Мы хотим, шофер, чтоб тебе повезло

В России вновь меняют правила игры для автомобилистов

5 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4391 (6096) от 5 сент. 2018

Наших водителей не удивишь постоянными новостями об очередных изменениях в ПДД или внесении поправок в законы, влияющие на владельцев авто или связанного с машинами бизнеса. Тем не менее лучше знать «противника», то есть новые законы, в лицо, чтобы не иметь серьезных проблем и штрафов.

С наступлением осени (а также после Нового года) в законодательство вносится несколько серьезных изменений, напрямую касающихся автомобилистов.

Видеокамерам расширят полномочия

За наличием техосмотра (ТО) будут следить тщательнее, а за его отсутствие – карать рублем. Рублем же поплатится и оператор ТО за выдачу поддельного документа. Такие изменения в Кодекс об административных правонарушениях внесло в Госдуму правительство, сообщает «Российская газета».

Прежде всего поправки отразятся на рядовых автомобилистах. Так, всем владельцам машин возрастом от 3 до 7 лет надо будет проходить техосмотр раз в два года. На машины старше 7 лет диагностическую карту необходимо получать раз в год. За управление автомобилем, на который не была оформлена диагностическая карта, будет грозить штраф 2 тысячи рублей. Штраф этот будет выписываться в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации. Причем «прилетать» новый штраф будет раз в сутки (как и штраф за отсутствие полиса ОСАГО), так что траты нарушителям предстоят серьезные.

Напомним, что до этого штраф для частников за отсутствие ТО не был предусмотрен. Наказать можно было только перевозчиков пассажиров и грузов на сумму от 500 до 800 рублей. 

По мнению заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергея Ефремова, сегодня многие автомобилисты хитрят и не проходят ТО регулярно, как полагается по закону. Дело в том, что наличие диагностической карты проверяют только при оформлении полиса ОСАГО. Таким образом, единожды получив документ у оператора ТО, можно без проблем два года оформлять страховку без бумажки – на пару дней раньше даты, когда истекает срок действия диагностической карты. И до следующего года ТО проходить не надо.

Процесс техосмотра теперь под колпаком

Сегодня не только водители-частники, но и крупные автохозяйства воспринимают диагностическую карту как обычный товар, который в порядке нормы продается и покупается – самостоятельно или напрямую в офисе страховщика. 

По данным «РГ», сейчас нередки ситуации, когда документ выдается без фактического осмотра авто. Например, пишет издание, подмосковный «КамАЗ» два раза в год получает диагностическую карту от оператора, который находится за Уралом. К сожалению, сейчас невозможно доказать, что весь автопарк компании на самом деле не проходил ТО. Однако с принятием поправок ситуация изменится: в КоАП появляются серьезные штрафы для операторов техосмотра.

Так, нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра будет грозить штрафом от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических – от 50 до 200 тысяч рублей. За оформление диагностической карты на машину, которая ТО не проходила или не прошла, должностным лицам будет грозить штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическим – от 100 до 300 тысяч.

За внесение сведений в информационную систему о прохождении ТО и выдаче диагностической карты в отношении автомобиля, который ТО не проходил, будет отвечать также и должностное лицо – штрафом от 5 до 10 тысяч рублей.

За повторное нарушение операторам техосмотра будет грозить повышенная ответственность. Для граждан – штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для юридических лиц – штраф от 300 до 500 тысяч. А должностным лицам за повторное нарушение будет грозить дисквалификация на срок от года до трех лет.

Кроме того, в Лету канут бумажные карты: все результаты ТО будут вноситься в базу ЕАИСТО в электронном виде. Никакого бумажного носителя на руки автовладельцам выдавать не планируется. Он просто будет не нужен, поскольку фиксироваться отсутствие техосмотра будет камерами фотовидеофиксации в автоматическом режиме из базы данных, а не инспектором при проверке документов.

Изменятся и правила проведения техосмотров. Теперь операторы будут обязаны проводить их под видеозапись – чтобы избежать возможной фальсификации. За внесение заведомо ложных данных в ЕАИСТО оператору будет грозить уголовная статья и до четырех лет принудительных работ. 

Новое авто показывать ГИБДД необязательно 

Есть среди потока нововведений и хорошие новости. Так, Госдума решила избавить автолюбителей от лишних очередей и разрешить регистрацию новых транспортных средств без посещения профильных подразделений ГИБДД.

Интересно, что впервые с такой инициативой в Госдуму обратились еще в 2011 году. Тут важно отметить, что дополнительные возможности регистрации появятся только у новых транспортных средств. Подержанные авто будут проходить процедуру регистрации по старинке. 

Итак, согласно принятому документу новые транспортные средства смогут ставить на учет не только регистрационные подразделения МВД, но и специализированные организации. К ним закон относит автодилеров.

Кроме того, обязанность изготавливать знаки новый закон возложил на частников. Госавтоинспекция будет только присваивать номер, а за знаком автовладелец должен будет ехать в другое аккредитованное место. Предельную стоимость изготовления знаков будет устанавливать ФАС.

Еще одно изменение отрежет путь ушлым автовладельцам, переписывающим машины на несовершеннолетних детей ради ухода от оплаты штрафов. Отныне такой фокус не пройдет. 

Сбил, сбежал – в тюрьму

Еще один проект закона, внесенный в Госдуму, устранит серьезный пробел в законодательстве, позволявший водителям уходить от уголовной ответственности. Речь идет о введении уголовного наказания за оставление водителем места ДТП с пострадавшими.

Как напоминает «РГ», сейчас пьяным лихачам выгоднее сбегать с места аварии. Дело в том, что существующий на сегодняшний день недочет позволяет наказывать скрывшихся с места ДТП только по Административному кодексу, тогда как совершение аварии в состоянии алкогольного опьянения – уголовно наказуемое преступление. Выбор законодателя очевиден.

Когда закон будет принят, скрывшихся с места аварии водителей станут привлекать к уголовной ответственности. Таким образом, водителям, сбежавшим с места ДТП, в котором ее участникам был причинен тяжкий вред здоровью, будет грозить наказание в виде принудительных работ на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 4 лет. Водителям, покинувшим место ДТП, в котором погиб человек, будет грозить лишение свободы на срок от 2 до 7 лет. А за смерть двух или более лиц будет предусмотрено от 4 до 9 лет колонии.

В законопроекте разграничиваются понятия «водители в состоянии опьянения» и «водители, скрывшиеся с места ДТП». Это означает, что уголовное наказание будет грозить даже трезвым автолюбителям, скрывшимся с места серьезных аварий.

Оформление европротокола упростили

Упрощенная схема оформления ДТП – так называемый европротокол – была создана для сокращения времени оформления незначительных аварий с суммой ущерба до 100 тысяч рублей. Российский союз автостраховщиков решил помочь водителям еще больше, выпустив мобильное приложение.

Программа для смартфонов называется «ДТП.Европротокол». С ее помощью можно оформить все необходимые для страховой компании документы, включая фотоматериалы, подтверждающие факт повреждения транспортных средств. Приложение доступно для скачивания в AppStore или GooglePlay.

После установки приложения на телефон необходимо будет пройти процедуру регистрации: придумать и ввести свой логин, пароль, получить код подтверждения, ввести данные по своему полису ОСАГО и автомобилю, получить подтверждение данных из автоматизированной информационной системы ОСАГО. Поскольку это занимает некоторое время, то лучше сделать это заблаговременно, чтобы в экстренной ситуации на месте ДТП (не дай бог этого никому, конечно) в состоянии стресса не тратить времени на процедуру регистрации.

Если вы попали в ДТП, которое можно оформить по европротоколу, следует использовать программу. Но для начала по старинке написать извещения о ДТП на бумаге.

– Необходимо включить мобильное приложение, авторизоваться (при этом система попросит вас подтвердить актуальные данные по полису ОСАГО) и приступать к фиксации данных о ДТП. Выбираете поврежденные детали авто из списка и далее следуете подсказкам мобильного приложения о фотографировании этих деталей крупным или общим планом, о фотографировании общей картины в ДТП с разных ракурсов, – дал рекомендации по пользованию приложением президент РСА Игорь Юргенс.

Когда все необходимые поля будут заполнены, система отправит данные в базу ОСАГО и присвоит номер события. А дальше – путь к страховщику.

По словам Игоря Юргенса, использовать при оформлении европротокола приложение водителям выгоднее.

– Данные в мобильном приложении защищены, и никто не сможет их подделать, чтобы получить деньги за ДТП, которого не было. А вот свободно копируемые картинки от мошенников не защищены, и страховщики хотят уменьшить риск выплаты по поддельным данным, – пояснил глава РСА.

ОСАГО снова подорожает 

Напомним еще раз: с 1 сентября установленные на дорогах видеокамеры начнут отслеживать отсутствие не только техосмотра, но и полиса ОСАГО. Нарушителям, уличенным в отсутствии страховки, грозит штраф в размере 800 рублей. Правда, снова повторимся, пока выписывать его автовладельцу смогут не чаще одного раза в день.

Одновременно подорожает и сам полис обязательного автострахования: еще весной 2018-го в Центробанке объявили, что планируют расширить тарифный коридор на 20 % – это коснется как максимального (он вырастет с 4,1 тысячи рублей до 4,9 тысячи), так и минимального порога (он еще уменьшится – с 3,4 тысячи рублей до 2,7 тысячи). Однако в итоге такие меры все равно приведут к подорожанию. Средняя стоимость полиса вырастет с текущих 5,8 тысячи рублей до 7 тысяч.

Сложнее станет и сама система подсчетов – в рамках реформирования всей системы ОСАГО теперь вводится целых 50 категорий, по которым водителей распределяют в зависимости от возраста и стажа. До сих пор их было пять.

Автор: Анна МИРОНОВА