Патент или НДФЛ? Как легально сдать квартиру
За счет приобретения гражданами патентов на сдачу недвижимости в аренду в бюджет Владивостока с 2013 года поступило З3 миллиона рублей. При этом за последние три года отмечается рост числа арендодателей, обращающихся в налоговую инспекцию за консультацией о возможных формах уплаты налогов, сообщила «В» заместитель начальника отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю Вероника Борисова.
Сегодня существует три основных способа легальной сдачи квартиры в аренду. Первый (самый невыгодный для арендодателя) – это уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Здесь главный минус – высокая налоговая ставка (13 %), а также заполнение и подача в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ со всеми приложениями. Кроме того, арендодатель обязан представить документы, подтверждающие его право владения жилплощадью. Согласитесь, эти бумажные хлопоты, а также беготня по кабинетам отнимают много времени.
Второй способ проще. Здесь арендодателю необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), работающего по упрощенной системе налогообложения. В данном случае налоговая ставка составляет всего 6 %. Помимо того, ИП должен оплачивать ежегодные страховые взносы.
Третий способ – приобретение патента для сдачи квартиры. Но и здесь хозяин жилплощади, решивший сдать ее внаем, должен зарегистрироваться как ИП и платить страховые взносы. Срок действия патента от одного до 12 месяцев, но в рамках одного календарного года. Чем срок патента меньше, тем он дешевле.
– Стоимость патента зависит только от площади квартиры. При арендной стоимости жилья до 60 тысяч рублей в месяц налог хозяину жилья выгоднее платить как физическому лицу. Если аренда выше 60 тысяч, можно регистрировать ИП и платить только 6 %, – уточнила Вероника Борисова.
Необходимо добавить, что согласно Гражданскому кодексу (ГК) РФ договором найма считается документ, заключенный в произвольной письменной форме, подписанный двумя сторонами – арендодателем и арендатором. Причем этот документ не требует нотариального заверения или государственной регистрации.
Как сообщили «В» в управлении финансов городской администрации, количество приобретенных патентов на сдачу в аренду жилых помещений за последние пять с половиной лет во Владивостоке увеличилось в 5,5 раза и составило около 600. По мнению специалистов мэрии, основными факторами роста рынка легализованной аренды является повышение налоговой грамотности населения, а также совместная работа администрации города, налоговой службы и полиции по выявлению квартир, нелегально сдаваемых в аренду.
Налоговики подчеркивают преимущество патентной системы. Суть ее в том, чтобы не подсчитывать доход, а единовременно заплатить фиксированную сумму.
Чтобы приобрести патент, владелец жилья должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сделать это можно в налоговой инспекции по месту жительства. Для этого необходимо представить: заявление о постановке на учет (заполняется по установленной форме); чек об оплате госпошлины; паспорт (копия). И все! После этого вы можете спокойно сдавать свое жилье и не бояться интереса фискальных органов к вашей персоне.
Автор: Сергей КОЖИН