Два обновленных пункта пропуска в Приморье должны открыться в 2019 году

Строительство и реконструкция пунктов пропуска через государственную границу на Дальнем Востоке для стимулирования экспорта продукции в страны АТР – одна из тем, которую обсудили на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева в минувшую пятницу в Петропавловске-Камчатском.

14 авг. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4378 от 14 авг. 2018

В заседании принял участие глава Приморья Андрей Тарасенко, сообщили в пресс-службе края.

Открывая совещание, Дмитрий Медведев акцентировал внимание на том, что главное требование растущих потребностей экспорта сегодня – это достаточное количество современных пунктов пропуска через государственную границу, причем всех типов: и автомобильных, и железнодорожных, и морских.

«Любые задержки, трудности с провозом товаров чреваты убытками для компаний, чего нельзя допускать. Нужно создавать удобные технологичные терминалы, которые оснащены оборудованием с хорошей навигацией, специалистами», – подчеркнул председатель правительства.

Напомним, что в Приморье расположено 15 постоянных пунктов пропуска, в том числе пять автомобильных («Пограничный», «Краскино», «Полтавка», «Турий Рог», «Марково»), три железнодорожных («Пограничный», «Хасан», «Махалино»), один воздушный в аэропорту Владивосток, шесть морских (в морских портах Владивосток, Восточный, Находка, Посьет, Зарубино, Ольга).

В 2015-2016 годах были закрыты морские пункты пропуска «Славянка» и «Пластун». При этом их инфраструктура продолжает функционировать в качестве отдельных терминалов в составе грузопассажирских пунктов пропуска в морских портах Посьет и Ольга.

По закону проектирование, строительство, реконструкция и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу, должны вестись за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ. Важное условие при привлечении частных средств – последующая передача государству на безвозмездной основе помещений и сооружений в пункте пропуска через границу.

В частности, в пунктах «Краскино» и «Пограничный» реконструкция затянулась. Ремонт многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Краскино» был включен в федеральную целевую программу еще в преддверии саммита АТЭС 2012 года. Но в апреле 2012 года строительно-монтажные работы здесь были остановлены. Сегодня федеральная программа предусматривает 465,5 миллиона рублей для корректировки документации и на окончание строительства. Проводятся очередные конкурсные процедуры по подготовке документации, которые должны быть завершены до конца ноября текущего года.

На МАПП «Пограничный», который также был включен в целевую программу, работы были остановлены в октябре 2012 года. Объект остается в федеральной программе «Государственная граница 2012–2021 годы», которая предусматривает 1,1 миллиарда рублей для корректировки документации и на окончание строительства. Полномочия государственного заказчика по исполнению строительных работ переданы Хабаровскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой». Сейчас проводится обследование конструкций объектов пункта пропуска, частично возведенных в 2012 году предыдущим подрядчиком, для внесения изменений в проектную документацию.

По поручению заместителя председателя правительства – полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, обновленный пункт пропуска «Краскино» должны ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года. Новый автомобильный пункт пропуска «Пограничный» планируется к открытию в июле 2019 года.

Также по федеральной целевой программе планируется реконструкция железнодорожного пункта пропуска «Пограничный». На эти цели заложено почти 875 миллионов рублей. Здесь предполагается строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса и административно-бытового здания. Это позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска по количеству пассажиров в шесть раз, по объему грузов – в 1,8 раза.

Еще несколько пунктов пропуска в Приморье не включены в федеральные программы, однако практически все они нуждаются в реконструкции. Это автомобильные пункты пропуска «Полтавка», «Турий Рог», «Марково», железнодорожные «Хасан», «Махалино», морские «Посьет», «Зарубино», «Ольга». Предполагается провести их реконструкцию с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Так, краевой департамент транспорта и дорожного хозяйства совместно с ООО «Дальнегорский ГОК» и ООО «Форест-Карго» ведет работу по подготовке документов по обновлению морского пункта пропуска «Ольга». В Минтранс России уже направлены предложения о проведении реконструкции пункта пропуска путем изменения его пределов и установления дополнительного участка пункта пропуска на терминале Рудная Пристань морского порта Ольга.

Стоит отметить, что в западной части России наработана практика строительства или реконструкции воздушных, железнодорожных и морских пунктов пропуска за счет средств частных инвесторов. Примеры этому – пункты пропуска в московских аэропортах Шереметьево, Внуково, Домодедово, морской порт Санкт-Петербург. Масштабные пассажирские и грузовые перевозки в них, а также развитая сопутствующая инфраструктура позволяют бизнесу окупить строительство зданий и сооружений, предназначенных для погранично-таможенного оформления.

В то же время в России отсутствует практика использования механизма ГЧП при строительстве либо реконструкции автомобильных пунктов пропуска, которые имеют общую государственную границу с сопредельными государствами. Так, в этом случае отсутствует механизм возврата денежных средств инвесторам, осуществляющим строительство, то есть невозможно получение прибыли от деятельности, связанной с эксплуатацией созданного имущества. Для решения этого вопроса нужно вносить изменения в федеральное законодательство.

Автор: Отдел экономики «В»