Сколько стоит смерть ребенка?
Почему судьи Приморского краевого суда игнорируют практику Верховного суда РФ
О гибели троих подростков на железнодорожных путях в поселке Новом Надеждинского района «В» рассказывал в одном из прошлогодних номеров. Напомним, что ЧП произошло 10 июня 2017 года на участке железной дороги, на 9246 километре перегона станций Амурский залив – Надеждинская, где маневровый тепловоз на полном ходу сбил четверых школьников. В результате трое детей погибли на месте, один ребенок остался инвалидом. Все потерпевшие учились в одной школе, расположенной в сотне метров от железной дороги.
Со дня кровавой драмы на рельсах прошло больше года, но, как выяснил наш корреспондент, точка в этой истории до сих пор не поставлена.
Хотят слишком много?
Как известно, по факту гибели подростков было возбуждено уголовное дело, но уже на другой день его прекратили ввиду отсутствия состава преступления. Для данной категории уголовных дел это норма.
В свою очередь, родственники детей обратились в суд с иском к ОАО «РЖД» как к владельцу железнодорожного полотна – источника повышенной опасности. На судебных заседаниях представители РЖД пытались, как рассказал «В» представитель родственников школьников адвокат Игорь Бредюк, переложить вину за случившееся на детей, которые бегали без присмотра родителей, поэтому сами виноваты. Хотя пострадавшие в силу своего возраста и в соответствии с положениями гражданского законодательства не могут быть виновными.
А также обвиняли родителей, которые, по словам представителей РЖД, не следили за своими отпрысками, в результате чего те оказались на рельсах и погибли. Оспаривая сумму возмещения морального вреда пострадавшим и их родственникам, они ссылались на судебную практику по аналогичным делам с минимальными компенсационными выплатами. Утверждая, что родители хотят слишком много получить за своих погибших наследников.
Суд Надеждинского района, как и районный прокурор, встал на сторону истцов и постановил выплатить компенсацию, которую пострадавшие заявили. Правда, выжившей девочке суд уменьшил сумму возмещения морального вреда, что, в принципе, ее опекунов (она воспитывается в семье своего дяди) устраивало.
Однако апелляционная инстанция Приморского краевого суда с этим решением не согласилась и почти в три раза урезала сумму, назначенную девочке-инвалиду. А опекунам и вовсе было отказано в возмещении морального вреда – он, по мнению служителей Фемиды, не был им причинен.
Родственники ребенка, который в тот день стал инвалидом, считают, что судебные инстанции подошли к их беде бесчеловечно и формально. Как писал «В», они провели много дней в «тысячекоечной» больнице, ухаживая за пострадавшей девочкой, ставшей для них родной. Денег на лекарства не хватало. В СМИ был даже объявлен сбор средств на лечение школьницы. Много средств ушло на реабилитацию ее здоровья.
Но данная позиция апелляционной инстанции Приморского краевого суда была поддержана краевым прокурором. Хотя его коллега из Надеждинского района в своем решении опирался на позицию и практику Верховного суда РФ по аналогичным ситуациям. Которые для прокуроров всех уровней, от районного до генерального, должны служить образцом при принятии решений в спорных ситуациях.
Дважды не снижают
По словам адвоката Игоря Бредюка, апелляционная инстанция не имела права уменьшать уже сниженную компенсацию, а также отказывать родственникам девочки-инвалида в ее получении исходя из силы закона и практики Верховного суда РФ. Поскольку суд Надеждинского района в своем решении подробно описал, в чем конкретно выразился моральный вред родственников пострадавшей. При этом данное решение было обосновано позицией Верховного суда РФ по аналогичным делам.
Ко всему, районный суд уже снизил изначально заявленный размер компенсации морального вреда, поэтому апелляционная инстанция не имела права снижать его второй раз без приведения новых обстоятельств, которые не учел суд первой инстанции. Это во-первых.
Во-вторых, согласно Определению Верховного суда РФ от 14 января 2011 года № 50-В10-5 родственники имеют право обращаться в суд за компенсацией морального вреда не только в случае смерти близкого человека, но и в случае причинения тяжкого вреда его здоровью.
А дети продолжают гибнуть
В конце июня 2017 года следователь, расследовавший гибель троих школьников на железнодорожных путях, вынес представление ОАО «РЖД» об установлении металлических ограждений на месте трагедии в поселке Новом, чтобы не было других жертв. Не забывайте, что рядом школа.
На календаре середина сентября 2018 года, но ограждающие леера до сих пор не установлены. Поэтому велика вероятность, что дети опять будут пересекать железнодорожные пути, рискуя своими жизнями, поскольку пешеходный переход на данном участке перегона отсутствует. Между тем судьи Приморского краевого суда почему-то не заметили неисполнения ОАО «РЖД» представления следователя. Зато скрупулезно подсчитали сумму компенсации морального вреда, присужденную ребенку-инвалиду, посчитав ее чрезмерно высокой.
По мнению адвоката Бредюка, аналогичные трагедии будут продолжаться до тех пор, пока суммы компенсационных выплат в возмещение вреда жизни и здоровью будут копеечными. Железнодорожникам дешевле выплатить деньги, чем строить пешеходные переходы или возводить металлические ограждения железнодорожных путей...
По дикому стечению обстоятельств ровно через год после гибели троих подростков в поселке Новом аналогичная трагедия произошла между станциями Раздольное и Кипарисово. Здесь на 9220 километре железной дороги грузовой состав сбил 12-летнего школьника, перебегавшего пути перед поездом. Вместе с ним было двое приятелей на велосипедах, но они успели проскочить, а он – нет.
Всего же в текущем году (с 1 января по 17 сентября) на железнодорожных путях в Приморье травмировано 22 человека, из них 11 погибли, в том числе один ребенок. В местах, где произошли эти ЧП, также не было ни пешеходных переходов через рельсы, ни леерных ограждений.
От редакции. Понятно, что за подростками уследить трудно, практически невозможно, особенно когда родители работают. Но, мамы и папы, давайте все же разъяснять своим отпрыскам, что движущийся поезд не объедет и быстро не остановится. Он задавит…
Автор: Сергей КОЖИН