Стряхнуть с фасадов шелуху времени
Две новые выставки открылись в минувшие выходные в муниципальном центре современного искусства «Артэтаж».
О любви к Родине без пафоса
Первая – выставка целой группы художников из Центральной России «Точки пересечения».
– Ольга Душечкина, Владимир Фомичев, Анатолий Власов и другие художники, объединенные общими творческими принципами, постоянно выезжают в города России, чтобы поработать на пленэре и показать свое творчество, – рассказывает директор «Артэтажа» Александр Городний. – Владимир Фомичев родом из подмосковного города Раменское, самый опытный в группе художник. Его творчество основано на традициях эпохи Возрождения, великолепный рисовальщик, живописец, философ. От его картин веет силой, мощью, выверенной формой.
Ольга Душечкина – художник из Орла, мастер яркий и самобытный. Ее образы живые, они сотканы из света и цвета. Ольга работает стремительно, пишет а-ля прима (то есть в один присест, сразу, без исправлений и дорисовки), она всегда в пути, ей всегда нужна новая натура.
Живописец из Сергиева Посада Анатолий Власов предан своему родному городу с его богатейшей историей и культурными традициями. Объекты и виды, которые избирает Анатолий, хорошо знакомы и дороги каждому русскому человеку, но на его картинах они не становятся банальными достопримечательностями. Его патриотизм не бьет в фанфары, он лишен ложного пафоса, он негромкий, лиричный, настоящий.
Алексей Миронов родом из Москвы. У него свой особый взгляд на мир, ему, кажется, чуждо все безобразное, суетное, тщетное. От его пейзажей веет спокойствием и безмятежностью.
Владимир Потемкин родился в городе Хотьково Московской области, он живописец и график. Ему подвластны портрет, пейзаж, натюрморт, композиция, он – виртуоз своего дела, человек-оркестр.
Лариса Кучеренко, создатель и вдохновитель арт-проекта «Точки пересечения», родом из Владивостока и, пожалуй, самый тонкий и лирический живописец в этом творческом союзе. В какие бы сочные краски она ни наряжала свои натюрморты, они всегда остаются поэтичными; какие бы сложные фактуры не создавала, ее композиции выглядят лаконично и элегантно. Обаяние живописи Ларисы именно в тонком балансе, в соразмерности всех элементов как по отношению друг к другу, так и к общему замыслу.
– Несмотря на широкий диапазон палитры всех участников проекта, у них есть те самые точки пересечения – географические, личные, мировоззренческие, – говорит куратор проекта Полина Токмачева. – Все они верят, что места способны передавать человеку нечто сокровенное и почва, на которой мы произрастаем, внушает нам любимые темы, художественные предрасположенности, образ мысли. Эти художники не кричат о любви к Родине, но говорят о ней нежно, искренне, на всем понятном языке.
Раскрыть душу новым впечатлениям
Вторая выставка «Семиозис: в поисках смысла» – персональная. Ее автор – венгр, выросший в Швейцарии, а ныне живущий в Новой Зеландии Петр Панецки.
О своей выставке Петр говорит так: «Вселенная предстает перед нами как огромная книга с неограниченным запасом слов. В детстве, в начале жизненного пути все вещи кажутся нам загадочными, удивительными и заманчивыми, но, взрослея, мы начинаем просеивать окружающий мир через сито условностей. Мы разносим вещи по категориям, даем им названия, и окружающий мир начинает терять свои изначальные, удивительные свойства, становясь в наших глазах ничем не примечательным и обыденным.
Искусство же позволяет нам вернуть бесхитростный, незамутненный взгляд на предметы и явления и чистоту по-детски наивного миросозерцания, а также помогает очистить вещи от шелухи повседневности.
Что и произошло со мной, когда мне, как художнику, представился прекрасный случай поработать в течение трех месяцев вдали от Новой Зеландии и затем выставить свои работы в музее современного искусства «Артэтаж». Я ехал во Владивосток, откинув в сторону предвзятости и раскрыв душу новым впечатлениям, не зная русского языка и лишь с начальными познаниями в кириллице. По приезде я очутился в неизведанном для себя мире – до определенной степени знакомом, но все же полном чудесных открытий. Совершенно внезапно я оказался погружен в духовную среду, к которой меня ранее неизменно влекло, поскольку я восхищаюсь русской литературой, музыкой, кинематографом и так называемой русской душой, которая, как выяснилось, близка по духу моей собственной душе. Таким образом через несколько недель пребывания во Владивостоке город стал для меня сродни родному дому.
Если вы спросите меня, чем же я здесь занимался, то отвечу, что превратился в подобие археолога. Я подбирал предметы из канувших в Лету, впивался взором в облупленные фасады зданий, в стены, покрытые надписями и рисунками уличных художников. И все это для одной-единственной цели – создания композиций из предметов повседневного обихода. Я пытался поставить себя на место людей, кто пользовался данными вещами, но и одновременно старался выявить свое личное к ним отношение».
Автор: Отдел новостей «В»