В чем тайна платья Любови Орловой
И может ли выставка нарядов кинозвезд советской эпохи вызвать патриотические чувства
Когда неделю назад знаменитый историк моды, телеведущий, писатель Александр Васильев шел по аэропорту Кневичи, к нему, как рассказывает он сам, то и дело подходили, здоровались и спрашивали: «Впервые к нам?» «А я во Владивосток езжу уже 15 лет, – смеется Александр Александрович. – Читал у вас лекции во ВГУЭС, проводил губернаторские балы, принимал участие в кинофестивале и, между прочим, семь выставок показал. И вот теперь привез восьмую. Уникальную! Для Владивостока – только самое лучшее».
«Кинозвезды СССР не могли, будучи за рубежом, зайти в бутик Ив Сен-Лорана и купить себе что-то. Денег столько им не платили»
«В эпоху Сталина декольте было запрещено – считалось, что оно отвлекает советского мужчину от строительства коммунизма»
«Ни про одну из современных российских кинозвезд не могу сказать: она одевается индивидуально и ее стиль важен для истории»
Выставка из коллекции Александра Васильева «Кино и мода» открылась в парадных залах Приморской картинной галереи. Из 65 тысяч экспонатов своей коллекции для этой экспозиции он отобрал несколько десятков платьев знаменитых кинозвезд и женщин – икон стиля, которые снимались в кино, например таких, как Алла Пугачева, София Ротару или Майя Плисецкая.
А первая звезда сбежала в Америку...
– Эта выставка о моде и кино. Кино неразрывно связано с Владивостоком, в первую очередь кинофестивалем «Меридианы Тихого», – рассказал на открытии экспозиции Александр Васильев. – И я очень рад, что моя выставка будет работать и в дни фестиваля (до 25 сентября. – Прим. ред.). Надеюсь, гости кинофорума найдут время, чтобы посмотреть ее.
Как бы я определил основной посыл выставки? Она патриотическая. Да, именно так!
Звезд кино – элегантных, запоминающихся – было немало в том же Голливуде, во Франции. Они были иконами стиля, им подражал весь мир. Но СССР, страна, которая в то время была отгорожена от мира, своими силами, пусть более скудными с точки зрения моды, макияжа, причесок, сумела вырастить истинных кинодив, обладающих и красотой, и фотогеничностью, и прекрасными фигурами, и главное – огромным дарованием. Нам за наших звезд не стыдно! Мы и сегодня смотрим старые, как, например, с Любовью Орловой, фильмы с восторгом, с пиететом, находим в созданных ими кинообразах много радости. И эта выставка о тех актрисах и их работах, которыми мы так гордимся.
Выставка построена в хронологическом порядке – с момента возникновения первых звуковых и музыкальных фильмов (и даже немного раньше) в СССР. Поэтому здесь есть фото и платье Ольги Баклановой. Знаете, кто это? Первая заслуженная артистка советской эпохи! Правда, она очень быстро поняла, что в Америке слаще, и в 1925 году не вернулась из гастрольной поездки театра в Нью-Йорк. Там она играла на Бродвее, а потом стала звездой Голливуда.
Разумеется, после этого про Бакланову у нас и не вспоминали. Звездой номер один стала Любовь Орлова. Любовь Петровна долго считалась самой стильной и модной женщиной сталинской эпохи. Раневская говорила: «Я хотела бы быть молью в гардеробе Любови Петровны, там яблоку негде упасть». Здесь представлены черное платье и горностаевый палантин Любови Орловой из фильма «Цирк». Этот наряд был списан на утилизацию из запасников киностудии «Мосфильм», но его нашла и буквально спасла Рената Литвинова, а потом передала мне.
Затем идет эпоха Хрущева: платья Клары Лучко, Людмилы Целиковской, Аллы Парфаньяк (более всего она известна по роли Вари Петровой в фильме «Небесный тихоход»). Эти вещи отражают моду new look: узкая талия, подчеркнутое декольте, юбка клеш. В эпоху Сталина, кстати, декольте было запрещено, поскольку считалось, что оно отвлекает советского мужчину от строительства коммунизма. Все платья, даже у Орловой, под горло, длинные рукава.
А во время хрущевской оттепели, когда появился контакт с Европой, стало понятно, что сексапил тоже немало значит для повышения рождаемости, что без декольте, без подчеркнутых бедер женщина не будет иметь успеха ни у мужчин, ни на экране.
Далее – звезды переходного периода от оттепели к брежневской поре: Наталья Фатеева, Надежда Румянцева, Юлия Борисова. Кстати, их наряды пережили очень много переделок и перешивок. Актрисам очень хотелось хорошо выглядеть, а как? Поэтому на многих вещах есть детали, споротые с дореволюционных платьев, например, стеклярус Серебряного века или старинное кружево на платье Вии Артмане, вставка из буковинской вышивки на платье Надежды Румянцевой.
В центре зала представлены звезды 70-х годов: платья Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Валентины Талызиной. Это был расцвет эпохи Брежнева. И фарцы. В то время также стали чаще ездить за рубеж Большой театр, ансамбль Моисеева, цирк. И все, кто мог, привозили оттуда хоть и дешевенькие, но западные товары. Да, советские кинодивы тех лет не могли одеваться ни у Диора, ни у Шанель, им просто это было не по карману. Исключение составлял костюм от Шанель Майи Плисецкой, но его подарила балерине сама великая Коко.
В целом же кинозвезда СССР не могла, будучи за рубежом, зайти в бутик Ив Сен-Лорана и купить себе что-то. Денег столько им не платили. Выручал Вячеслав Зайцев, он был ведущим модельером времен СССР. Большинство кинозвезд одевалось у Зайцева. В среднем пошив платья у мастера стоил 300 рублей.
И венчают выставку платья 80–90-х годов, в том числе знаменитый балахон Аллы Пугачевой, в котором она часто выступала на стадионах. Здесь же подаренное мне лично платье Софии Ротару и великолепное концертное платье Любови Полищук, в котором юбка скроена так, чтобы актриса могла садиться на шпагат, это была ее коронная фишка на выступлениях.
Также на выставке множество украшений, перчаток, сумочек, все они тоже принадлежали нашим кинозвездам. Например, за серебряными туфельками Любови Орловой я гонялся 25 лет, пока смог их купить. Или шапочка Ольги Аросевой, она же прелестна!
Раритеты на помойке
– Как попадают к вам эти платья, туфельки, сумочки?
– Некоторые платья были подарены мне самими кинозвездами. Например, Натальей Фатеевой, которая передала мне 27 платьев из своего гардероба со словами: «Мои дети наверняка выкинут». И так ведь оно и есть! Например, наследники Любови Орловой весь ее гардероб, обувь, аксессуары, сумочки и шляпки просто вынесли на помойку. Почему? Потому что «мы же не будем это носить». Мало кто рассматривает одежду как исторический документ. Чаще всего к ней относятся потребительски: буду носить, не буду носить… А мне подобные соображения вообще не важны. Для меня важно, кто это носил, в какой исторический период, какая эпоха отражается в этой ткани, в этой фигуре даже.
А некоторые актрисы, кстати, отказываются дарить мне свои платья. Говорят: «Ну вот я же обязательно похудею и еще поношу это платье…» Знаете, у меня есть знакомая, она уже очень пожилой человек, ее отец был министром при Хрущеве. Так вот у нее сохранился весь гардероб ее матери, большой модницы. Я не раз просил подарить, продать мне эти наряды. Нет, отвечает эта женщина, я их еще, может, буду носить. Туфли мамины она мне все подарила, потому что у них размер неподходящий, а с платьями расстаться не может. Вдруг еще надену, говорит. А я боюсь, что, как только она уйдет из жизни, всю эту «ветошь и тряпье» чужие люди, купив ее квартиру (она женщина одинокая), вынесут на свалку на радость бомжам…
– Все платья такие… на очень изящные фигуры, даже не верится.
– И зря! Да, звезды прошлых лет были действительно такими стройными! Готовясь к выставке, мы столкнулись с проблемой: даже самые маленькие, самые худенькие сегодняшние манекены слишком велики для этих нарядов! Несколько платьев мы так и не смогли застегнуть на них, то же платье Натальи Фатеевой, пришлось менять его. Конечно, балахон Пугачевой сел на манекен легко, а вот вещи по фигуре, приталенные, особенно 30–40-х годов, увы, нет.
– На выставке много фотографий звезд советского кино…
– Да, в то время они выпускались гигантскими тиражами и в киоске «Союзпечати» стоили три копейки. Все девочки, девушки покупали их и в альбомы складывали, а то и стены украшали.
Между прочим, фотографии эти делали по разнарядке. Из «Союзкино» звонили на студию и говорили: «Давненько мы, например, Быстрицкую не выпускали, делаем тираж». И актриса должна была приехать на студию в своем наряде, в прическе и макияже. Какие стилисты, вы смеетесь? Все сама. Мало того, требовалось экономить фотопленку. Не больше двух кадров на каждую позу, которую принимает актриса. Поэтому, если она моргнула или тень легла неудачно, никто не переснимал. Зато снимки очень сильно ретушировали, и это иногда заметно.
– Как вы думаете, такого рода выставки, с советским, так сказать, уклоном, долго будут вызывать интерес у публики? Ведь растет поколение, которое не видело кино с Гурченко, Гундаревой или Орловой…
– Такие выставки будут интересны всегда. Знаете, хоть и нескромно это говорить, но я, оказывается, очень нравлюсь детям. Ко мне часто подбегает детвора: ой, это дядя из «Модного приговора»! Как-то одна девочка сказала: «Вы Александр Васильевич Зайцев!» Я с этим согласился, – смеется телеведущий. – Так вот, этим детям будет интересно разглядывать выставки из моей коллекции, то, что связано с моим именем.
Надеюсь, люди придут на выставку любоваться красотою нашей страны через платья отечественных звезд, которые были дороги если не вам лично, то вашим родителям или дедушкам и бабушкам…
И еще. У нас просто нет альтернативы. Ни один музей России не собрал похожей коллекции. Огромное количество костюмов хранится в Эрмитаже. Но это почти на сто процентов вещи, которые им достались, скажем так, вместе со всем остальным после штурма Зимнего дворца. То есть просто гардеробы членов императорской семьи вошли в фонды, вот и все.
Кстати, мне рассказывала хранительница коллекции костюмов, что в 70-е годы им было запрещено принимать в фонды дары, если это были современные вещи, то есть пошива 30–70-х годов. Почему? Потому что вполне серьезно считалось, что это не имеет исторической ценности. То есть никто не думал про будущее, про то, что сегодня платье Любови Орловой, сшитое в 30-х, – это артефакт, уникальный свидетель эпохи! Музей обязан думать о том, что сегодня это банальность и современность, а завтра уже раритет. Поэтому я продолжаю искать пополнение для своей коллекции…
На днях я получил платье Анастасии Вертинской и платье Ирины Мирошниченко, а не так давно – платье Елены Прокловой. Все это для будущих выставок. Разумеется, весь фонд мы выставить не сможем, но в Москве на ВДНХ недавно в павильоне № 16 открылся мой музей моды. Можно прийти и посмотреть, с 1 августа новая выставка – «Курортная мода».
Красавица и актриса – не одно и то же
– Есть сегодня в российском кино те, кого бы вы назвали кинодивой и от кого получили или хотели бы получить платье в подарок?
– Рената Литвинова. Моложе? Хм… Я знаю всех из более молодого поколения российского кинематографа, но они… Как бы сказать… Звезды сегодняшнего момента. Их так много, они настолько стереотипны, и большинство из них еще не выросло до понятия «свой стиль». В одной из столичных газет я регулярно разбираю наряды таких звезд, я знаю, в какие марки они одеваются и где. Как правило, это вещи из бутиков. Серийное производство. Их может купить кинозвездочка, а может и состоятельного мужа жена, домохозяйка.
Уникальность нарядов на выставке в том, что они были сделаны на конкретную фигуру, сшиты портнихами или кутюрье на реального человека. В отличие от вещей из бутика, доступных каждому. Поэтому ни про одну из современных российских кинозвезд я не могу сказать: она одевается сугубо индивидуально и ее стиль важен для истории.
Есть понятие «икона стиля». Я не знаю – кроме Ренаты Литвиновой – в современном кинематографе звезды, которой бы массово подражали. Икона стиля – на нее молятся, ее копируют, и она – одна. А звезд видимо-невидимо. И в основном это еще и сериальные звезды. Они хорошо зарабатывают, хорошо выглядят: стройны, милы, подтянуты, каждая очень хороша. Но они стереотипны.
Понимаете, сериал – не место для формирования дивы. Сериал – тягомотный сюжет, а в кино за полтора часа надо рассказать то, что в сериале будут показывать 50 часов. Это другой накал страстей, другие эмоции. Кроме того, кино родилось черно-белым, отсутствие цвета было огромным фактором воспитания вкуса. Большое количество звезд выпестовалось именно в черно-белом изображении, где все лишнее отсекалось. В черно-белом трудно быть прекрасной, в цвете намного легче.
Сегодня многим актрисам не хватает даже просто дарования. Очень часто актрисы приходят в кино с подиума. Бывшие манекенщицы. Они умеют красиво сидеть и хорошо ловят свет. Но какой индивидуальности от них ждать на экране? Красавица и хорошая актриса – это две разные вещи.
– Вы смотрите сериалы?
– Нет. У меня дома нет телевизора. Как предмета. В принципе. Но иногда, когда меня просят высказать мнение, я смотрю сериалы, мне показывают. И я вам скажу, что чаще всего это полная катастрофа.
Понимаете, меня еще ни разу не приглашали как консультанта при работе над историческими сериалами. Продюсеры говорят: «Васильев заставит нас все переделать, а это дорого. Пипл и так схавает». И я их понимаю.
Вот был сериал «Сонька Золотая Ручка». Беда, просто беда. Сериал «Бедная Настя» – там вообще ни один костюм не соответствовал эпохе, про мебель я уже и не говорю, просто солянка какая-то. И это только те сериалы, что меня попросили оценить уже после выхода.
С другой стороны, меня и правда приглашать необязательно, честно. Я написал столько книг по истории моды, так хорошо иллюстрированных, что достаточно просто их использовать как справочный материал, чтобы все костюмы, аксессуары, мебель подобрать правильно.
И кстати, так делают во многих театрах. Сейчас я работаю в МХТ, готовлю спектакль с Аллой Сигаловой. Смотрю, у постановщика на столе моя книга «150 лет русской моды», и она вся в закладках. Спрашиваю: чего это она так ощетинилась закладками? А мне отвечают: так мы каждый спектакль на исторические темы по ней сверяем.
В Париже сейчас снимают фильм из жизни русских эмигрантов. У костюмера – моя книга. И это правильно!
Сода, соль, лимон – костюм как новый
– Сколько усилий требует сохранение коллекции?
– Множества усилий. С самого простого начиная. Я четырех министров культуры России подряд прошел (они так часто меняются) с одной и той же просьбой: выделить помещения под хранение фондов. И знаете, что мне сказал один из них? «У нас нет места для такой коллекции». Да, страна слишком маленькая, действительно…
Понимаете, эти министры – они недостаточно патриотичны и не отдают себе отчета в важнейшей миссии сохранения наследия для последующих поколений. Я свою коллекцию в могилу не унесу, все это останется в стране! А желающие ходить на выставки костюма будут всегда. И если не поддерживать этот интерес, мы можем потерять связь со своим прошлым.
А кино – то, чем мы всегда гордились, так же, как балетом, оперой, спортом…
– Когда вам передают или дарят костюмы, сохраняются ли на них, например, ароматы духов, которыми пользовалась владелица?
– Да. И запах пота. Иногда очень резкий. Часто бывают следы макияжа, пудры, например. Да и просто пятна бывают. Поэтому реставрация включает в себя чистку, порой стирку. А что делать со льном или с чистым хлопком? Только стирать. Кстати, мои реставраторы настолько высококвалифицированны, что мы выводим любые пятна. И только натуральными средствами. Никакой бытовой химии. Лимонный сок – да он все выводит. Сода, соль – наши помощники. Мы освежаем костюм, штопаем дырочки, если есть.
– Приходится ли вам участвовать в раскрытии музейной тайны – в уточнении времени написания картины по деталям костюмов?
– Да, мне часто приходится участвовать в открытии музейной тайны. В том числе потому, что в фонде Александра Васильева 2000 портретов – холст, масло. И у меня работают специалисты, которые занимаются раскрытием музейной тайны, в основном это прочтение и расшифровка авторских подписей на работе, потому что подчас художники в творческом запале ставят такие закорючки, что не разобрать.
И меня приглашают музеи в разных странах мира для атрибуции портретов. Это дело интересное и важное: определить время написания картины по форме прически, кружеву, макияжу. Презабавнейшее занятие! Знаете, в «Фейсбуке» есть сообщество «Старые портреты», где коллекционеры публикуют фото своих находок. Очень интересно!
– С каким явлением в моде прошлого века вы могли бы сравнить идею Веры Ораловой о создании сапожек для женщин?
– Я отвечу, но вы будете разочарованы. Все дело в том, что это историческая профанация. Я был близко знаком с Верой Ипполитовной. Дело в том, что она и мой отец учились вместе в одном художественном училище. Они очень дружили, она часто бывала у нас дома. И да, Вера Оралова была уверена, что это именно она изобрела русские сапожки. Но на самом деле они пришли в моду до Первой мировой, при Дягилеве, а точнее, после премьеры «Весны священной». И есть множество фотографий 20-х годов, где дамы обуты в русские сапожки. Кстати, в то же время в Лондоне работала фабрика по производству русских сапожек, которые вошли в моду, когда в тех же 20-х в Англию хлынули русские эмигранты. Поэтому Вера Ипполитовна не придумала, а повторила, возродила опыт старого успеха. К сожалению, кинодеятели, которые снимали о ней фильм и рассказали там об изобретении русских сапожек, ко мне за консультацией не обращались. Отсюда и пошел миф.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ