Колеса мыть, шины убрать, лошадей в центр не водить
В столице Приморья принят кодекс благоустройства
Владивостоку предстоит освободиться от неправильных ларьков и осветить таблички на домах. А горожанам – научиться убирать за своими питомцами на улице
Собственные Правила благоустройства появились в приморской столице. 17 августа вступил в силу муниципальный правовой акт (МПА), законодательно закрепивший нормы, которые отныне будут регламентировать все стороны городской жизни. Специалисты сходятся во мнении: документ получился уникальный, не имеющий аналогов в истории города.
«Новые правила – это как новая обувь, с которой нужно пожить: вдруг со временем выяснится, что она натирает?»
«Любой неравнодушный гражданин, видя нарушение и зная, что за него предусмотрена ответственность, может обратиться в администрацию города, приложив фото либо иные доказательства»
Акты, определяющие нормы городского быта, разумеется, были и раньше. До 2016 года – муниципальные санитарные нормы. Затем их сменили краевые правила благоустройства, общие для Владивостока, Артема, Надеждинского и Шкотовского районов. Но они определяли аспекты именно благоустройства, то есть обустройства придомовых территорий и дорог.
– В декабре 2017 года были внесены изменения в 131-ФЗ, согласно которым принятие муниципальных правил благоустройства становится компетенцией представительных органов муниципальных образований, – поясняет один из разработчиков документа, начальник отдела экспертизы правовых актов правового управления администрации города Наталья Лискина. – В нашем случае речь идет о городской думе. Также благодаря изменениям в федеральном законодательстве краевые нормы стали нелегитимными и в феврале этого года были отменены.
Тогда же началась и работа специалистов администрации города над новыми правилами.
Итоговый документ – это 16 тематических разделов (всего их 20), регулирующих практически все направления жизни города: его архитектурный облик, требования к общественным местам и зонам отдыха, организация освещения территории, размещение и содержание детских и спортивных площадок, озеленение, требования к проведению земляных работ, проведение городских праздников, разумеется, само благоустройство и многое другое.
– К слову, перечень разделов также прописывает федеральный закон, именно на этот перечень мы и ориентировались, разрабатывая структуру правил, – отмечает юрист. – До сих пор все эти направления регулировали отдельные МПА, которые мы постарались совместить в новом документе.
– До принятия городской думой в первом чтении проект правил прошел пять заседаний комитета по городскому хозяйству, – рассказывает председатель комитета Наталья Войновская. – На каждом из них присутствовали представители общественности, бизнеса. И каждое заседание проходило в дебатах, бурных обсуждениях. Мы изрядно поломали копья, когда работали над разделом «Озеленение», когда обсуждали требования к внешнему виду фасадов, требования к установке нестационарных торговых объектов – ларьков и пит-стопов, торговых палаток. Много было внесено поправок и по результатам публичных слушаний. Я хочу сказать: до сих пор ни один муниципальный документ так широко и активно не обсуждался. Это действительно результат работы многих – специалистов управлений администрации города, депутатов и, конечно, самих горожан.
– Было много споров по поводу формулировок отдельных пунктов – мы стремились к тому, чтобы правила были прописаны максимально четко, для того чтобы избежать двоякого толкования. Постарались максимально сократить отсылочные нормы – вся необходимая информация должна быть изложена именно в правилах, – дополняет Наталья Лискина.
Отметим, что, хотя правила вступили в силу и официально считаются действующими, будет создана рабочая группа из депутатов и специалистов мэрии, которая продолжит работу над их содержанием с целью дальнейшего совершенствования документа.
Итак, какие же изменения внесли новые Правила благоустройства в жизнь нашего города?
Лошадям закроют центр
Один из первых разделов правил посвящен, конечно же, непосредственно благоустройству. Наряду с вполне очевидными и ранее существовавшими табу (например, с запретом на самовольную установку или уничтожение ограждений, опор освещения, малых архитектурных форм (МАФ), на сжигание листвы на территории города, на сброс жидких бытовых отходов от объектов торговли в кюветы, на газоны и откосы) появился новый перечень запретов.
Например, правилами запрещен выгул животных – и домашних, и диких (а лошади и вовсе прописаны отдельно) – в не установленных для этих целей местах (в частности, среди зеленых насаждений). Что касается лошадей, в перечень не предназначенных для их выгула мест, скорее всего, войдут центральные улицы города.
Другое обязательное правило: выгуливая своих животных в общественных местах, вы обязаны убирать за ними продукты их жизнедеятельности.
Еще одно нововведение: документ уделяет особое внимание покрытию пешеходных дорожек в зонах отдыха – обязательно твердое покрытие (материалы любые, кроме щебня и бетона).
Большое внимание также уделено пляжам. Теперь помимо санитарных комнат (туалета, душевых), спасательного поста, кабинок для переодевания и информационных стендов каждый официально действующий пляж должен быть оснащен медпунктом – отдельным помещением с естественным освещением, меблированный столом, тремя стульями и топчаном (кушеткой). Также пляжи должны быть оборудованы питьевыми фонтанчиками, автостоянками, специальными местами для курения на открытом воздухе, местами для выгула домашних животных, комнатой матери и ребенка.
Старым шинам от ворот поворот
Другое нововведение было предложено самими горожанами во время публичных слушаний – запрет на использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения и МАФов. Главные аргументы против использования бэушной авторезины для украшения придомовых территорий: это некрасиво и вредно. Спорить с этим мнением сложно, поэтому разработчики проекта и депутаты поддержали инициативу горожан.
Стоит иметь в виду: запрет этот коснется не только тех, кто только планировал в будущем украсить свои дворы шинами. Авторезину предстоит убрать и тем, кто уже использовал ее в качестве декора клумб и детских площадок. У горожан есть переходный период – год, за это время они должны привести свои дворы в порядок.
Куда девать использованные шины – сложный вопрос, его еще предстоит решать. Спецзавод № 1 на утилизацию их не принимает (просто потому, что у предприятия нет лицензии на этот вид деятельности). Единственный пункт приема использованной авторезины находится в Артеме (можно, конечно, и по соседству найти шиномонтаж, который за плату транспортирует шины в Артем).
Кондиционер – по согласованию
Одна из задач, которую поставили себе разработчики документа, – сократить для горожан количество согласований при решении самых разных задач. Однако раздел «Требования к внешнему виду фасадов…» стал исключением. В вопросах сохранности исторической части города без согласований не обойтись.
В частности, устанавливая новые оконные блоки, горожане должны ориентироваться на внешний вид и техническое состояние фасада, дабы их конфигурация и цвет не диссонировали с общим видом здания. Размещение кондиционеров, спутниковых антенн на домах, выходящих на морской фасад или гостевой маршрут, также необходимо согласовывать с городским управлением градостроительства и архитектуры. Особенно если речь идет об архитектурных памятниках или исторических зданиях.
Остановки, свободные от торговли
Правила благоустройства ожидаемо затронули и формат уличной торговли. В частности, появился запрет на вынос холодильного оборудования за пределы магазинов. Теперь на городских улицах останутся автоматы с газировкой, прилавки с мороженым – и, пожалуй, все. Уже привычные глазу холодильники-витрины с напитками, установленные по соседству с киосками, по всей вероятности, будут убраны.
Будет пересматриваться и схема размещения иных нестационарных торговых объектов (НТО) – ларьков, пит-стопов, «пянсешек». Введен запрет на их установку в местах прохода пешеходов в зоне улично-дорожной сети (с тем, чтобы автомобиль, остановленный гражданином, желающим купить пирожок, не мешал движению). Нет, подобные торговые точки не запретили вовсе, они просто не должны нарушать безопасность движения и быть удобно расположенными для людей.
– Краевой законодатель дал нам возможность самостоятельно регулировать требования к внешнему виду НТО и устанавливать дополнительные требования. Чем мы и воспользовались, добавив свои запреты к тем, что уже есть в краевом законодательстве. В частности, это касается расположения НТО вблизи детских образовательных учреждений, в районе остановок – в заездных карманах, а также на месте ожидания транспорта. Впрочем, если площадь остановки допускает размещение ларьков и киосков, в этом случае запретов нет. Главное, чтобы НТО не нарушал безопасности дорожного движения и не мешал проходу пешеходов, – поясняет Наталья Лискина. – Хочу отметить, что все предложенные нами нормы довольно гибкие. С каждым пунктом мы разбирались отдельно, и, если общественность представляла нам контраргументы, мы сообща искали компромисс, с тем чтобы защитить интересы граждан и не обидеть бизнес.
Планируется также разработать для НТО единый дизайн-код – для того чтобы нестационарная уличная торговля вписалась в городскую среду без архитектурных потерь.
Озеленение с уведомлением
– Самые большие споры проходили по поводу шестого раздела – «Озеленение». В прежнем «озеленительном» МПА, который регулировал посадки, обрезку и порубку, были прописаны запреты практически на все, поэтому мы постарались сделать этот раздел правил более реалистичным, – рассказывает Наталья Войновская. – Например, мы все прекрасно знаем, что наши соседки-бабушки каждую весну высаживают в наших же дворах цветы. Разумеется, без всяких разрешений и согласований, которые до сих пор, однако, требовались. Сейчас прямой запрет на высадку убрали. Исключением может быть тот случай, если горожане решили организовать новый сквер или заново засадить деревьями и кустарниками какой-то участок. Вот об этом придется уведомить городское управление экологии и охраны окружающей среды. Дело в том, что жители просто могут не знать, что на месте будущего сквера проходят инженерные сети и в этом месте не рекомендуется высаживать деревья, которые в будущем своими корнями могут нарушить коммуникации. Кроме того, если вдруг в будущем случится авария, сотрудники сетевых организаций, устраняя ее, уничтожат насаждения. Более того, сотрудники управления экологии посоветуют, какое дерево лучше выбрать для посадки, у нас ведь не все деревья приживаются.
Кстати, работа над этим разделом не закончена, так что данная редакция правил законная, но неокончательная.
– Новые правила – это как новая обувь, с которой нужно пожить: вдруг со временем выяснится, что она натирает? – провела аналогию депутат. – Поэтому и создается рабочая группа, чтобы продолжить работу над правилами.
Адрес с нужной стороны
Чрезвычайно интересные нововведения предлагает седьмой раздел правил – «Размещение информации на территории Владивостокского городского округа…». Впрочем, в этом документе можно брать все разделы по порядку, и любой из них содержит интересные для горожан изменения.
Конкретно в разделе 7 прописан порядок установки вывесок магазинов и иных организаций. Но, главное, здесь максимально детально прописан порядок размещения адресных табличек (аншлагов) на домах. Для начала они просто должны быть! Кроме того, правилами определяются размеры табличек, их место на фасаде, шрифт, цвет. Одно из требований к аншлагам – они непременно должны освещаться в темное время суток.
Цитируем: «Аншлаг на объекте адресации располагается со стороны улицы, указанной в адресе. Стрелкой обозначается развитие нумерации улицы. Справа и слева от стрелки должны быть указаны, в случае их наличия, номера домов, находящихся перед и после данного адреса по этой же улице… Вход в подъезд многоквартирного дома должен быть оборудован указателем номера подъезда и номеров квартир в данном подъезде».
Понятно, что все это дело не одного дня и даже не одного месяца. На выполнение этой задачи у управляющих компаний и ТСЖ есть ровно год.
Революционный документ
В итоге Правила благоустройства получились довольно объемными – почти 200 листов.
– И немудрено, ведь здесь прописаны способы решения практически всех основных проблем города, – рассуждает Наталья Лискина. – Вот лишь небольшая выборка, на мой взгляд, действительно революционных нововведений.
Взять хотя бы запрет парковок на газонах. Он, собственно, и раньше был, но несколько размытый. В новых же правилах мы прописали требования к месту стоянки машины более четко. В частности, обозначили расстояние, на котором запрещено оставлять машины: 10 метров от фасадов жилых домов (если стоянка рассчитана меньше чем на 10 машин; если больше, то расстояние увеличивается до 15 метров), 25 метров от детских образовательных учреждений и 50 метров от лечебных учреждений.
Или возьмем требование к проведению земляных работ, поскольку перекопанные магистрали периодически создают нам проблемы. Особенно если работы идут в спальных районах, где нет возможности объезда или объезд недостаточно благоустроен, либо котлован закопан, но место работ оставлено в таком виде, что все равно автомобилистам сложно проехать. А подрядчик как ни в чем не бывало приходит за оформлением следующего ордера на проведение работ. Сейчас эта возможность будет исключена: новый заказ-ордер подрядчик не получит до тех пор, пока не приведет предыдущее место работы в порядок – восстановит дорожное покрытие и по возможности имевшиеся там зеленые насаждения.
Следующий резонансный раздел – озеленение. Прежний МПА, регулировавший эту область, был, честно говоря, весьма проблемным: многие запреты и нормы, содержавшиеся в нем, попросту не работали. По этой причине довольно часто кустарники и деревья уничтожались без ведома и учета. В новых правилах требования значительно упростились. Во всяком случае, если кто-то вдруг изъявит желание высадить на своей придомовой территории кустик или деревце, за разрешением идти не нужно. Достаточно уведомить городское управление экологии о своих намерениях.
В новом документе прописаны требования и к стройплощадкам. Запреты коснутся машин, перевозящих грунт, строительные материалы в открытом кузове, машин, вывозящих со стройплощадок грязь, в том числе на своих колесах.
Но написать правила мало, нужно еще научить город и горожан жить по ним. Каким бы четко прописанным и всеобъемлющим ни был документ, смысл его утрачивается, если не будет предусмотрен и разработан механизм контроля нарушений и наказания за них.
– Схема контроля остается прежней. Это задача профильного управления городской администрации и районных административно-территориальных управлений (АТУ), – объясняет Наталья Лискина. – Но мы планируем конкретизировать процедуру проверки. Специалисты АТУ проводят регулярные рейды, где и выявляют нарушения. Есть, к слову, систематические нарушения, которым уделяется особое внимание, например, самовольное занятие земли, незаконная торговля. Что касается контроля за владельцами животных, то здесь вся надежда на сознательность самих граждан и их окружения. Любой неравнодушный гражданин, видя нарушение и зная, что за него предусмотрена ответственность, может обратиться в администрацию города, приложив фото либо иные доказательства. Виновного ожидает вызов на административную комиссию и штраф (эти штрафы, между прочим, являются серьезным источником пополнения бюджета города, что говорит о том, что нарушителей выявляют и наказывают). К слову, сейчас идет законодательная работа над повышением штрафов за нарушения в сфере благоустройства.
– Чем хороши новые правила – они устанавливают ответственность и для властных структур, – добавляет Наталья Войновская. – К слову, в самих правилах есть раздел, посвященный контролю за их соблюдением.
Автор: Анжелина ШИЛАН