О чем говорят свидетели обвинения
Все, кто интересуется процессом по делу Игоря Пушкарева, теперь могут ознакомиться со стенограммами судебных заседаний.
Тверской суд Москвы продолжает рассматривать дело экс-главы Владивостока Игоря Пушкарева, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего холдинг «Востокцемент» Андрея Пушкарева. На данном этапе процесса показания дают свидетели, заявленные стороной обвинения. Стенограммы заседаний начали публиковаться на сайте в поддержку Игоря Пушкарева.
Прозрачный суд
Экс-глава Владивостока принял решение публиковать стенограммы допросов свидетелей на своем сайте https://igor-pushkarev.com. Игорь Пушкарев подчеркнул, что ему нечего скрывать, он всегда был честен и откровенен с судом, следствием, а самое главное – с людьми, которые следят за развитием его дела.
«В нашем деле 91 свидетель. 56 человек со стороны обвинения и 35 со стороны защиты, – отметил экс-мэр на своей официальной странице в соцсети. – Но это совершенно не означает, что все это разные люди. Иногда свидетели обвинения также являются и свидетелями защиты. В нашем случае таких большинство.
Интересно, как один человек может давать показания, свидетельствующие о виновности, а в другой раз – о невиновности? Поэтому я принял решение о публикации стенограмм допроса, чтобы каждый человек мог своими глазами увидеть, что нет никаких показаний свидетелей, даже намекающих на нашу вину в одном из трех обвинений: ни в коммерческом подкупе, ни в злоупотреблении полномочиями, ни во взятке. Доказательств этим трем обвинениям нет, потому что ничего такого не было. Мы одной большой командой работали на результат, на исполнение поручения президента по подготовке к саммиту АТЭС-2012.
Получается настоящий театр абсурда, на котором свидетели обвинения дают показания, доказывающие невиновность. Люди досконально рассказывают все о решениях, которые принимались несколько лет назад, называя совершенно конкретные данные и цифры, рассказывая все факты о своей работе, работе своих коллег, о внутренних процедурах и даже больше».
Кого допросили
Свидетелями обвинения выступают люди, которые в разное время работали с обвиняемыми: это представители городской администрации, сотрудники «Востокцемента» и МУПВ «Дороги Владивостока». На вопросы суда ответили вице-мэр Леонид Вильчинский, директор Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» Александр Зубрицкий, директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Александр Коршенко, два бывших директора МУПВ Павел Демичев и Александр Гуснов, член Союза писателей России Сергей Шишков, руководитель одного из отделов управления и благоустройства администрации Владивостока Марина Мань, управляющий ООО «ДВ-Цемент» Оксана Кожаева, заместитель генерального директора по безопасности ГК «Востокцемент» Константин Ломакин и многие другие.
На торги влиял рынок, а не мэр
Гособвинителя интересуют принципы формирования и размещения муниципальных заказов, участие МУПВ «Дороги Владивостока» в аукционах, работа предприятия в рамках контрактов с администрацией города, взаимодействие с «Востокцементом».
Так, у бывшего специалиста управления размещения муниципальных заказов Людмилы Колчиной прокурор интересовался, как, будучи главой Владивостока, Игорь Пушкарев мог влиять на процесс закупок.
– Торги были исключительно в электронном виде, никаких личных контактов, уникальных или специальных требований к компаниям-участникам не было. Только типовая документация, предусмотренная законодательством, и единый ко всем подход, – заявила Людмила Колчина. – Ни Игорь Пушкарев, ни Андрей Лушников, ни кто-либо другой повлиять на процесс закупок никак не мог. Я даже ни с кем из них не была знакома и не общалась.
На предусмотренную законодательством электронную форму аукционов указал и Александр Коршенко, ранее возглавлявший управление дорог и благоустройства администрации города. Он напомнил, что «Дороги Владивостока» выходили на торги наряду с другими городскими компаниями. Муниципальное предприятие имело хороший парк разной спецтехники, там трудились квалифицированные инженеры, другие специалисты и рабочие, поэтому МУПВ могло претендовать на муниципальные заказы как на строительство и ремонт магистралей, так и на благоустройство городских территорий.
Вместе с тем МУПВ не являлось победителем даже половины городских аукционов на муниципальные заказы.
– Они точно не выигрывали 100 процентов контрактов, даже не 50, – сообщил Александр Коршенко. – Участников торгов было много. Игорь Пушкарев никак не мог продвигать МУПВ при заключении контрактов, он не входил в состав аукционной комиссии. Мне Игорь Сергеевич тоже не давал указаний, как работать. Работа была выстроена мною так, что проверки предприятий, работавших по исполнению контрактов, были постоянными. В том числе проверяли и МУПВ. Претензии были, но они оперативно устранялись.
В первую очередь – законность
Еще один свидетель обвинения, Леонид Вильчинский, отвечая на вопросы суда, рассказал о том, каких принципов в работе придерживался Игорь Пушкарев.
– Игорь Сергеевич всегда подчеркивал, что все должно быть в рамках закона, – сказал Вильчинский. – С целью повышения производительности и общей организации работ почти каждую неделю мы проводили совещания с организациями, работавшими на площадках города. Что касается МУПВ, то каждый месяц мы собирали балансовую комиссию, инспектировали ресурсы, спецтехнику, которая всегда соответствовала заявленным работам. Кроме того, глава города старался внедрять и применять на объектах современные асфальтобетонные материалы. Глава вникал во все вопросы, изучал их и давал необходимые поручения по ходу выполнения работ.
Практически всем сотрудникам «Дорог Владивостока», бывшим и действующим, задавался вопрос, почему МУПВ приобретало стройматериалы у «Востокцемента». Свидетели отмечали сразу несколько аспектов в пользу взаимодействия с холдингом.
– У них были самые низкие цены: мы делали мониторинг стоимости материалов, включая такие предприятия, как «Примавтодор», «Комбинат строительных материалов», щебеночный завод в Сибирцево и другие. Потом – удобная логистика: предприятия «Востокцемента» находятся в городе. Кроме того, в отличие от других компаний «Востокцемент» был готов поставлять материалы без предоплаты, – рассказал Александр Гуснов, возглавлявший МУПВ в 2010–2011 годах.
После того как все свидетели ответят на вопросы суда, начнется процедура прения сторон. Она и станет завершающим этапом процесса – после прений будет вынесен приговор.
Автор: Евгений СИДОРОВ