Бигстон – территория одних Разговоров?
Жителям ТОР «Большой Камень» обещают всевозможные блага, а у них убитые дороги и в домах нет воды
Городскому округу Большой Камень повезло. Как известно, в январе 2016 года он получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОР «Большой Камень»). Казалось бы, впереди замаячили отличные перспективы.
Статус ТОР означает, что здесь согласно госпрограмме «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» будут построены предприятия по производству бумаги и бумажных изделий, химических веществ и химических продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, а также электрического оборудования. В совокупности это около 5,5 тысячи новых рабочих мест плюс дополнительные налоговые потоки в бюджеты всех уровней. Кроме того, на землях ТОР «Большой Камень» запланировано строительство логистических центров для хранения и транспортировки рыбопродукции, а также жилых домов для сотрудников ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда»). Здесь же появятся две дороги. Одна, протяженностью 4 км, для тяжелого грузового автотранспорта, другая, такой же длины, объездная, для жителей города. Как видим, планов громадье.
Смертность зашкаливает, очистные отсутствуют
На календаре август 2018-го. Жители Большого Камня, который они сами называют на английский манер Бигстоном, конечно, наслышаны о позитивных изменениях, которые их ожидают в недалеком будущем. Тем не менее, общаясь с корреспондентом «В», граждане признавались, что сомневаются в радужных перспективах, обещанных статусом ТОР. Местные острословы уже перекроили расшифровку этой аббревиатуры в «территорию одних разговоров».
– О каком опережении можно говорить, если люди уезжают, жилье не строится, учителей в школах не хватает, специалистов в больнице и поликлинике раз-два и обчелся? – возмущаются люди. – Со своими болячками едем в Фокино, во Владивосток. И смертность у нас высокая. И кого, скажите, мы опережаем, по каким показателям? Разве что по количеству ям на дорогах мы впереди планеты всей.
Негодование горожан обоснованно. Отток коренного населения из городского округа, куда входят села Петровка и Суходол, действительно существует. Так, по данным администрации ГО Большой Камень, за последние шесть лет численность местного населения сократилась почти на 1,5 тысячи человек. Если в 2012-м здесь проживало 40,76 тысячи человек, то сейчас – 39,3 тысячи. И смертность (по разным причинам) составляет здесь 13,7 случая на тысячу человек. В то время как по России – только 12,9 случая, по Дальнему Востоку – 12,5.
Местные жители связывают свое лидерство в этой печальной «номинации», во-первых, с отсутствием медицинских специалистов (было время, когда весь город обслуживали три терапевта; чтобы попасть на прием, люди занимали очередь с трех часов ночи, и сегодня ситуация не лучше), во-вторых, с неблагополучной экологической ситуацией.
Напомним, что Большой Камень находится в нескольких километрах от бухты Чажма (поселок Шкотово-22), где 10 августа 1985 года на атомной подлодке ТОФ рванула ядерная энергетическая установка, из-за чего произошло радиоактивное заражение окружающей среды, включая часть побережья Уссурийского залива, где обосновался город.
Кроме того, на территории Большого Камня расположена исправительная колония № 29 ГУФСИН по Приморскому краю. Все годы своего существования ИК-29 сбрасывает нечистоты в речку Сахарную, которая впадает в нерестовую реку Петровку, а та несет свои воды опять-таки в Уссурийский залив. Почему молчат экологи и межрайонная природоохранная прокуратура, непонятно. Хотя грубейшее нарушение природоохранного законодательства здесь налицо. Его даже можно понюхать: над речкой Сахарной и окружающей местностью всегда стоит тошнотворный запах.
Могли построить ближе
Что касается отсутствия жилищного строительства, то здесь граждане не правы. В первом квартале этого года в Большом Камне введено в строй 1084 кв. метра жилья, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В данный момент в Шестом микрорайоне (район улиц Дачной и Приморского комсомола) полным ходом идет строительство жилья для сотрудников ССК «Звезда». Для теплоснабжения «шестерки» строятся котельная мощностью 22,4 Гкал/час и теплотрасса.
Можно порадоваться за будущих новоселов, если бы не одно «но». Жилой комплекс возводится на приличном расстоянии от места работы судостроителей. Что очень неудобно, особенно если нет личного автомобиля. Почему бы не строить жилье для работников «Звезды» в районе переулка Советского, улиц Комсомольской и Ленина, соседствующих с ССК? Сейчас здесь стоят двухэтажные дома, построенные из шлакоблоков в начале 1950-х, когда жилищное строительство в Большом Камне только набирало обороты. Морально и физически двухэтажки устарели. На их место, на уже готовые сети водоснабжения и водоотведения можно было бы «посадить» несколько высотных панельных домов с квартирами улучшенной планировки. Это закрыло бы жилищную проблему города хотя бы частично. Но это разумное решение почему-то не реализовано.
Эх, дороги…
С дорогами, точнее с их состоянием, жителям Большого Камня крупно не везет. Из 159 км автомобильных дорог местного значения (где только 38 км с асфальтобетонным покрытием) 59 %, то есть больше половины, не соответствует нормативным требованиям. То есть дороги разбиты, но никто их не ремонтирует. К примеру, уже несколько лет автомобилистов раздражают ямы на въезде в Большой Камень, из-за которых водители вынуждены выезжать на встречную полосу. На этих же ямах ежедневно разбивают ходовую часть автомобили Большекаменского отдела ГИБДД, но госинспекторам и их начальству почему-то не приходит в голову призвать к ответу организацию, отвечающую за состояние дорожного полотна на территории городского округа.
Аналогичная ситуация, если не хуже, на подъезде со стороны города к отдаленному микрорайону Новый мир, где базировался некогда прославленный одноименный рыболовецкий колхоз (предприятие существует до сих пор, но уже с другой юридической формой хозяйствования). Здесь же развернула деятельность рыбодобывающая компания «Доброфлот», обеспечив местное население рабочими местами.
По вспученной грунтовке каждый день через Новый мир ползут – иначе и не скажешь – легковушки, грузовики и рейсовые автобусы, в том числе в поселок Подъяпольск. Разгоняться опасно – запросто можно убить подвеску или пробить колесо. Местные жители убеждены, что дорогу испоганили фуры с рыбопродукцией. Во время учебного года по этой дороге школьный автобус возит детвору в Большой Камень.
Апофеоз здешнего бездорожья – глубокие лужи в центре микрорайона, напротив мемориала первого председателя колхоза «Новый мир» Югана Ганслепа (репрессированного в 1938-м). После дождей мимо этих «водоемов» ни проехать ни пройти. Они не высыхают даже в жару.
Два года назад местные жители письменно обращались к главе ГО Дмитрию Чернявскому с просьбой засыпать треклятые ямы, а еще обустроить пешеходный переход около почтового отделения на улице Ганслепа. Но ответа не получили. После чего авторы петиции сделали однозначный на тот момент вывод: «Наша жизнь администрации Большого Камня не интересна».
Сегодня они уповают на нового главу городского округа Александра Андрюхина, который вступил в должность полгода назад. Граждане надеются, что он обратит внимание на убитую дорогу в микрорайоне, на отсутствие пешеходного перехода напротив дома № 16 на улице Ганслепа, а также на иные проблемы, которые волнуют жителей Нового мира. В том числе и на предстоящее закрытие клуба по причине его аварийного состояния. Между прочим, это единственный очаг культуры в микрорайоне…
Впрочем, у большекаменцев есть шанс в обозримом будущем прокатиться с ветерком по новой объездной автотрассе, которая строится в рамках вышеназванной госпрограммы. Правда, и тут есть место сомнениям. Как рассказали «В» специалисты-дорожники, при формировании подушки под асфальт строители используют здесь сланец вместо непросадочного скального грунта. Последствия применения этой технологии могут быть печальными, считают эксперты: со временем хрупкий сланец неизбежно разрушится под тяжестью автотранспорта, асфальт просядет и, как следствие, на новой дороге появятся ямы и канавы. В пример они приводят участок гострассы в районе села Царевка, который строили как раз по этой технологии. Еще недавно здесь было идеально ровное дорожное полотно, сейчас – ямы, выбоины, асфальт волнами. И недобрые слова автомобилистов в адрес дорожных строителей.
Детский сад с криминальным душком
Согласно перспективному плану развития ТОР «Большой Камень» к 2028 году прогнозируется увеличение численности постоянного населения городского округа на 30 %. С учетом членов семей судостроителей прогнозный прирост составит более 20 тысяч человек. Следом ожидается и увеличение рождаемости, и, как следствие, встанет вопрос обеспечения юных горожан детсадами и школами. То есть нынешних 8 школ и 11 дошкольных учреждений явно не хватит. Этой проблемой местная администрация озаботилась еще несколько лет назад, запланировав построить детский сад на 280 мест на улице Гагарина.
История этого строительства с криминальным душком достойна отдельного повествования (где свое слово наверняка еще скажут следственные органы и суд – всему свое время). В декабре 2014 года аукцион на строительство первой очереди детсада выиграло ООО «Интерстрой-ДВ» за 79,5 млн рублей при начальной цене 100,5 млн рублей. Из 79,5 млн строители освоили чуть больше 36 млн. При этом некие темные личности (их имена известны следствию) потребовали с подрядчика солидный откат, пригрозив проблемами при строительстве. О вымогательстве были проинформированы правоохранительные органы. Но это обращение осталось без внимания.
После этого аукционы на поставку стройматериалов дважды – в сентябре и декабре 2015-го – выигрывало ООО «ПримСтройТрест». А иных поставщиков на торгах не оказалось. По условию последнего аукциона победитель должен был поставить стройматериалы к концу декабря 2015 года. Однако части из них на стройплощадке нет до сих пор.
Когда в начале 2016-го правоохранительные органы с подачи прокурора Приморского края Сергея Бессчасного занялись поиском пропавших стройматериалов, оказалось, что их… доставили на стройку в полном объеме. Так указано в финансовых документах. И деньги на их приобретение (почти 28,5 млн рублей) полностью освоены. До копейки. Хотя часть стройматериалов отыскалась… в Благовещенске, где находилась якобы на хранении.
Но это еще не все. При строительстве детского сада, если верить документам генподрядчика, использовались стеновые андезитобазальтовые блоки определенной степени прочности, как того требует нормативно-техническая документация. Между тем согласно данным испытаний, проведенных филиалом ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» по заказу Следственного комитета по городу Большой Камень, «блоки изготовлены не из андезитобазальта и не соответствуют требованиям ГОСТ 6133-99 «Камни бетонные стеновые. Технические условия». Блоки очень хрупкие, подвержены разрушению при небольших нагрузках, часть блоков разрушилась при сверлении». Это цитата из решения Шкотовского районного суда от 13 сентября 2016 года. Комментарии здесь излишни.
Напомним: из этих хрупких блоков, изготовленных неизвестно где («Тереховский завод бетонных изделий» от них открестился), строят дошкольное образовательное учреждение на 280 ребятишек!
Сегодня скандальный объект достраивает ООО «Андезит-ДВ» с помощью специалистов, построивших под ключ детсад в Шкотовском районе менее чем за год. Согласно проектной документации детский сад в Большом Камне на улице Гагарина давно должен быть сдан в эксплуатацию. Но, как убедился корреспондент «В», побывав на стройплощадке, до финиша здесь еще далеко. По словам специалистов, этот долгострой проще снести и построить на его месте новое здание, чем устранять халтуру предыдущих подрядчиков. Будет дешевле и безопаснее.
Добавим, что данный детсад – один из 400, которые должны были построить в России в рамках майских указов, подписанных Владимиром Путиным в 2012 году, в день его вступления в должность президента России. Прошли годы. Из президентского списка не было введено в эксплуатацию лишь четыре детских сада, и все в Приморье.
Социалка Москву не интересует?
И еще несколько слов о социальной сфере ГО Большой Камень. Местные жители, общаясь с корреспондентом краевой газеты, от души нахваливали Дворец спорта и Ледовый дворец, где подрастающее поколение и взрослые могут заниматься зимними видами спорта круглый год. Плюс в городе работают два стадиона и 18 спортивных залов – накачивай мышцы и устанавливай рекорды, если есть здоровье и желание.
Но в то же время люди сожалели, что на территории опережающего социально-экономического развития нет парка культуры и отдыха, где можно было бы отдохнуть с малышами, помечтать на лавочке в тени деревьев. Детский городок, установленный за Домом культуры, не в счет, из развлечений здесь только качели и горка.
– Большому Камню больше 70 лет. За эти годы построили жилые дома, торговые центры, судостроительный завод «Звезда», сейчас строят судостроительный комплекс, а парк культуры обустроить забыли. И, судя по всему, никому до него нет дела. Почему разработчики ТОР не подумали о досуге людей? Или столицу интересуют только экономические показатели наших предприятий, а социальные объекты не в счет? – негодовали граждане.
Мы наш, мы Новый мир построим…
Итогом визита корреспондента «В» в ТОР «Большой Камень» стало интервью с главой городского округа Александром Андрюхиным. Первым делом мы коснулись проблем жителей Нового мира.
– Клуб в этом микрорайоне закрывать не будем, – заверил Александр Владимирович. – Что касается аварийной пристройки, то решение по ней пока не принято. Но я предлагаю ее разрушить, а на ее месте построить новый культурный центр. Он там должен быть однозначно. Если сейчас компания «Доброфлот» начнет активно развиваться, то там появятся люди, и нам надо будет организовывать для них жилищное строительство. Кроме того, если ехать по дороге от Нового мира в сторону Подъяпольска, там выделяются участки для многодетных семей. Это будет еще один микрорайон. И для этих людей тоже должна быть досуговая инфраструктура. Тем более что детей там будет очень много. Поэтому Новый мир мы не оставим без внимания.
По стадиону тоже планируем провести ряд работ. Прежде всего дооснастить забор и решить вопрос с ремонтом помещений под трибунами, где раньше размещались спортсмены.
– Когда-то на этом стадионе проходил грандиозный творческий фестиваль ко Дню рыбака. Хорошо бы возродить добрую традицию…
– Согласен. Этот вопрос мы проговаривали с компанией «Доброфлот», которая пришла на нашу территорию, зарегистрировалась и сейчас получает статус резидента ТОР. Мы однозначно будем пересматривать с ними их культурную программу. Сейчас они проводят мероприятия в Ливадии, а здесь у них только футбол. Но мы совместно будем возобновлять культурные традиции в нашем городском округе, заложенные в годы расцвета рыбного промысла в Приморье. И фестиваль ко Дню рыбака тоже возродим.
– Жители Нового мира жаловались на молодежь, которая собирается в недостроенном доме, принимает наркотические средства. Люди регулярно звонят в полицию по этому поводу, но меры не принимаются.
– В местном отделе полиции есть проблемы. У них штат сотрудников укомплектован менее чем на 60 %. И с комплектацией штата участковых тоже вопрос не решен. Мужчины на эту работу не идут, поэтому в участковые вынуждены брать девушек. А что они могут сделать? Администрация городского округа готова создать условия для личного состава отдела полиции. Например, предоставить спортзалы для занятий спортом. Только движения навстречу мы не видим, как будто бы у них нет в этом заинтересованности.
Депутаты были не нужны
– Наболевший вопрос жителей округа – это убитые дороги в Новом мире и в городе. Говорят, что их разбили фуры с рыбопродукцией…
– Дорогу разбили не фуры, здесь с допустимой нагрузкой на ось все отрегулировано. Дорогу разбили самосвалы, вывозившие грунт с судостроительного завода. Предыдущие руководители города пытались договориться со строителями, чтобы они восстановили дорогу, но до конца эту работу не довели. Сейчас я изыскиваю возможность ее восстановить. Уже есть договоренность с «Доброфлотом», что они возьмут на содержание часть дороги, по которой ездят их фуры. И они готовы участвовать, в пределах разумного, конечно, в ремонте дороги возле проходной и около культурного центра. Хотя у них нет специалистов по дорожному ремонту, это не их профиль деятельности.
– Прошло полгода, как вы возглавили город. Какое наследство вам досталось от прежней администрации?
– Я в 2007 году был избран депутатом городского округа. И не могу сказать, что результаты деятельности предыдущей администрации от меня далеки. Я тоже был в органах местного самоуправления, только со стороны депутатского корпуса. Пытался, как и другие депутаты, влиять на процессы, происходящие в городе, но не всегда это получалось. Сегодня у меня есть возможность выстроить эти процессы. И я их выстраиваю. На мой взгляд, большой минус предыдущих взаимоотношений между администрацией и думой в том, что у них не было совместной эффективной работы. Была какая-то непонятная борьба за влияние в городе. А ведь это два органа местного самоуправления, которые работают для людей. Администрация строила воздушный замок с решетками, не посвящая в свои дела депутатов.
– Но избранники народа могли вызвать на ковер главу и потребовать объяснений?
– Депутаты были нужны администрации, только когда принимался бюджет. Но мы за него не голосовали, потому что было непонятно, что нам предлагают подписать. Из-за этого противостояния округ два года, с 2016-го по 2017-й, не осваивал бюджет. У нас каждый год оставалось больше 100 млн неосвоенных рублей. Как следствие, не выполнялись работы, не оказывались услуги, не ремонтировались дороги. В городе ветхие сети водоснабжения и теплоснабжения, из-за этого частые аварии. Износ системы водоотведения – 80–90 %. Но сети никто не ремонтировал и не планировал ремонтировать. Мы живем на территории опережающего социально-экономического развития, а в некоторых домах отдельных микрорайонов (например, на улице Андреевской, 4) нет воды – ни холодной, ни горячей! Как такое может быть, не понимаю. Нам не хватает парковочных мест, детских площадок, зеленых зон. Это проблемы, которые нам достались в наследство от прежней администрации. Их нельзя решить сразу, но мы будем их решать.
Владивосток – Большой Камень – Владивосток
Справка «В»
Поселок Большой Камень основан в 1947 году, получил статус города в 1989-м. С 1996 года имел статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), который упразднен с 1 января 2015 года.
Автор: Сергей КОЖИН