидата, который пойдет на выборы губернатора в декабре от КПРФ. 

Разница в протестах

Андрей Калачинский отметил, что протест против результатов выборов (протестные акции были объявлены коммунистами уже в понедельник, 17 сентября) в Приморском крае велся в цивилизованном ключе. 

– Мне всегда казалось, что в Приморском крае люди, даже когда они протестуют, делают это цивилизованно, – сообщил ведущий. – Вспоминаю, как 10 лет назад, когда стало известно о повышении пошлин на ввозимые иномарки, народ вскипел так, что это выплеснулось на улицу. Была даже попытка перегородить движение транспорта на дороге к аэропорту. Но даже тогда дело не доходило до мордобоя и драк, не была разбита ни одна витрина, ни одна машина не была повреждена. То есть мы видим совершенно противоположную картину по сравнению с так называемым цивилизованным Западом, с США и Грецией, где акции неповиновения действительно доходят до рукоприкладства и порчи имущества.

Однако, заметил ведущий, когда Андрей Ищенко призвал в понедельник прийти людей к краевой администрации, часть его сторонников держала плакаты явно оскорбительной направленности по отношению к оппоненту. 

– Я согласен, – подчеркнул Андрей Галицких. – Есть протест социальный, а есть протест маргинальный. Некоторые люди не понимают, что оскорбительные плакаты не красят ни их самих, ни нашего кандидата. Пусть это останется на совести тех, кто это делал. Мы должны сохранять серьезное лицо. В остальном же я горжусь приморцами. Мы являемся образцом протестного движения. Ведем себя достаточно культурно, даже когда нас провоцируют. Мы привыкли ценить то, что имеем, что создали своими руками, поэтому уважаем чужое имущество и не причиняем ущерб. 

Избиратель устал

– Дальний Восток – все равно что Дикий Запад в США, – считает Анатолий Лебедев. – Здесь более свободная территория, более свободные люди. Что касается выборов, то у меня здесь простая позиция. Народ от «Единой России» устал. В частности, от того, что она называет себя партией власти. Поэтому люди голосуют не за конкретного кандидата, а против системы. При этом Андрей Тарасенко мне очень симпатичен. Он настоящий мужик, человек дела, простой, неболтливый. В данном случае он стал заложником ситуации. Жалко, если он выпадет из выборного процесса. Это будет печально для всего края, потому что он только начал входить в процесс, начал делать позитивные и правильные шаги. Жесткие шаги. А жесткость руководителю необходима. Удастся ли это новому губернатору – посмотрим, кто им будет. 

– Если человек хорош в своем деле, то почему бы ему не работать под каким-нибудь губернатором, независимо от партии? – считает Андрей Галицких. – Кадровый отбор должен быть не по причине личной преданности кому-то, а по причине преданности региону. В этом плане мне непонятна позиция партии власти и кураторов штаба Андрея Тарасенко. Мы же все знаем, что процесс выдвижения идет не один день, это сложный процесс, который длится месяц, а то и больше. Мы знаем, что врио губернатора Андрей Тарасенко был одобрен на федеральном уровне. И понимаем, что сейчас на федеральном уровне приняты непопулярные меры. Это и повышение НДС, и пенсионная реформа. Если есть риски, почему тогда те же кураторы не встретились с кандидатами от КПРФ, от ЛДПР, «Справедливой России», с партией пенсионеров? 

Однако какой смысл представителям одного штаба встречаться с представителями другого – на этот вопрос эксперт ответа не дал. 

Депутатская стенка

Андрей Калачинский напомнил об обещании Андрея Ищенко построить в Приморье социализм. 

– Можно ли построить социализм в отдельно взятом крае? – спросил ведущий. – Какие шаги может сделать губернатор, исповедующий социалистические идеи? 

– Социализм – открытая система, которая способна устойчиво себя сбалансировать, – отметил Анатолий Лебедев. – Это касается и распределения благ, и распределения ответственности между людьми. Это динамичный процесс. По моему мнению, в Европе социалистического духа гораздо больше, чем в России. Если в капиталистической Европе прижились социалистические элементы, то почему в России в отдельных регионах нельзя создать какие-то элементы социализма? 

– Кто бы ни пошел на выборы от партии КПРФ – Андрей Ищенко, другой кандидат, мужчина, женщина – неважно, он бы продвигал программу партии, – подчеркнул Андрей Галицких. 

При этом ведущий заметил, что Андрей Тарасенко на рабочей встрече с президентом, которая была проведена за несколько дней до выборов, рассказал главе государства о проблемах, которые есть в Приморском крае. Врио губернатора озвучил самые болевые моменты. Что в Приморье учитель получает 17 тысяч рублей, а все накрутки зарплаты до средней по региону – это результат совмещения ставок. Сказал, что в Приморском крае не хватает почти две тысячи врачей и так далее. По сути, корень у этих проблем один – нехватка денег. Отсюда вопрос: если ставленник президента сетует на нехватку средств в регионе, то откуда их возьмет губернатор-коммунист? 

– Деньги в России есть, – считает Андрей Галицких. – Прошлый год бюджет России был профицитным. И в этом году, по всей видимости, он будет также профицитным. Часть средств просто не осваивается. Их можно вложить в производство. У нас в Приморье такими направлениями могли бы стать порты, транзит товара, море, рыба, ГОКи, лесное хозяйство, добыча минералов. Можно подтянуть переработку нефтегазового сырья. На базе этого делать другие производства, пусть они не будут гигантскими, но они покроют потребности Кореи, Китая, Японии. 

– Но те же самые слова говорил Андрей Тарасенко, – заметил ведущий. – А разговоры о нефтеперерабатывающем заводе в Приморском крае велись еще при Сергее Дарькине. Не получилось ни у Дарькина, ни у Миклушевского. Почему получится у губернатора-коммуниста?

– Ну ведь нашлись откуда-то деньги на «Хаятты», – продолжил Андрей Галицких. – Все мы понимаем, что это наша боль. Я считаю, что гостиницы надо в конце концов запустить. Под любым брендом. Они должны работать и давать налоги в казну. Многие предлагают их снести, но ведь столько денег в них уже вложено. Мы работали, мы платили налоги, и на наши налоги строились эти отели. Гостиницы должны быть запущены. Деньги должны идти в бюджет. Бюджет должен тратить на другие вещи. 

Другое дело, что бюджет региона верстает краевая администрация, а одобряет Законодательное собрание. Вопрос в том, насколько парламент, где подавляющее большинство мандантов принадлежит единороссам, поддержал бы проекты избранного губернатора-коммуниста. 

– В законодательном органе Приморья есть много богатых людей либо ставленников богатых людей. Люди, которые отстаивают интересы крупного бизнеса, – отметил Андрей Калачинский. – И вдруг губернатором становится социалист. Неважно, как звучит его фамилия. Он хочет перераспределить расходы. Справится ли такой губернатор с депутатами? Думаю, что его идеи начнут просто бойкотировать. Сделают все, чтобы он через несколько лет взмолился и сказал: простите меня, я не справился. 

Представитель КПРФ не согласился с журналистом. 

– У нас тогда бы появилось окно возможностей, – считает Андрей Галицких. – Сейчас этого окна нет. С 2012 года все течет медленно и вяло. Даже если бы пришел губернатор-хозяйственник, крупный и эффективный руководитель, он бы все равно работал под неусыпным оком куратора, который его протолкнул. Губернатор-социалист открывает другие варианты. Но прогнозировать не будем. Единственное, чего все опасаются, так это глубоких потрясений. Сегодня никому не нужны революции.

Автор: Евгений СИДОРОВ