К СПВ и ТОР присоединится САР

Новая аббревиатура в экономической истории Приморья: на острове Русском появится специальный административный район

19 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4399 (6104) от 19 сент. 2018

Дальний Восток, и Приморье в частности, становится широким полем для экономических экспериментов. Здесь апробируются практически все новые налоговые режимы и производится их наладка под потребителя. Еще не успели толком проявиться результаты территории опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), как к ним присоединяется новая аббревиатура – САР. То есть специальный административный район. Иными словами, офшор.

«Мы не «банановая республика», чтобы торговать лазейками для граждан других стран»

«Если у рыбной деревушки получилось стать мировым финансовым центром, может быть, и у нас получится...»

Этой теме, а также созданию во Владивостоке финансового центра была посвящена дискуссионная панель «Финансовый центр и офшор на Дальнем Востоке», проведенная в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке.

Спецрайон – история не про льготы

В начале экспертного разговора модератор сессии Максим Филимонов, главный редактор информационного агентства «ТАСС», сообщил, что закон о создании САР на острове Русском пока не до конца изучен. Он был подписан президентом России Владимиром Путиным чуть более месяца назад.

– Все мы знаем, что история создания офшорных зон в российских регионах имеет давнюю и не очень простую историю, – отметил он. – Многие регионы предоставляли инвесторам специальные льготы (Калмыкия, Монголия), а потом долго отучали предпринимателей от привычки платить налоги по особенному порядку. 

Однако Максим Орешкин, министр экономического развития Российской Федерации, подчеркнул, что специальный административный район – это история не про льготы.

– Если посмотреть на профильные законодательные акты, принятые президентом, там ничего не говорится о налоговых историях, о потерях для бюджета, – отметил министр. – Говорится о другом. Компании, которые сейчас расположены на Кипре и в других офшорах, платят установленный уровень налогов. И все, что планируется, это перенос их в российскую юрисдикцию с сохранением тех налоговых режимов, которые там есть. 

По словам Орешкина, на данный момент изменено корпоративное законодательство России. В нем закреплено понятие «международная компания» и возможность редомициляции, то есть обозначенного выше перехода из юрисдикции в юрисдикцию. 

– Мы долго говорили о деофшоризации (возвращении российских компаний из офшоров в Россию. – Прим. авт.), – продолжил министр. – Она была возможна только при условии закрытия бизнеса в одной стране и создания нового в России. Это несло серьезные издержки для компаний. Если компанию закрываешь, то ты должен все долги погасить, все уплатить, направить средства на открытие нового бизнеса. Сейчас мы от этого ушли. Корпорация переносится из одной юрисдикции в другую, сохраняя налоговые условия. Мы собираемся двигаться дальше. Здесь вопросы и технологического, и другого регулирования. Нет желания создать какие-то «дыры», в которые могут вылетать средства с точки зрения финансовых и налоговых потоков. Но важно создать удобные условия для развития бизнеса. 

Триллион в уме 

По словам Чоу Лолетт, руководителя глобальной практики EY (одна из крупнейших аудиторских компаний мира), создание САР открывает большие возможности для иностранных инвесторов.

«Все новые инвестиционные проекты требуют триллионы долларов. С точки зрения глобальной инфраструктуры с 2019-го по 2040 год Россия нам предоставит такие возможности, которые могут измеряться суммой 1,6 трлн долларов, – сообщил эксперт. – Это касается и финансирования проектов, и финансирования экологических проектов, так называемых зеленых проектов. Инвестиции будут поступать не только от китайского правительства. Будут задействованы различные формы: и государственно-частное партнерство, и другие модели. С точки зрения финансирования и финансовых центров вы занимаете очень хорошую позицию с другими возрождающимися финансовыми центрами. Будет ли популярен специальный административный район у инвесторов, рассказал Алексей Чекунков, генеральный директор АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

– У нас пока нет такого количества сервисов и удобств, как в Гонконге, – отметил он. – Но мы можем соревноваться с ним в применении современных технологий и подходов. Напомню, что Гонконг когда-то был рыбачьей деревушкой. И по размеру он даже на 20 квадратных километров меньше, чем остров Русский. Если у рыбной деревушки получилось стать мировым финансовым центром, может быть, и у нас получится. Подчеркну, что финансовый центр – это Нью-Йорк, Лондон и Сингапур. Мы пока еще не там. А офшор – это Карибские острова, может быть, Мальта. Надеемся, что там мы тоже никогда не будем. Мы не «банановая республика», у нас более диверсифицированная экономика, чтобы просто торговать лазейками для граждан других стран, которые пытаются не показываться своим налоговым властям. У нас есть возможность применять здесь новые и прогрессивные инструменты. 

В этом плане резонансным стало обсуждение создания в рамках САР биржи цифровых финансовых активов. Иными словами, обсуждали возможность торговать на Русском криптовалютами, биткойнами.

– Криптовалюты – это одиозная тема, – отметил Алексей Чекунков. – Честно признаюсь: я биткойн считаю пирамидой, которая зря прожигает электричество. Но сама технология криптовалюты – блокчейн – полезна. Тот же Сингапур, подхватив эту технологию, сделал в прошлом году 53 ICO (первичное размещение криптовалют на рынке) на общую сумму более миллиарда долларов. А в целом этот рынок составил 500 размещений на сумму свыше 14 миллиардов долларов. Обидно, что российские специалисты были у истоков этого движения, но мы в нем не участвуем. Решили, что риски перевешивают возможности. Я не согласен. Я считаю, что здесь возможности перевешивают риски. Перед нами пример США, которые сначала достаточно благосклонно смотрели на эту отрасль. Там сформировались крупные компании, миллиарды долларов пошли в индустрию блокчейна. Потом государство стало закручивать регуляторные гайки. Что в итоге? Команды программистов, финансистов, предпринимателей сформировались и остались в Штатах. Сидят в Калифорнии, зарабатывают деньги, платят налоги. А юридически они свои структуры выталкивают в другие юрисдикции, которые более благосклонно смотрят на эту отрасль. Они все хорошее себе оставили, а риски вытолкнули за границу. Прагматичный подход. Поэтому, наверное, надо разрешать эксперимент, а потом его в какие-то рамки заводить.

Разрыв между желанием и возможностями

Одновременно с САР в Приморье планируют создать финансовый центр. По сути, идея проекта заключается в привлечении во Владивосток крупнейших игроков финансового рынка – иностранных банков, страховых организаций, проектных и аудиторских структур. По словам экспертов, на данный момент рынок финансовых услуг на Дальнем Востоке недостаточно развит.

– Мы увидели впервые, что у нас возникает очень серьезный разрыв между уровнем развития деловой активности на Дальнем Востоке и уровнем развития финансового рынка, – считает Александр Крутиков, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока. – Если посмотреть на то, как выглядит финансовый рынок на Дальнем Востоке, то это полное отсутствие конкуренции. Почти все кредитные услуги приходятся на три госбанка, уровень проникновения кредитных продуктов для компаний, для физических лиц, уровень проникновения страховых продуктов – по этим всем показателям мы занимаем последнее место в Российской Федерации. Вместе с тем всем инвесторам, которые приходят на Дальний Восток, не только российским, но и иностранным, нужен доступ к качественным финансовым услугам, к квалифицированным услугам проектного консультирования, чего на Дальнем Востоке просто нет. 

По словам замминистра, для развития финансовой сферы необходимо создать для кредитных организаций в Приморье такие же условия, как для резидентов ТОР и СПВ. Сейчас компании, предоставляющие финансовые услуги, не могут стать резидентами льготных режимов. Они исключены из закона о СПВ и ТОР. В правительстве России планируют скорректировать профильные законы таким образом, чтобы дополнить виды деятельности резидентов финансовыми услугами. При этом для филиалов банков и страховых компаний-резидентов будут обозначены условия: они смогут кредитовать только иностранные компании.

– Для нас очень важно, чтобы те инвестиции, которые будут приходить в САР, имели прикладное значение и могли приносить пользу как для острова Русского, так и в целом для Дальнего Востока и для страны, – сообщил Денис Тихонов, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока». – Чтобы инвесторы могли вкладывать свои инвестиции на территории острова Русского, мы сейчас рассматриваем вариант получения ими или их филиалами статуса резидента свободного порта. Также в рамках финансового центра планируется создание независимого финансового регулятора для резидентов свободного порта Владивосток.

«Это делается для упрощения доступа инвесторов к инструментам небанковского финансирования и создания в системе управления свободным портом Владивосток независимого финансового регулятора, который бы обеспечивал доступ резидентов в финансовый центр и надзор за их деятельностью», – продолжил Александр Крутиков.

Инвесторский суд

В далекой перспективе, как обозначили эксперты, находится создание на острове Русском специального инвестиционного суда.

– Мы задумываемся о специализированном государственном суде, который бы быстро и эффективно рассматривал споры, связанные с деятельностью ТОР, СПВ и САР, – сообщила Елена Авакян, советник одного из крупнейших адвокатских бюро России. – Мы предлагаем сформировать суд за счет лиц, имеющих огромный опыт и имя в области инвестиционного права, инвестиционных технологий. Мы предлагаем отобрать людей, которые уже сформировали собственную карьеру в финансовом секторе, привлекать профессионалов рынка. Базовая основа этого суда – электронное правосудие.

Как отметила докладчик, специальный инвестиционный суд сможет взять на себя не только административные и экономические, но и уголовные дела. Однако, по словам экспертов, данный процесс требует изменения основополагающих законодательных документов России и является предметом далекого будущего.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ