Медицина опережающего развития

Кластер ради пациентов или бизнеса?

20 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4400 (6105) от 20 сент. 2018
2.jpg

На четвертом Восточном экономическом форуме обсуждали возможность создания медицинского кластера во Владивостоке. Перспектива организации территории процветающей медицины на фоне унылого  состояния здравоохранения в нашем регионе вызвала интерес не только у представителей профессионального сообщества, но и у бизнесменов, работающих на глобальном рынке медицинского туризма. 

Идею создания медицинского кластера во Владивостоке инициаторы объяснили необходимостью обеспечения населения региона квалифицированной медицинской помощью. Однако для создания этого «оазиса здоровья» в приморской столице планируется  привлекать частный капитал. Без него не обойтись. 

Если бы на здравоохранение страны выделялось не три процента от национального дохода, как сейчас, и даже не четыре, как обещается, а восемь, возможно, говорят участники встречи, обошлись бы своими силами – за счет региональной и государственной казны. Но золотого дождя из бюджета этой сфере еще долго ждать. Поэтому в новом деле рассчитывают на инвесторов, интерес которых заключается в получении прибыли, а не в повышении уровня социального комфорта. 

Это обстоятельство сразу вызвало множество вопросов. Кто сможет стать клиентом этих клиник и кто будет в них работать – не перетянут ли коммерческие учреждения всех более-менее толковых врачей и специалистов из районных клиник и краевых больниц? Не будет ли этот кластер полигоном для испытания на пациентах недавно изобретенных лекарств и технологий и не станут ли заслоном заграничным методам лечения российские законы и нормативы, регулирующие сферу здравоохранения? На эти вопросы пытались ответить эксперты на секции «Международный медицинский кластер во Владивостоке: первые шаги».

Поближе к пациенту. Денежному 

– В чем идея кластера в регионе? – спрашивает модератор Владислав Бутенко, представитель The Boston Consulting Group (международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге), и сам же поясняет: – Известно, что пациент с Дальнего Востока больше, чем другие россияне, пользуется медицинскими услугами за границей, прежде всего в Китае, Южной Корее и Японии. Кластер во Владивостоке позволит удержать пациентов здесь – это первая цель. Вторая – привлечь сюда иностранцев, нуждающихся в медуслугах.

Реальны ли надежды на процветание медицинского кластера во Владивостоке? По данным Бутенко, в глобальных рейтингах Россия занимает 151-е место из 245 по показателю ожидаемой продолжительности жизни. Отсюда и низкая степень доверия к отечественным клиникам – всего 9 процентов россиян оценивают качество российской медицины как хорошее. При этом уровень здравоохранения на Дальнем Востоке (и Приморье здесь, к сожалению, не исключение) еще ниже, чем в центральных регионах страны. 

И речь не только о качестве лечения, но и о самой организации лечебного процесса. Показательна история строительства нового лечебно-диагностического корпуса Приморского краевого онкологического диспансера. Его начали возводить в 2011 году, а сдали буквально пару недель назад. Даже насущная необходимость не помешала объекту стать медицинским долгостроем. И это только одно подразделение уже действующего медучреждения. А что уж говорить про создание целого «города здоровья»… 

Однако эксперты утверждают: именно отсталость медицинской сферы Дальнего Востока и родила идею о создании кластера во Владивостоке. Инвесторов привлекает доходность медицинского туризма – сегодня это динамично развивающийся бизнес во всем мире. Как отмечают эксперты, пациент, выезжая за рубеж, оставляет в иностранной клинике в 4-5 раз больше средств, чем если бы лечился на родине. Для инвестора это четкий сигнал о наличии резерва финансовых возможностей у населения.

Нацелились на 5 млрд долларов 

В нашем регионе огромный неудовлетворенный спрос на медуслуги. По оценке вице-президента Ассоциации агентств медицинского туризма Евгения Чернышева, 25 тысяч дальневосточников ежегодно уезжают лечиться в зарубежные клиники по всему миру. Плюс столько же отправляются в приграничный Китай для оздоровления и получения первейших медуслуг.

– Только клиники Южной Кореи – страны-лидера по привлечению пациентов с Дальнего Востока – зарабатывают на этом 5 млрд долларов в год, – уверяет Чернышев. – Плюс 10-15 процентов – это траты наших земляков на перелеты, проживание и прочие сопутствующие расходы. Как вернуть россиян в отечественные клиники? Я вижу два варианта. Один из них: если курс доллара повысится в два раза, как в 2014 году. Но не думаю, что такой скачок сейчас возможен.

Поэтому придется следовать по второму варианту. По словам эксперта, остановить поток выездного медтуризма или хотя бы значительно его уменьшить поможет создание «города здоровья» во Владивостоке, резидентами которого станут пришедшие в регион иностранные филиалы лечебно-профилактических учреждений. Они принесут собственную систему менеджмента, протоколы лечения. И, что немаловажно, свой бренд, который будет гарантировать, что в клиниках медицинского кластера во Владивостоке пациенты получат тот же уровень лечения, что и в заграничных больницах и оздоровительных центрах.  

– Так уж у нас повелось, что россияне больше верят иностранным врачам и клиникам, хотя не всегда это доверие оправдывается, – считает Чернышев. – Свидетельство тому – практика работы  Медицинского центра ДВФУ на Русском. Прошло пять лет с открытия этого современного авторитетного медучреждения с уникальным оборудованием, грамотными профессиональными специалистами, оказывающего высокотехнологическую помощь людям с самыми сложными недугами. Но это не привело к радикальному снижению потока пациентов за рубеж. 

Поставили в пример ОАЭ 

Вице-президент ассоциации также уверен, что иностранные клиники обязательно придут в приморскую столицу, надо им только разъяснить плюсы участия в местном «оазисе здоровья». Например, инвесторы оценят налоговые преференции свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития (ТОР), а также свободный визовый режим с 18 странами. Также большую роль играет транспортная доступность Владивостока для стран АТР, немаловажно и то, что весь Дальний Восток считается регионом-донором пациентов для заграницы. 

– Так, к примеру, произошло в Объединенных Арабских Эмиратах, чьи граждане уезжали из страны лечиться в клиники по всему миру. И в ОАЭ пришли иностранные медучреждения – американские, канадские. Сейчас в ОАЭ активно развивается въездной медицинский туризм. В тамошнем кластере, раскинувшемся на 200 гектарах, предлагают современные методы диагностики, лечения и оздоровления, – резюмирует Чернышев.

Нормативы не совпали  

Иностранные участники дружно выразили уверенность, что уровень здравоохранения на Дальнем Востоке еще долго будет причиной решения россиян лечиться за границей. Один из них так и заявил: поток пациентов из РФ может остановить только реформа отрасли. Поэтому, конечно, перспективы у кластера есть. Но эксперты не были уверены, что перечисленных пряников для зарубежного провайдера медуслуг достаточно, чтобы построить «оазис здоровья» во Владивостоке.

Президент госпиталя при Пусанском национальном университете Ли Чан Хун отметил, что налоговые льготы – это лишь самая малая часть того, что требуется для привлечения иностранных докторов.  

– Пока не будет выполнен ряд системообразующих условий, работать зарубежным специалистам будет трудно, – считает Ли Чан Хун. – Например, оказывать медицинские услуги в РФ можно только при наличии специальной лицензии, но ее трудно получить иностранцам. Кроме того, надо пересмотреть законодательную базу, ведь в разных странах требования к специалистам, медицинским практикам, технологиям и используемым в лечебной схеме препаратам далеко не всегда совпадают. Чтобы привести к общему знаменателю медицинские нормативы, потребуется колоссальная работа. 

Заместитель генерального секретаря Hokuto Social Medical Corporation Такао Нисида подтвердил, что деятельность их клиник в приморской столице ограничена в сравнении с теми возможностями, которые они используют на Хоккайдо, где расположены их основные учреждения. 

– Наши два филиала во Владивостоке – это  локальный бизнес, – отметил он. – Поскольку здесь мы ориентируемся на российские законы. В Японии нормативы позволяют решать одни задачи по медицине, в РФ – другие.

Кластер или трансфер 

Еще менее оптимистичен проректор по медицинским вопросам, директор Школы биомедицины  Дальневосточного федерального университета Юрий Хотимченко. По его мнению, предлагаемая модель медицинского кластера безжизненна. Бизнес – это важно, но нельзя же только его развивать. Как  указал ученый, медкластер должен включать не только частные клиники, но и науку, образование, бизнес и власть в лице администрации края или правительства РФ. И каждый из них должен вносить свой вклад в развитие этого «города здоровья». И получать свои дивиденды от участия в этом проекте в виде прибыли, повышения качества и расширения доступной медицинской помощи, развития образования и науки.  

– Если международный медицинский кластер во Владивостоке понимать как множество иностранных фирм, пришедших на Русский, то я отношусь к этому пессимистически, – поясняет Юрий Хотимченко. – Это все равно что выйти на трибуну и объявить: а давайте сделаем во Владивостоке футбольную  команду мирового уровня, подобную «Манчестер Юнайтед» – «Владивосток Юнайтед». Что для этого нужно? Пригласить тренера за несколько миллионов долларов, обустроить поля по самым современным мировым стандартам, пригласить самых лучших футболистов. Но есть тысяча причин этого не делать. Во-первых, нет денег, во-вторых, нет футбольных полей, в-третьих, нет школы футбольных клубов. И так же с медкластером. Если рассчитывать только на международных инвесторов, то они еще подумают, куда нести деньги: во Владивосток или в Дубай. Скорее всего, в Дубай. 

Почему наши онкологические больные предпочитают (у кого есть возможность) лечиться за рубежом, например, в Японии, на Хоккайдо? Там есть центр протонной терапии – на сегодня самый современный метод лечения злокачественных опухолей. А у нас нет такого. И вряд ли иностранцы создадут такой же во Владивостоке – затраты слишком огромны и окупаемость нескорая. Но здоровье нации – задача государственная, и строить дорогостоящий комплекс на своей территории должны власти, а не надеяться на бизнес. 

– А пока мы не можем пригласить не то что инвестора, но и ведущего профессора, чтобы он преподавал хирургию, терапию, – говорит директор Школы медицины. – В регионе программу по созданию Центра ядерной медицины запустили еще в 2012 году, но пока только разговоры. Вот когда его построят на Русском, тогда это будет хороший вклад в качестве образовательной составляющей в дело создания Международного медицинского кластера во Владивостоке. Тогда эта территория повысит свою привлекательность и для инвестора от медицинского бизнеса. 

Ученый также призывает назвать то, что планируется создать, не кластером, а Международным центром медицинских технологий или Международным центром трансфера медицинских технологий.  

– Сюда должны прийти лучшие клиники, обладающие новыми технологиями, которые отсутствуют в России. И мы должны разрешить им эти методы здесь воспроизводить. Но чтобы не деньги зарабатывать на наших больных, а обучать российских врачей новым технологиям лечения и профилактики, – считает проректор ДВФУ по медицинским вопросам. – Сначала врачи из Владивостока, потом Артема, Хабаровска будут осваивать современные практики, затем применять их в своих больницах, поликлиниках. 

Чтобы современные методики и обученные новым технологиям специалисты не остались в границах кластера, а, наоборот, были доступны для пациентов на всей территории региона. 

Полагаясь на «Сколково»?

Несмотря на разные подходы к целям и задачам планируемого Международного медицинского кластера во Владивостоке, эксперты согласились, что реализация проекта пойдет на пользу его участникам. И, несомненно, будет способствовать повышению уровня здравоохранения на Дальнем Востоке. Правда, когда от слов перейдут к делу и кто станет организатором проекта (а это явно не Минздрав России), так и не выяснилось. Присутствующие лишь выразили надежду, что опыт организации и строительства международного медицинского кластера «Сколково» (его строительство началось в 2012 году, и, по данным модератора встречи, совсем недавно комплекс принял первого пациента) позволит ускорить процесс реализации подобного проекта во Владивостоке. Будет ли сделан первый шаг в этом деле, узнаем, возможно, уже через год – на пятом Восточном экономическом форуме на Русском.

   

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО