Дело рук колдуньи
Шить рубашки из крапивы, пить иван-чай, держать в доме чура – это современно. И правильно
Если огромная зеленая поляна уставлена лотками под холщовыми навесами и над ней плывут русские, украинские, белорусские песни, если детвора и взрослые с одинаковым восторгом катаются на «гигантских шагах» (качели такие), если полыхает кузнечный горн, поскрипывает гончарный круг, если шаман-камень показывает «ясно», а вокруг вас люди в национальных костюмах, это вовсе не значит, что вы заблудились в тумане и оказались в прошлом. Вы попали на фестиваль традиционных ремесел «Кустари».
Вот где сила, брат
Фестиваль «Кустари» ежегодно проходит в начале августа в городе Фокино в музее-мастерской традиционных ремесел «Жар-птица».
– В этом году к нам приехало более 70 мастеров со всего Приморья, – рассказывает Наталья Христенко, мастер-гончар и один из организаторов фестиваля. – Мы приглашали и тех, кто занимается ремеслами, идущими из глубины веков, – кузнечным и гончарным делом, ткачеством, прядением, резьбой по дереву, и тех, кто развивает современные виды декоративно-прикладного искусства, – лепку из композитных материалов, создание необычных сувениров, картин из валяной шерсти, бантов в технике казанши, цветов из бисера и так далее. Наша цель – показать, что ремесла и сегодня не потеряли актуальности, что они всегда необходимы человеку, что это наши корни, забывать которые никак нельзя.
Прогулка по поляне «Кустарей» как путешествие Алисы: все чудесатее и чудесатее. Вот Николай Горенко, токарь по дереву из села Рождественка, показывает, какую изумительную расписную деревянную посуду делают они вместе с женой. И рассказывает, что влюбился в работу по дереву еще на уроках труда в школе и с тех пор не изменял своему призванию, что учится своему ремеслу каждый день, узнавая что-то новое об обработке дерева, поэтому даже простая чурка в его руках чувствует себя будущим шедевром.
А вот Сергей Давиденко из Находки угощает всех желающих крепко заваренным ароматным иван-чаем и показывает свои изделия – чуры, обереги в образах славянских богов.
– Я пью иван-чай уже пять лет, – говорит Сергей, – и мне не нужен ни кофе, ни даже чай. Иван-чай – это традиционный напиток славян, он вкусный, полезный и, главное, дает человеку силу. Не тонизирует, а именно восполняет внутренние резервы организма. А чуры я вырезаю потому, что эти обереги несут определенную энергетику, могут помочь людям. Например, если вы чувствуете, что вам не хватает нежности в отношении с близкими, что вы эмоционально выдохлись, может помочь чур бога Леля. А чур Лады гармонизирует отношения в семье и даже в коллективе. Я много читаю о славянской мифологии и всерьез изучаю этот вопрос.
Спящая красавица была просто неумехой
Испив вкусного иван-чая, можно наведаться в корчму «У Хельги», где в деревянных жаровнях (в которые насыпан большой слой песка и влажного торфа) на живом огне готовят блюда из меню средневековых скандинавских воинов. А потом подивиться искусству Анны Корнеевой из Уссурийска, участницы клуба исторической реконструкции, которая прядет на веретене и делает пряжу из… крапивы.
– Все очень просто, – улыбается Анна. – Собирается крапива, желательно собирать ее так же, как и лен, когда она высокая, уже ближе к осени. Листья не снимаем, сушим, не замачивая. Затем убираем листья, обминаем сырье, треплем, чешем. И получаем волокна, которые отбеливаем щелочью. Потом можно их прясть, ссучивая в две нити. Из такой нити можно ткать, шить. Я вяжу иглой, это средневековая техника.
Прядением я занялась год назад, хотя мечтала давно. Я и веретена начала делать раньше, чем прясть. Веретена у меня самые простые, как у средневековых женщин: из палочки и пряслица. Цельные деревянные веретена появились много позже. И забудьте, что именно таким укололась спящая красавица! Обычным веретеном вообще невозможно уколоться. Даже захочешь – не уколешься. Есть опорные веретена, так вот в них есть небольшой острый штырек…
Сколько уходит времени на то, чтобы сделать нити из крапивы? Немало. Чтобы вышел килограмм ниток, надо килограммов пять крапивы, не меньше. Да, очень трудоемкая работа, и я часто вспоминаю сказку про Элизу и ее рубашки для 12 братьев: сколько же крапивы пришлось ей переработать!
А крапиву я беру на своей даче, она у меня там в человеческий рост. Я с удовольствием провожу мастер-классы, приятно, что многие женщины хотят освоить это искусство, вернуться к работе руками, к истокам. Знаете, я думаю, что женщин часто считали колдуньями, потому что они ведь действительно могли превратить крапиву в рубашку. Это же максимальное преображение исходного материала!
А вот Екатерина Блинникова из мастерской ручного ткачества «Кудель», что в Артеме, для своих уникальных русских национальных костюмов нити выписывает аж из Латвии. И сама делает ткань – на ткацком станке.
– Шесть лет назад увидела я в Интернете очень красивую тесьму, захотела себе такую, – рассказывает Екатерина. – И решила, что сделаю ее сама. Почитала про технологию ткачества на деревянных дощечках, муж помог сделать набор дощечек, купила нитки, вставила. И две недели у меня кипел мозг, потому что там все имеет значение: как повернул дощечку, куда нитку повел. Одна заправка нитей, а узоры могут получаться абсолютно разные. И я поняла, какие же мы, современные люди, глупые да безрукие. Компьютер освоить может и младенец, а вот выткать узор… Так я начала серьезно изучать ткачество. И через полгода у меня появился станок. Месяц я вокруг него ходила. А потом пошло. Делаю одежду – настоящий русский народный костюм. Заказов очень много, причем люди хотят, чтобы платья и рубашки были с узорами, имеющими смысл. Поэтому я начала изучать древние славянские узоры, участвовала в конференции «Знаки и знаковые системы русского народа» в Питере. Ученые-этнографы сейчас спохватились, изучают значение старинных узоров, чтобы мы не забыли их, не потеряли…
А вот нитки – это наша боль. Для некоторых работ подходит льняная или шерстяная пряжа для вязания крючком. А вот что до тонких льняных нитей, то во времена перестройки в нашей стране закрылись фактически все комбинаты, изготавливавшие их. И теперь купить их можно только на Ольшанском льнокомбинате либо в Латвии за евро. Ближе нет…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ