“Владивосток” по-прежнему – самая массовая газета края
1 сентября заканчивается первый этап льготной подписки
1 сентября заканчивается первый этап льготной подписки
Сначала – письмо жительницы Уссурийска в редакцию “В”:
“Посылаю вам сводку из нашего “Коммунара” о ходе подписки на август. “В” оказался на 6-м месте… И все из-за того, что ваша газета дорожает. Даже мне, постоянной подписчице, придется на 1999 год выписывать только “толстушку”.
Газеты, действительно, дорожают, как стремительно дорожает вся наша жизнь (я не говорю здесь о так называемых бесплатных газетах, за которые платят либо рекламодатели, либо городской бюджет за счет налогоплательщиков, т.е. за счет всех горожан). Растут налоги, цены на электроэнергию, транспортные и полиграфические услуги, бумагу и многое-многое другое, без чего невозможен выпуск газет. Газету без денег не выпустишь, и каждая редакция пытается решить свои финансовые проблемы либо за счет спонсоров (а это, как сказано выше, чаще всего бюджет), либо за счет рекламы (которой благодаря родному правительству становится все меньше и меньше), либо за счет подписки. В прошлом году компании “Владивосток-новости”, издающей газету “Владивосток”, подписка принесла 28 процентов всех доходов, в первом полугодии нынешнего – 24,4 процента.
Подписка дорожает, но доходы от нее падают. Поэтому редакции и связисты, хотят они того или не хотят, но потихоньку поднимают подписные цены. Редакционная цена полугодового комплекта газеты “Владивосток” на первое полугодие 1999 года сейчас, в августе, - 30 рублей, доставка комплекта стоит 56,1 рубля. Много это или мало? Давайте сравнивать с другими газетами. Так, подписная цена “Новостей” в августе 65,4 руб., “Утра России” - 79,2 руб.
Получается, что “Владивосток” действительно самая дорогая газета? Но не будем забывать, что объем и периодичность выхода газет сильно отличаются (так, объем “Владивостока” за неделю 18 п. л., “Новостей” - 16, газеты “Утро России” - 10 п. л.); будем оценивать подписную цену 1 печатного листа, т. е. 4 страниц малого формата или 2 страниц большого формата. Редакционная цена 1 п. л. в месяц у ежедневных газет: “Новости” – 3,9 коп., “Владивосток” – 6,9 коп., “Утро России” - 15,0 коп. Цена доставки 1 п. л. в месяц у ежедневных газет: “Владивосток” – 12,9 коп., “Новости” – 13,1 коп., “Утро России” – 18,0 коп. В целом подписчик платит за 1 п. л. в месяц: “Новости” – 17,0 коп., “Владивосток” – 19,9 коп., “Утро России” – 33,0 коп. Совсем другая картина?
Как видим, из-за различия редакционных и почтовых цен сравнимая стоимость подписки трех ведущих газет края сильно отличается. Разнобой в редакционных ценах понять еще можно, но вот расхождения в ценах на доставку газет, устанавливаемых управлением Федеральной почтовой связи (государственное предприятие!), не может не вызывать вопросов - не исключено, что это уже на грани нарушения действующего законодательства.
Такая же картина и у еженедельных изданий. Подписная цена у пятничного выпуска “Владивостока” - 30 руб. (8 п. л.), у пятничного выпуска газеты “Утро России” - 31,2 руб. (4 п. л.), у выходящего 2 раза в неделю “Золотого Рога” – 91,2 руб. (12 п. л.). Редакционная цена 1 п. л. в месяц: “Владивосток” (пятница) – 6,2 коп., “Золотой Рог” – 16,6 коп., “Утро России” (пятница) – 18,7 коп. Цена доставки 1 п. л. в месяц: “Утро России” (пятница) – 7,5 коп., “Владивосток” (пятница) – 9,3 коп., “Золотой Рог” – 15,0 коп. В целом подписчик платит за 1 п. л. в месяц: “Владивосток” (пятница) – 15,6 коп., “Утро России” (пятница) – 26,2 коп., “Золотой Рог” – 31, 6 коп. Расхождение цен (особенно на доставку) больше, чем у ежедневных газет.
Кадровые перестановки: слухи и реальностьУстанавливая невысокую подписную стоимость (30 рублей) на пятничную “толстушку”, мы в редакции ориентировались прежде всего на низкооплачиваемую часть населения Приморского края, в том числе и на пенсионеров, для которых 86 рублей – слишком большая сумма. Сейчас “толстушка” состоит как бы из двух частей – из газеты “Семь дней в Приморье”, которая идет и по отдельной подписке, и газеты “Владивосток”, но уже началась отработка новой схемы “толстушки” с расчетом на 1999 год. У пятничного выпуска “В” появился новый редактор – Виктор Сердюк, а прежний, Андрей Ивлев, ушел на повышение, став заместителем главного редактора “В”. Но состав журналистов, делающих сейчас “толстушку”, прежний. В этом отделе добрый сплав опытных и молодых журналистов, и все они готовы выслушать предложения читателей о том, что бы они хотели читать по пятницам.
Кстати, последние кадровые перемены в редакции “Владивостока” вызвали нездоровый интерес в некоторых изданиях. Сначала обсуждали переход на другую работу Андрея Холенко (я искренне рад за своего бывшего первого заместителя, тем более что телекомпания “ОТВ-Прим” уже заняла свое место в приморской тележурналистике), теперь “МК во Владивостоке” и “Конкурент” принялись за главного редактора “В”, обсуждая варианты моего ухода из газеты “Владивосток”. “Арсеньевские вести” вообще заявили, что я “претендую” на должность генерального директора ИПК “Дальпресс”. Авторы этих слухов поленились хотя бы проверить информацию “из достоверных источников”. Увы, “желтая” журналистика пришла и в Приморье.
Те же “Арсеньевские вести” от слухов перешли к откровенной клевете. Вот образец их “информации”: “Из неофициальных, но заслуживающих доверия источников стало известно, что самая популярная газета Приморья “Владивосток” на грани банкротства. Своему соучредителю - издательству “Дальпресс” - она задолжала около 4 миллиардов, есть большой долг по налогам. Коллектив редакции, не получающий зарплату уже три месяца, выразил недоверие главному редактору В. Бакшину”. Что ни предложение – то ложь. Специально для “заслуживающих доверие источников” сообщаю: да, как и вся наша страна, газета “Владивосток” переживает сейчас не лучшие времена – за первое полугодие 1998 года наша прибыль составила только 353 тысячи рублей.
Что же касается остальной дезинформации из “Арсеньевских вестей” (про 4-миллиардные долги, про “Дальпресс”-соучредитель, про недоверие главному редактору и пр.), то с этим придется разбираться в суде. Но только не в городском суде г. Арсеньева, где уже полтора года в нарушение всех правовых норм не могут рассмотреть 4 наших иска к редакции газеты “Арсеньевские вести”.
Кто читает “Владивосток”?Свою газету мы обычно называем массовой, имея в виду, что рассчитана она на самую широкую аудиторию – и по возрасту, и по профессии, и по интересам, и по политическим пристрастиям. Эту оценку пока невозможно подкрепить полновесными социологическими исследованиями, а на локальные исследования далеко не всегда можно ориентироваться, как и на мнения некоторых публицистов, пытающихся дать свою оценку ситуации в приморской журналистике.
Так, газета “Приморье” назвала “Владивосток” “флагманом античерепковской прессы”. Хотел бы поблагодарить за столь “высокую” оценку, но результаты социологического исследования, проведенного недавно сотрудниками ДВГТУ, говорят как раз о том, что политические симпатии читателей газеты “Владивосток” наиболее соответствуют политическим симпатиям жителей краевого центра.
Социологов интересовала политическая ситуация во Владивостоке. Анализ же аудитории ведущих краевых газет был продиктован тем, что по-прежнему большинство горожан получают информацию о кандидатах в основном из газет. Не могу затрагивать конкретных результатов исследования, которые до сих пор нигде не публиковались, но отмечу, что анализ ответов на некоторые вопросы показывает, что политические симпатии читателей газеты “Владивосток” наиболее близки симпатиям жителей города Владивостока в целом. Так, расхождения с общими показателями в ответах на вопрос “Вы за мэра или губернатора?” у читателей газеты “Владивосток” составляют 1,72 (у “Новостей” – 2,82, у “Приморья” – 4,97). Примерно такая картина и при анализе ответов на вопрос “За кого вы проголосуете на выборах мэра?”: “Владивосток” – 0,55, “Новости” – 1,53, “Приморье” – 1,86.
Результаты этого исследования лично меня удовлетворили: значит, политика газеты максимально соответствует настроениям читательской аудитории. А к этому всегда стремились журналисты “Владивостока”. В конце концов, мэры и губернаторы приходят и уходят, а газета и ее читатели остаются.
С сентября подписная цена станет вышеМы уже не раз предупреждали своих подписчиков: льготная редакционная (каталожная) цена на газету “Владивосток” установлена только на август. Уже с сентября полугодовая подписка и на весь комплект газеты, и на пятничную “толстушку” станет дороже на 6 рублей. Но стандартная цена подписки будет еще выше: редакция предупредила связистов, что с октября подписка может подорожать на 6 рублей. Поэтому я еще раз рекомендую нашим постоянным читателям оформить подписку до 1 сентября.
Кстати, “Владивосток” уверенно лидирует по подписке среди краевых газет. По оперативным данным связистов, на 20 августа нашу газету выписали уже 11468 приморцев. У “Новостей” выписано 5725 экз., у “Утра России” – 1580 экз.
Должен откровенно сказать, что мы с опаской начинали подписку на “толстушку” – боялись, что из-за низкой цены она обойдет основной выпуск “В”. Оказалось, что зря боялись. Ежедневный выпуск “В” уверенно опережает “толстушку”: 8455 против 3013 экз. Хотя в некоторых городах и районах подписчики предпочитают “толстушку” – в Находке, Лесозаводске, Уссурийске, в Хорольском и Красноармейском районах. Должен, кстати, напомнить, что традиционные призы редакции – 3 цветных телевизора - будут разыграны только среди подписчиков, выписавших полный комплект газеты на 6 месяцев.
И еще: по примеру центральных газет редакция “В” впервые установила отдельную подписную цену для предприятий и организаций: для юридических лиц полугодовая подписка на полный комплект “В” обойдется в 116,1 рубля, на пятничную “толстушку” - 48 рублей. Подписка для юридических лиц начнется с 1 сентября.
Автор: Валерий БАКШИН, главный редактор "В"