Есть ли жизнь в Матросской слободе?
Наука пока не знает ответа на этот вопрос. Ответ знает искусство!
Здесь поют птицы и даже в разгар рабочего дня не слышно городского шума. Здесь вовсю цветут пионы и пахнет свежей травой. Здесь самое настоящее бездорожье – в модельной обуви лучше не соваться, да и на авто с низкой подвеской тоже. Здесь все знают, как пройти за водой к ближайшей колонке или колодцу. А еще… Еще от этого места до вечно спешащей и рычащей двигателями Светланской минут 15 бодрого хода. И вид на Золотой Рог просто изумительный.
Где же такое чудо во Владивостоке, спросите вы. Отвечаем: Матросская слобода – улицы Горная, Славянская, 1-я, 2-я и аж до 7-й Матросские. Место, которое, возможно, скоро станет небольшим туристическим маршрутом Владивостока. Во всяком случае, молодые художники из объединения «33+1» на это надеются.
Как уберечь дух истории от застройщиков
Уже несколько лет здесь, в Матросской слободе, живет со своей семьей известный во Владивостоке, и не только, художник и общественник Павел Шугуров. Район очаровал его удивительной атмосферой, особой аурой.
– Во многих городах России есть такие районы, в которых время словно застыло, – говорит Павел. – Наша слободка, в сущности, такая же, как 150 лет назад: здесь нет и намека на асфальт, здесь ходят за водой в колодец, дух истории тут чувствуется! И этот дух может оказаться интересен туристам, которых сейчас так много во Владивостоке. Весь центр забит туристами, причем многие из них, посмотрев наши традиционные экскурсионные места, активно ищут, на что еще было бы интересно взглянуть. И мы хотим поучаствовать в этом процессе как туристический кластер. Почему бы и нет?
Знаете, мы, жители Матросской слободы, хотим жить здесь так, как живем, – тихой, полудеревенской жизнью. И тишина наша нам очень нравится. Меж тем на этот район уже посматривают девелоперы, ведь, по сути, это центр города, да и виды на бухту сказочные. И идея построить тут высотку приходит в голову многим. А мы хотим сохранить и само место, и его уникальность. Но как?
Я во многих городах России читал лекции на тему, как средствами современного искусства сплотить людей, дав им некую новую идею, как вернуть людям стремление общаться, предложив им некий проект, который они осуществят вместе. И я знаю, что это работает! Вот и пришла мне в голову мысль сделать это средствами искусства, стрит-арта, создав своего рода художественный феномен. Мы готовы презентовать свою жизнь как одну из частей жизни Владивостока, которую можно показывать туристам.
Многим кажется, что такие слободки с частным сектором – это вроде как деревня в городе, мол, тут все всех знают и в гости друг к другу бегают, никто дверей не закрывает. На самом деле все не так. У нас – как в многоквартирных домах: многие в лучшем случае здороваются с соседями. И объединить людей может разве что какая-то проблема. Вот когда у нас хотели перенести колодец, общаться с представителями заказчика вышли все жители. А теперь встал более серьезный вопрос – сохранение слободки как таковой…
Разумеется, в необычную, во всяком случае для людей, далеких от современного искусства, идею Павла Шугурова поверили не все и не сразу. Но когда в районе появилась первая ласточка – рукотворная детско-спортивная площадка, которую пару лет назад создал московский художник Илья Трушевский (а до той поры здесь никаких площадок просто не было), жители слободки поверили: такой план может сработать.
– Вот так мы и объединились с соседями, наши идеи разделяют действительно многие, – улыбается художник. – В доме рядом с нами, например, живет тетя Оля, которая всей душой за наш проект, и это не единичный пример. Мы хотим стать модным, трендовым, скажем так, местом. Между прочим, туристическое внимание к нашей слободе может помочь некоторым жителям элементарно решить некоторые проблемы – заработать деньги на бурение скважины во дворе, например.
Мощная сила стрит-арта
И что же стали делать Павел и его коллеги из «33+1»? Меньше чем за месяц они создали несколько арт-проектов, каждый из которых интересен, уникален, необычен. В определенном смысле молодым художникам даже повезло, ведь в слободе полно места для уличного искусства: недружелюбные заборы, страшные ржавые гаражи, пустыри. Со всем этим и работает стрит-арт во всем мире.
– Наши проекты, а их уже пять, таковы, – Шугуров ведет нас с фотокором по улице, показывая, так сказать, материальное воплощение идеи. – Первая – та самая игровая и спортивная площадка, которую нам сделал Илья Трушевский. Мы, кстати, в скором времени установим там табличку с именем автора. Между прочим, один из соседей собирался под шумок прибрать к рукам эту территорию и даже начал было ставить забор. Но, когда мы сделали площадку и она стала пользоваться огромной популярностью и у всей слободской детворы, и у подростков, и у людей постарше, соседу стало уже не так просто воплотить задуманное в жизнь, от своей идеи он отказался. Днем на этой площадке ребятня играет, а вечерами и рано утром приходит тренироваться молодежь. Ведут себя очень прилично.
Второй проект – арт-знак «Пешеход, идущий по сопкам и бездорожью». Это работа Ашота Бабыкина из той серии, которая некоторое время назад выставлялась в нашей галерее «Гараж 33+1». Да, у нас здесь и галерея устроена в бывшем гараже, и офис «33+1»…
Третий проект – часть инсталляции «Тигроград», которую мы делали на центральной площади Владивостока в честь Дня тигра. Рисунки выполнены на гараже, одном из тех, что стали нашими холстами. Причем наш кусочек «Тигрограда» очень органично вплетается в реальный Владивосток.
Далее на бетонном заборе мы построчно разложили песню Дмитрия Калугина «Владивосток» («Столица моря»). Там такие строки: «Король русалок, столица тьмы, Владивосток – все это ты!»
И завершает все концептуальное произведение Алексея Кротова «Загараживоет». Даже случайные прохожие обязательно заглядывают за угол гаража, на котором выполнен этот проект, чтобы понять, что там. Мало того! В соседнем гараже местные мужички много лет назад соорудили нечто вроде собственного бара, знаете, такие часто устраивались в постперестроечное время. С тех пор он и сохранился здесь, у нас ведь особенный район Владивостока… Кстати, они готовы показывать свое заведение и свои посиделки туристам.
Планируем (и уже согласовали это с соседями) разместить в ближайшее время множество новых арт-объектов. Программа преобразования у нас рассчитана на два года, в итоге мы надеемся создать такой мини-район, где можно в прогулках провести два часа и не заметить, как они пролетели. А наши соседи теперь все время спрашивают, когда же будет задействован и их гараж, один из них свой даже покрасил, а потом подошел к нам: мол, вот я вам холст подготовил.
Сложно сказать, сработает ли наша идея, но недавно здесь была директор одной из ведущих турфирм Владивостока, мы наметили планы совместных туров. Собираемся выпускать сувенирную продукцию, а также проводить для небольших (8–10 человек) групп мастер-классы по изготовлению одежды с художественной символикой Владивостока. Например, будем футболки расписывать из баллончиков с краской. Тетя Оля готова печь блины и угощать…
Между прочим, у нас уже была в гостях первая группа японцев. Им не просто понравилось – они были в восторге! Так что надежда есть.
Кстати
В галерее «Гараж 33+1» на днях открылась фотовыставка Яна Шпагина «Красиво заглохнувший двигатель прогресса». Ян подметил такое явление: наружная реклама в нашей стране (как и во всем мире) отживает свой срок, она перешла в Интернет, да и бизнес теперь тратит деньги на другие рекламные продукты. В итоге во Владивостоке все больше белых рекламных баннеров, пустых мест.
Белый – цвет белого флага, цвет поражения, с одной стороны. С другой – он сам по себе красивый, играет тенями, привлекает внимание. Ян сделал немало фото таких баннеров, они и стали основой выставки. Снимки распечатаны на цельном рекламном баннере, ставшем фальшьстенами галереи. Чтобы отделить снимок, Яну приходится вырезать его из экспозиции буквально ножом.
Художник надеется, что его выставка остановившегося мгновения будет смотреться свежо и вызывающе.
Все фото продаются. Одно – самое красивое – купил художник Питер Паночки, который приехал во Владивосток в арт-резиденцию при консуле Новой Зеландии и вместе с супругой посетил «Гараж 33+1». Теперь на месте основного снимка в галерее пустота, в каком-то смысле такая же, как на белых баннерах. Ян Шпагин надеется, что за время работы выставки (она продлится примерно до сентября) все фото будут проданы. И экспозиция, посвященная пустоте, станет пустотой.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ